16+

Новости партнёров

Lentainform

«Проект освоения подземного пространства» Ленинграда в 70-х годах опередил китайский на 25 лет

11/07/2014

«Проект освоения подземного пространства» Ленинграда в 70-х годах  опередил китайский на 25 лет

Городские власти объявили о программе строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Она рассчитана до 2020 года. Бизнес, на который вся надежда в смысле финансирования, относится к таким узлам сдержанно. Впрочем, ряду экспертов идея ТПУ нравится. И вообще, все это было придумано еще при советской власти, а тогда плохого не придумывали.


          Делим узлы на три части

ТПУ разделены на три группы. В первой предусмотрены все виды пересадок – с местного транспорта на дальний или вообще на международный. Это, прежде всего, аэропорт «Пулково» и железнодорожные вокзалы.

Вторая группа не связана с дальними перевозками, такие ТПУ возможны на железнодорожных станциях в Пушкине, Колпине, Сосновой Поляне, Сестрорецке, Удельной.

Третья группа объединит внутригородские пересадки, эти ТПУ должны расположиться у станций метро: как существующих – «Сенная  площадь», «Балтийская», «Пионерская», «Ленинский проспект», так и будущих – «Путиловская», «Проспект Славы».

Идеология проекта такова: ТПУ должны быть оборудованы перехватывающими парковками. Поскольку стоимость любого транспортно-пересадочного узла – несколько миллиардов рублей, все проекты могут быть реализованы только на основе государственно-частного партнерства. Интерес со стороны инвесторов и будет определять последовательность строительства узлов.

Специалисты считают, что при строительстве ТПУ не обойтись без освоения подземного пространства.

Ездили на трамваях, думали о «Фордах»

ТПУ придумали еще при Советской власти.  5 марта 1983 года Исполком Ленсовета выпустил решение № 128 «Об использовании подземного пространства Ленинграда». В пункте 13.1 говорилось: «Станции метро, особенно пересадочные узлы, должны  являться основой формирования крупных многофункциональных комплексов с активным использованием подземного пространства».

Решение принималось не на пустом месте. В его основе лежал «Проект освоения подземного пространства». Это около сотни томов, расчетов и обоснований (включая резервирование территории), созданных за 25 лет двумя десятками институтов, ведущим был «ЛенНИИпроект».

Сотрудники КБ ВиПС разыскали эти материалы по разным архивам. Самая первая карта говорит о перспективах жилого строительства в 1961–1965 годах, следовательно, она рисовалась в 1950-е. Итоговый том с сухим названием «Генеральная схема планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда»  датируется 1977 годом и читается сейчас как футурологический роман.

Скажем, там есть романтический железнодорожный тоннель длиной 15,5 км с двумя пересадочными станциями под Московским и Финляндским вокзалами, а также десяток крупных автомобильных тоннелей.

Более реальные ТПУ были задуманы под площадью Мира (ныне Сенная), пл. Восстания и Заневской пл. На озере Долгое еще не было ни одного жилого дома, а в схеме к ним «подогнаны» подземные парковки. Тут же приведен расчет количества автомобилей на 1 тысячу жителей к 2000 году.  В стране не было ничего кроме «Жигулей», а в документе указана цифра 180. И этот прогноз почти подтвердился. Сейчас – 230.  

Кшиштоф Поморски, технический директор КБ ВиПС убежден, что эта была беспрецедентная по мировым масштабам работа.  Впервые в мире был создан единый комплексный проект городского подземного пространства. В Канаде подобные проекты появились через 10 лет, в Китае – через 25.

Сейчас, конечно, время упущено – земля распродана, резервов нет даже для строительства немногочисленных станций метро. Например, задуманная при СССР выездная трасса на Всеволожск будет застроена жильем. Но для локальных проектов идеи 1977 года можно использовать.

ТПУ и МФК – близнецы-братья 

КБ ВиПС разработало инициативный проект реконструкции Гамбургской площади. По всем генпланам Петербурга пересечение проспекта Славы и Софийской улицы станет транспортным узлом, соединяющим многие районы города. Необходимо развязать оживленный перекресток на разных уровнях. В проекте предложено забрать Софийскую улицу в тоннель и приподнять над землей проспект Славы, а также построить подземный паркинг.

На четырех углах перекрестка предложены  4 здания общей площадью 50 тыс. кв. метров, соединенные переходами на разных уровнях. В комплекс включено также здание площадью 42 тыс. кв. метров, оно выходит на улицу Турку. Все они предназначены для торговли, развлечений, офисов. Это многофункциональный комплекс, построенный  над потоками машин. Стоимость строительства ТПУ – 9 млрд руб., срок окупаемости при использовании механизмов ГЧП – 7 лет.

По словам г-на Поморски, важно не только развязать две трассы. ТПУ как многофункциональные комплексы могут ослабить транзитные потоки, став локальными городскими центрами для одного или нескольких районов. В частном случае – остановить тех, кто едет в «Мегу», а потом помчится обратно.

Александр Шарапов, президент компании NAI Becar:
– Надеюсь, что для строительства ТПУ в Петербурге будет создан проектный офис с участием РЖД и  городской администрации. Надо считать экономику и проходить согласования. Самый ранний срок появление первых ТПУ – через три года.

В проектах ТПУ бизнесу интересна  плоскостная инфраструктура – паркинги и сервисы (торговля, общепит) около железной дороги. Паркинг окупается достаточно быстро – 7-9 лет. При стоимости земли, которая приближается к 5 тысячам долларов за кв. метр,  окупаемость ТПУ  составит 15 лет. Но бизнес не может идти в такие проекты без дотаций со стороны государства.                

Вадим ШУВАЛОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве