16+

Lentainform

«Плагиат в диссертациях возмущает многих, плагиат в кино и на ТВ – почти никого»

03/09/2014

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Для комментирования идущей полным ходом российско-украинской войны телепередачи нормального материала не дают. Единственное, что понятно: десантники поехали на учения в Ростовскую область, а оказались на Украине. Но анализировать обрывки информации бессмысленно, тем более что в целом все ясно: события в бывшей УССР сильно напоминают участие Советского Союза в гражданской войне в Испании.


          Поэтому обращусь к отвлеченной от политики теме – сериалу «Нюхач», который сейчас второй раз транслируется на Первом канале (сделан он, кстати, на Украине). Сериал само себе убогий, однако этот украинский товар хорош тем, что на его примере можно проанализировать проблемы общего характера. Первая и главная из них связана с темами первичности, вторичности и вообще заимствований, порой доходящих до плагиата. Забавно, что плагиат в диссертациях возмущает многих, плагиат в кино и на ТВ – почти никого.

Однако у этой проблемы есть «андеграунд», связанный с ней как причина со следствием. Я имею в виду резкий упадок творческой способности тех, кто делает ТВ сериалы, да, впрочем, любые передачи на телевидении. Полагаю, что это связано не с тем, что исчезли талантливые люди, а с той негативной селекцией, которую в течение почти 15 лет проводят кадровые службы телеканалов. Талантливых изгнали, остались послушные. Бездарными целиком их назвать нельзя, однако любопытно, что ничего нового придумать они не могут – в состоянии только пародировать, пересмешничать, подражать или, говоря попросту, воровать чужие идеи и идейки. Характерный пример – Иван Ургант.

В статье Википедии о программе «Вечерний Ургант» в самом начале сказано: «Является аналогом американских программ формата «Late Night Show» («Ночное шоу»)». В целом верно, так и есть, однако когда в YouTube я посмотрел репрезентативные образцы, то обнаружил, что, к примеру, из «Late Show with David Letterman» непосредственно заимствованы не только студийная мизансцена, но даже фирменные кружки (!), из которых пьет ведущий и приглашенные для «funny interview» гости. Вот до чего дошла степень скомпилированности и отсутствия собственных идей!

Если переходить к фильмам, то изгнание талантливых приводит к «ремейкам» типа переделок «Кавказской пленницы» и «Веселых ребят». Бездарности, дорвавшиеся до продюсерских и режиссерских должностей, на создание нового неспособны, а использование чужого позволяет как-то держаться на плаву.

Однако тут всегда срабатывает закон: беря чужое в надежде заместить или скомпенсировать собственную бездарность, все равно результат получают убогий. К примеру, сначала появляются мифологические представления об ундинах, духах воды, прекрасных девушках, потом появляется немецкая повесть 1811 г. немецкого романтика де ла Мотт Фуке, потом В. Жуковский пишет балладу «Ундина», а в итоге появляется дезодорант «Ундина», снабженный приятной отдушкой с запахом яблока (его производило народное предприятие «Аэрозоль-автомат» в Карл-Маркс-Штадте, ГДР). Переделки – это всегда дезодорант.

«Нюхач» (2012–2013) все это иллюстрирует в комбинации. Во-первых, сам заглавный герой, обладающий уникальным обонянием, способностью различать запахи и, главное, называть химические формулы соединений, в целом вторичен, поскольку был фильм «Опасный возраст» (1981, сценарий Романа Фурмана, «нюхач» – эксперт-парфюмер Наркис Михайлович в исполнении Ю. Будрайтиса), был сериал про доктора Лайтмана «Обмани меня» («Lii to Me», 2009–2011, США), наконец, на НТВ в утреннее время безостановочно идет примитивный полицейский сериал для детей «Возвращение Мухтара», где «нюхачом» является собака, а целью – воспитание у деток любви к полицейским. Собственно говоря, «нюхач» из украинского сериала – это симбиоз из Наркиса, Лайтмана и собаки Мухтара, выполняющий оперативно-розыскные функции и функции детектора лжи.

Сделан симбиоз не бог весть как удачно, но главное – глубоко вторичен. Меня в подобных случаях всегда интересует отношение авторов к своим получужим детищам: а не обидно? а не стыдно? а ничего, что все уже придумали до вас, а у вас, судя по всему, сообразилка кончилась? Причем и в культуре в целом отношение к вторичности-третичности весьма толерантное: вроде бы всем уже наплевать, что образ, генерирующий сюжет, придумали другие люди.

«Нюхач» как сериал сильно растянут, детективные сюжеты в каждой серии слабы, о понятии «темпоритм» авторы не слыхали. Т.е. не случайно они воспользовались уже готовым образом – таланта-то нет, а его отсутствие сказывается и на сценарии в целом, и на всех компонентах фильмов.

Во-вторых, сериал позволяет придумать персонажей и тесно связанные с ними сюжеты сразу на 12-16-далее сколько угодно фильмов, поскольку качество не волнует никого. Собственно говоря, для полноценного фильма сначала надо найти яркие, содержательные образы, позволяющие потом связать их сюжетом, который они в себе потенциально содержат. И так на каждый фильм!

Сериал с постоянным набором персонажей избавляет от необходимости делать это для каждого фильма. Я не имею в виду романный сюжет, который не вмещается в одну серию, как, скажем, в «Семнадцати мгновениях весны» или «Оттепели» (впрочем, на три серии искусственно растянутой). Я имею в виду конкатенацию сюжетно не связанных серий с общими главными героями. Это технологично, т.к. не надо на каждый фильм иметь талантливых сценаристов и режиссеров, которых выжили с ТВ и добивают в кино, а оставшимся бездарям не требуется самим искать главного героя, потому что его можно где-нибудь стырить. Причем начинают сериал одни режиссеры и сценаристы, потом подключаются совсем уж бездарные штукари, как это произошло, например, с «Тайнами следствия». И гонят, гонят дезодорант на народном предприятии.

Именно подобные сериалы погубили и актеров, и кино, и – главное – зрительский вкус. Бесконечные «Воронины» или «След» на Пятом – типичная киноонкология, опухоль для вкуса телезрителей. Кстати, давно мертвый Пятый канал мне не жалко, мне жалко погубленных им зрителей.               

ранее:

«Фильмы 1948 года – «Суд чести» и «Русский вопрос» сейчас снова стали интересны...»
«Преодолев внутреннее сопротивление, я втянулся в просмотр...»
«Зюганов в образе ручного, одомашненного коммуниста, ест с президентской руки...»
«Очевидно, что создателям сериала, Куприн нужен, чтобы придать этой белиберде авторитетность»
Что режиссер Хотиненко сделал из «Бесов»Достоевского