16+

Новости партнёров

Lentainform

Чиновники последний раз попытаются заставить петербуржцев пользоваться аквабусами

25/03/2014

Чиновники последний раз попытаются заставить петербуржцев пользоваться аквабусами

Глава смольнинского Комитета по транспорту Александр Воробьев пообещал внести кардинальное изменение в работу водных автобусов в этом сезоне. А именно: оставить только один маршрут – Центральный (от Свердловской набережной до Университетской), обеспечить работу перевозчиков только в часы пик – чтобы те возили не туристов, а работающих граждан.


              А еще сократить интервал между катерами с получаса до 15 минут. Если и эти меры не помогут,  станет очевидно: с аквабусами Петербургу придется окончательно распрощаться.

«Субсидирование водного транспорта обходилось городу в 28,5 миллионов рублей. За счет этих денег, вынутых из бюджета Комитета по транспорту, развлекались туристы. Ведь не секрет, что катерами пользовались, в основном, они. Думаю, мы сможем найти лучшее применение этим миллионам», – заявил Воробьев. В последний сезон билет на аквабус стоил 100 рублей, но себестоимость рейса превышала 1200 рублей (максимум, который можно было собрать с 12-местного катера при полной его загрузке). Поэтому на поддержку нового вида транспорта шли деньги из городского бюджета. Катер мог кататься по городу вхолостую, вообще без людей, но бюджетные деньги все равно получал. По сведениям «Города 812», одна из компаний была в итоге оштрафована Речным надзором именно за холостые ходки. Поездки считывались датчиком спутниковой системы, который, однако, не фиксировал, пристает ли катер к дебаркадеру или просто проходит мимо. Выяснилось, что один из датчиков был установлен на личном катере владельца компании, который тоже участвовал в холостых пробежках.

В год начала аквабусной жизни, т.е. 4 года назад, действовали четыре линии, бюджет тратил на поддержку аквабусов 80 миллионов в год, а акваторию одновременно бороздили 14 катеров. Соответственно, все они могли вместить не больше 200 человек – как один вагон метро. Уже тогда было очевидно: аквабус – очень дорогой транспорт.  В интервью «Городу 812» директор компании «МБС» Малик Саркисян уверял: только превращение аквабуса в абсолютно массовый транспорт сможет убедить горожан в целесообразности пользования. Потом, когда пассажиров подсадят на эту иглу, от субсидий можно будет и отказаться. Значит, сейчас нужно, чтоб катеров было еще больше. Как и субсидий.

К 2013 году «МБС» был единственным, кто остался в буквальном смысле на плаву. Две других компании, осуществлявшие в 2010–2012 годах аквабусные перевозки, – «Русские круизы» и «ИнтерЯхтСервис» – устранились.

Опрошенные «Городом 812» эксперты – глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев и экс-замглавы управления морского и речного надзора Максим Капитонов – в один голос заявили: идея с аквабусами себя изжила, изменения, предложенные Воробьевым, не имеют смысла, они разве что убедят его в том, что с водными автобусами пора кончать.

У нас даже специальный туристический проект – музейный маршрут – и тот провалился, – отметил Зубарев. – Надо было тщательней подходить к этой идее, привлекать специалистов... Водный транспорт имеет свои особенности, которые, по-видимому, не были учтены. А мы в первый же год убедились, что эффекта не будет, потому что сами нанимали студентов, которые в течение двух месяцев мониторили аквабусные поездки и пришли к выводу: горожанам они не нужны. Так что мы еще в 2010 году знали, что у проекта нет будущего.

– А где сейчас имеет смысл проложить водный маршрут, чтобы он пользовался-таки популярностью? Кому нужна ветка от Свердловской набережной, там и жилых домов-то нет.
– На этот вопрос надо отвечать после тщательного исследования городских реалий. Поскольку нас от этого проекта отстранили, а тендер на разработку маршрутов выиграла какая-то малоизвестная фирма, я это комментировать не буду.

Когда-то в городе самой популярной была Приморская линия – от ЦПКиО до Финляндского вокзала – но, в основном, популярна у туристов. Все сходятся на том, что горожанам нужен маршрут от Рыбацкого до центра (в советские годы здесь ходили «Метеоры»). Но перегон этот длинный, а катер не развивает скорость быстрее 30 км/ч. В общем, поездка будет дорогой, а быстрой и комфортной – не будет.

Максим Капитонов также отказался придумывать «эффективные маршруты». Ему, правда, понравилась наша идея водных такси. Если бы жители какого-нибудь прибрежного жилмассива, скажем, на Октябрьской набережной, скооперировались, выяснили, что как минимум десятерым из них нужно быть каждое утро где-то в центре, например, на Васильевском, да наняли бы такое такси, получилась бы...

– Утопия, – прокомментировал Капитонов. – Найти водного таксиста-частника они, может быть, и смогли бы. Но неизвестно, согласился бы он на такую авантюру. А вести такой бизнес официально – значит, утонуть в проблемах. Вода – это вам не дорога, тут свои правила. Недаром у нас есть четкое разделение: маломерные суда и пассажирские. Они внешне могут выглядеть одинаково, но у пассажирского – совсем другие требования, к корпусным деталям, например. Кстати, на Васильевский остров не всякий катер может попасть. За Благовещенским мостом официально начинается не речная, а морская территория. Соответственно, судно должно иметь нужную лицензию, как и команда. Сделать это можно – но затраты придется вбить в цену на проезд, а как иначе? За пассажирскими судами следят порядка 30 надзорных органов. Чтобы они все были довольны, тоже требуются расходы – и это тоже скажется на цене.

– Значит, идея с превращением аквабуса в транспорт для горожан прогорит?
– Если Воробьеву удастся ее провести в жизнь, честь ему и хвала. Я понимаю, обидно: вложились в инфраструктуру, в причалы... С другой стороны, аквабусы ведь были вынуждены платить за пользование причалами. Ну вы можете себе представить, чтобы автобус платил за право остановиться на остановке?

Внедрение в Петербурге аквабусов все считают политическим жестом. Бывший тогда главой Комитета по транспорту Николай Асаул, активно их продвигавший, стал заместителем министра транспорта. Известно не менее десятка городских проектов, которые канули в небытие после смены губернатора. Аквабусы продержались дольше других.            

Нина АСТАФЬЕВА




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
‡агрузка...