16+

Новости партнёров

Lentainform

«Этнические» школы в Петербурге есть. Но их скрывают

15/04/2014

Прокуратура Красногвардейского района проверила школы и нашла там незаконных учеников-мигрантов. За это классные руководители нарушителей, а также администрация образовательных учреждений получили выговоры. Много ли в Петербурге школьников-мигрантов и как часто они нарушают закон? – выяснял «Город 812».

(6) комментировать

           Как понять, кто сел за парту

В Прокуратуре Петербурга утверждают, что  количество нарушений, связанных с незаконным обучением в школах детей-мигрантов, ежегодно снижается. При этом количество самих детей-мигрантов в городе растет.

– В 2013 году при проверке государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений выявлено 124 нарушения миграционного законодательства. Больше всего их обнаружено в Приморском, Красносельском, Пушкинском, Красногвардейском и Василеостровском районах, – говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Петербурга Ольга Качанова.

По ее словам, в предыдущие годы подобные проблемы наблюдались практически во всех  учреждениях, где учились иностранные дети. Количество таких нарушений доходило до полутысячи в год.

– Порой родители – не граждане РФ – при устройстве ребенка в школу вместо  документов приносили  бледную ксерокопию непонятно чего. Нечитаемую и без перевода на русский язык. И кто потом сел за парту? Как у китайцев: похож, вроде, а он это или не он? Неизвестно,  – рассказывает Ольга Качанова.

Такая трудная ситуация сложилась в городе потому, что не было единого стандарта – какие именно документы должны предоставлять мигранты в школы. Учебным заведениям разрешалось самим устанавливать их перечень. Но сегодня, уверяют в прокуратуре, положение дел изменилась. Потому что власти города – даже раньше, чем это было сделано на федеральном уровне,  – составили и утвердили полный список документов, необходимых для устройства в школу или детсад иностранных детей. Список состоит всего из трех пунктов: документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя); свидетельство о рождении ребенка; документ, подтверждающий право заявителя находиться на территории РФ. Все бумаги должны быть переведены на русский язык и заверены. Школы могут добавить к этому списку и другие документы – например, медкарту.

С тех пор миграционная обстановка  в школах стала исправляться, и этот вопрос больше не тревожит прокуратуру. По словам Ольги Качановой, в ближайшие месяцы плановых  проверок соблюдения миграционного законодательства в общеобразовательных заведениях не будет. Теперь прокуратура начнет проверять  средние учреждения профессионального образования.

Испорченные показатели

Миграционная ситуация в школах тревожит педагогов.  В городе сегодня обучаются почти 8,4 тысячи  детей-иностранцев (всего школьников в Петербурге 370 тысяч). Это всего 2,3 процента. Но проблемы, тем не менее, возникают.

– Школы задыхаются от  проблем, которые связаны с такими детьми. Например, когда такие детки не знают русского языка, они не могут успевать на одном уровне с нашими ребятами. И получается, что если учитель объективно  их оценивает, то в классе будет низкий процент успеваемости. Который напрямую влияет на зарплату педагога – в меньшую сторону, естественно. Иногда нужно такого ребенка оставить на второй год. И школе это также портит показатели, – говорит координатор движения «Гражданин учитель»  педагог Татьяна Иванова.

По словам другого педагога,  волонтера общественной организации «Дети Петербурга» Галины Культиасовой, бывали случаи, когда в школах 12-летним мигрантам предлагали учиться во втором классе, потому что они почти не говорили по-русски. Нередко детей- инофонов по той же причине отправляют в коррекционные школы.

– В этой ситуации крайними оказываются все. Учителя. Потому что на них ложится дополнительная нагрузка. Сами дети-мигранты. Потому что им трудно учиться и их часто травят. Их одноклассники. Потому что из-за плохо понимающих по-русски замедляется обучение остальных.  Основная проблема в том, что ситуация изменилась – в городе появились мигранты, а в системе образования никто ничего не  собирается менять.  В представлении властей, видимо,  все иностранные дети прибывают в Петербург строго к началу учебного года и  идут только в первые классы. А то, что они приезжают сюда не всегда в сентябре, и не в первый класс, и не знают языка.... Это не учитывается. Система школьного образования не гибкая, она вообще не сильно изменилась с 50-60-х годов прошлого века. Ну, появились компьютеры, а по ментальности она та же самая, что и полвека назад, – говорит Галина Культиасова.

По ее мнению, необходимо  открывать государственные курсы или предшколы, где бы детей-мигрантов специально  готовили и адаптировали к  учебе в обычных школах.

– Но  никаких бесплатных  курсов русского языка в городе нет! Ни для взрослых, ни для детей. Повесили плакаты, сделали рекламу, но курсы так и не открыли. Программа «Толерантность» не  помогает решению проблемы. По-моему, это вообще какое-то фейковое изобретение. Да, волонтеры ведут работу по обучению мигрантов русскому языку, но это единичные случаи. Органы образования  выпустили буквари для детей-инофонов.  Но кто и как по ним заниматься будет? Нет никакого механизма. И буквари просто  лежат в библиотеках. В 2014 году на обучение русскому языку детей-инофонов в бюджете запланировано 5,2 миллиона рублей, то есть, получается, где-то по 300 тысяч на район. Это зарплата одного учителя за год! Немного. В некоторых школах и правда открывают какие-то курсы – но только для своих учеников! В других районах деньги идут на всякие национальные праздники, а о реальной ассимиляции детей-инофонов никто не думает. Денег на учебные пособия на 2014 год не выделяется вообще, а на обучение взрослых город  дает всего 1,8 миллиона рублей. Это примерно по 100 тысяч на район. То есть это группа на 6 часов обучения в неделю. Или три группы по 2 часа. На весь район! И всё, – горячится волонтер Галина Культиасова.

Маленький Советский Союз

Миграционные проблемы волнуют родителей. В первую очередь тех, чьи дети оказываются в одном классе с плохо говорящими по-русски  иностранцами.  Родители жалуются, что в некоторых школах уже формируются целые классы «по этническому принципу». В начале февраля депутаты петербургского парламента направили губернатору Полтавченко обращение, в котором попросили проверить, есть ли в городских школах  подобные классы. Как  рассказал «Городу 812» один из авторов обращения депутат Владимир Дмитриев, на днях из Смольного пришел ответ.

– Пишут, что такого учета не ведется, потому что классы по национальному признаку не формируются, – разводит руками депутат.

В Комитете по образованию также категорически отрицают, что в городе есть этнические школы или классы.

– Это противоречит нашей политике! Наш город многоконфессионален и поликультурен, и такого в принципе быть не может! – утверждают в комитете.

Как выяснил «Город 812», такие классы в Петербурге все же есть. В Комитете по образованию о них  знают. Но почему-то скрывают.

Одна из подобных «этнических» школ расположена в Адмиралтейском районе, неподалеку от Мариинского театра. Директор этого учебного заведения Астгик Кочарян не скрывает, что в некоторых классах армянских детей учится больше, чем русских. И даже объясняет, почему.

– Была такая задумка, чтобы, по просьбе армянской общины, выделить школу, где могли бы учиться армянские дети. В этом году у нас в первом классе 80% инофонов – в основном, из Армении. Остальные русские, – объяснила директор.

По данным администрации Адмиралтейского района, в этой школе 53% учеников  – мигранты. Больше  всего в ней  учится армян – 34 человека, узбеков – 22, киргизов – 19. Есть также представители  Таджикистана, Кореи, Азербайджана, Молдавии, Украины. Всего в школе 190 детей. Рейтинг по  результатам ЕГЭ у нее ниже среднего, и по многим предметам она находится на последних местах в районе.

По словам Астгик  Кочарян,  проблем с обучением у армянских детей в этой школе нет.

– А у других детей – проблемы большие! Потому что если они не владеют русским  языком, значит, не владеют ключом, который открывает двери в науку.  Потому что Армения – одна  из тех республик, где  остался русский язык. Его там даже не  называют иностранным. Иностранные языки для жителей Армении – это английский, французский, испанский. А русский официально  не государственный, но он остался там как второй язык. Поэтому, в отличие от других республик, армянские дети быстро адаптируются и быстро одолевают языковой барьер. Но  мы всем детям стараемся всячески помочь, адаптировать их, натаскивать. Понимаете, это очень сложно. Усилия наших учителей – это вообще подвиг.   У нас есть программа «Сказка как адаптация детей-мигрантов в изучении русского языка». Там используются все русские сказки: «Колобок»,  «Сказка о спящей красавице», пушкинские сказки. Есть тренажеры для изучения русского языка. Я думаю, довольно много всего для инофонов, – говорит директор  Кочарян.

По ее словам, в школе никогда не бывает конфликтов на национальной почве. Это заслуга учителей.

– У нас коллектив такой добродушный, компетентный, профессиональный. И они не замечают, что там разные сидят дети. Что дети... я не хочу говорить этого слова… другого цвета, другого вероисповедания и так далее. Что у кого-то глаза такие огромные, а  у кого-то...  Просто они смотрят на детей как на детей. И всё. У нас тут маленький Советский Союз. Я этим горжусь. У нас нет никаких проблем. Школа вообще окружена заботой, теплотой – и со стороны районной администрации, и отдела образования, и Комитета по образованию, и вообще город очень хорошо к нам относится!  У нас почти  все классы оснащены техникой. Отремонтирован фасад. Каждый год ремонтируется где-то. У нас все прекрасно. Чего еще желать?  Вот только учеников мало. Побольше хотелось бы, – вздыхает Астгик Кочарян.

Школу, которую она возглавляет, власти часто приводят в пример как образец  передовой работы с детьми-мигрантами. В родительских отзывах об этой школе в Интернете можно прочитать, что армянская речь там слышится едва ли не чаще русской, не только со стороны детей, но и взрослых.

Туда-сюда

По словам специалиста отдела образования Адмиралтейского района Ларисы Тепляковой, в районе всегда селилось много мигрантов. Так как здесь расположены Сенной и Троицкий рынки,  плюс – много коммуналок и дешевых комнат, сдающихся в аренду. Соответственно, в школах района всегда было много учеников, для которых русский язык не является родным.   Но в последние годы наметилась тенденция к снижению инофонов в школах. 

– Сейчас в других районах мигрантов и, соответственно, их детей стало гораздо больше. А  у нас в течение последних пяти лет их количество практически не увеличивается. Сегодня в районе учатся 12 800 школьников. Инофонов – 820 человек, из них мигрантов – 559, – говорит Лариса Теплякова.
Работа с детьми гастарбайтеров в Адмиралтейском районе ведется с 2001 года. Поэтому опыт накопился уже большой.

– При поступлении ребенка в школу оценивается его уровень по разным предметам – так как программы в разных государствах разные, а также знание русского языка. Учитель перед началом учебного года всегда проводит родительское собрание. И если уже на собрании видно, что у родителей есть языковая проблема, то, очевидно, что и у ребенка она тоже есть. С такими родителями и их детьми ведется работа. Во-первых, в рамках программы «Толерантность» нам выделяются средства на обучение русскому языку как неродному. Во-вторых, у нас в районе есть собственный  проект – «От толерантности к поликультурности». Он направлен на воспитание общероссийской гражданской идентичности, на воспитание юного петербуржца. Параллельно в тех школах, где обучается наибольшее количество мигрантов,  создаются разновозрастные группы по изучению русского  языка.  Кроме того, там проводится обучение правилам жизни в  условиях мегаполиса  и приобщение к ценностям петербургской культуры. Начиная  с того, как вести себя на улице, в метро, правила дорожного движения. Детям объясняют, например, что в метро нужно пройти в середину вагона,  а не стоять у входа, чтобы не создавать препятствия другим пассажирам.  Что там нельзя ставить вещи на сиденье, нельзя сидеть, развалившись, и  так далее.

Занятия проходят в игровой форме, ребята сами разыгрывают сценки. Перед тем как рассказать  про Эрмитаж, некоторым детям сначала приходится объяснять, что такое музей. Что такое картина и что такое скульптура… Взрослым тоже иногда приходится объяснять. Поэтому для родителей детей-мигрантов в школах проводятся отдельные родительские собрания, где объясняется роль семьи в адаптации к условиям жизни в мегаполисе.  Создавались даже отдельные группы по изучению русского языка для родителей.  Мамочки учились, – рассказывает Лариса Теплякова.

По ее словам, денег, которые выделяет город на работу с детьми-мигрантами, школам хватает. Основную проблему она видит в трудностях с продлением регистрации иностранных учеников.

Потому что легально работающим мигрантам регистрацию дают на год, а их детям – только на 90 дней. Это означает, что каждые три месяца ребенка нужно вывозить из России, а потом снова ввозить, чтобы оформить ему новую регистрацию.

– В Конвенции о правах ребенка говорится, что все дети, независимо от гражданства, должны иметь право на образование, но наше миграционное законодательство  все-таки приоритетнее. Поэтому при поступлении в школу ребенка-мигранта его родители подписывают со школой договор, согласно которому они обязуются вовремя продлевать регистрацию, – объясняет специалист РОНО.

Списки учеников-мигрантов директор школы отправляет в УФМС. При этом контролировать законность пребывания в России этих учеников тоже должен директор. То есть следить, не закончилась ли у школьников-мигрантов  регистрация. А если закончилась – направлять уведомление родителям. Если они проигнорируют предупреждение,  директор школы должен доложить о нарушении в УФМС.

– Школы фактически  превратились в филиал УФМС. Но нельзя из образовательного учреждения делать какой-то карательный институт! Это противоречит его основам.  Задача школы – не следить за регистрацией, а обучать, – говорит Галина Культиасова.

Что при этом нужно делать с незаконными учениками,  в законодательстве четко не прописано. По словам Галины Культиасовой, их  выгоняют из школ –  в никуда.

Лариса Теплякова говорит, что детей-мигрантов не исключают, а просто прекращается договор между школой и родителями, и те сами забирают ребенка.

– Нигде не предусмотрено, чтобы детей, у которых закончился срок регистрации, исключали из школы, – утверждают в прокуратуре.

Миграционные правила в этом вопросе очень хитрые. Как объяснили «Городу 812» в прокуратуре города, если у обоих родителей-мигрантов есть годовое разрешение на работу, то их ребенок  может находиться в городе целый год (по заявлению родителей ему продлевается регистрация). А если, к примеру, у папы-гастарбайтера такое разрешение есть, а у мамы ребенка, приехавшей с ним, нет, то она вместе с ребенком должна каждые 90 дней выезжать из России.

- Школы никто не наказывает за то, что у них учатся дети без регистрации. Школы наказывают за то, что они не сообщили в УФМС о том, что у такого-то ребенка истекла регистрация, – объяснила миграционно-педагогические тонкости представитель прокуратуры города Ольга Качанова.

По ее словам, жалобы граждан на этнические классы в ведомство не поступали.

- Прямого запрета на создание  таких классов нет. Но исходя из того, что говорил президент о недопустимости появления анклавов, все-таки необходима ассимиляция таких детей. А ассимиляция возможна, если они будут рассредоточены, а не замкнуты в своем социуме. Но мы не видим возможности воздействовать на эту ситуацию мерами прокурорского реагирования, – констатировали в горпрокуратуре.                   

Мария ГОРДЯКОВА



Комментарии:

"нельзя из образовательного учреждения делать какой-то карательный институт" Почему? Они уже превращаются в филиал ФСКН и Центра Э.

Написал Тень - 2014-04-15 21:36:27 / ответить

Школу"грамотно выбирать" не получится.В хорошую школу надо ещё попасть,идёт жёсткий отбор,учитывается материальная составляющая родителей.Негласно,конечно.Иногда просто некому далеко возить ребёнка.Дворовые школы ОБЯЗАНЫ принимать всех детей по месту прописки.Знакомая учительница рассказывает ужастики про то,как дети,не знающие русский язык,обучаются с носителями языка.Чтобы его опросить или добиться какого-то ответа,уходит много времени на уроке,остальные откровенно скучают или смеются над нерусским,которые озлобляется и начинается межэтническая рознь до драк.Идёт"воспитательный"процесс:он чурка,а с их сторон:бей русских.Полных знаний не получают ни русские,ни другие национальности.Наплыв из бывших республик огромный,учителя в шоке.Не надо быть ханжами.Реально должно быть раздельное обучение,геноцид здесь не при чём.Реалии жизни.Страдают и те,и другие.

Написал Смирнова.Н. - 2014-04-16 10:50:18 / ответить

Подписываюсь под последними 3 предложениями.

Написал savdem - 2014-04-16 10:59:01 / ответить

Спасибо.Давая комментарий,не прочитала основную статью,ответила на комментарии и изложила свой взгляд на проблему,которую знаю не понаслышке.Знакомая учительница работает как раз в Красногвардейском районе,где огромный приток мигрантов.Чиновники от образования хотят быть толерантными,политкорректными за счёт русских детей,которые страдают от недополучения знаний,вернее,возмущены родители,ребёнку всё равно,он не понимает.Толерантность с вывихом:родители и дети ненавидят мигрантов,а эти ненавидят русских.Проблема серьёзная.Но легче порисоваться "дружбой народов",чем честно вскрыть этот нарыв.В общем,не негр,а афроамериканец.

Написал Смирнова.Н. - 2014-04-16 11:11:28 / ответить

Проблема еще и в дебильности нынешней системы образования, когда учителю просто невыгодно ставить двойки и оставлять на второй год - это бьет и по его зарплате, и по фонду школы. Если учитель такой принципиальный, что готов жертвовать своими деньгами, его уволит директор - он-то своими деньгами жертвовать не намерен. При этом тем, кто бюджет выделяет, абсолютно по барабану, отчего такая ситуация происходит, какая у нее динамика - учитывается только формальный результат. Получил учитель в начале года класс двоешников, которые вообще ничего не понимают, вывел их на стабильные тройки-четверки, хорошо это? Нет, это очень плохо. Должны быть только пятерки. Тогда премии. Отсюда очковтирательство начиная с первых классов и заканчивая ЕГЭ, которое преподаватели сами пишут за своих подопечных, чтобы не вскрыть весь этот поток фальшивых оценок. Идеи "эффективного менеджмента" в жизни.

Написал Oleg_I - 2014-04-16 14:59:27 / ответить

Все комментарии

Оставить свой комментарий



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru