16+

Новости партнёров

Lentainform

Зачем Петербургу трамвай? Какие мосты через Неву надо строить в первую очередь?

04/09/2014

Зачем Петербургу трамвай? Какие мосты через Неву надо строить в первую очередь?

На эти и другие транспортные темы «Город 812» беседовал с Михаилом ПЕТРОВИЧЕМ, руководителем «Лабграда» (Лаборатории градопланирования).


           – Вы проводите международную конференцию по проблемным пространствам Петербурга, все они связаны с вокзалами – Московским, Балтийским, Ладожским, а также с будущей станцией метро «Южная». Это что -  самые горячие точки транспортного Петербурга?
– Мы начали заниматься городскими узлами потому, что градостроительство в Петербурге во многом свелось к зонированию и перезонированию городских территорий. А город – это сложная конструкция из многих узлов и связей между ними: это улицы и дороги, транспортные, инженерные и визуальные коммуникации. Весь Петербург – это тоже узел в глобальном масштабе. Узлами являются площади, станции метрополитена, торговые комплексы. Эту коммуникационную структуру мы потеряли и в Градостроительном кодексе, и в практике планирования. Это привело к тому, что мы стали терять резервы территорий под будущие улицы и дороги, перестали заниматься планированием развития городских пространств. А Петербург – это прежде всего пространство, а не сумма земельных участков и функциональных зон.

Решение задачи восстановления коммуникационного фундамента развития города мы начали с понятия транспортно-коммуникационного пространства. Это пространство, в котором определяющую роль играет передвижение людей, причем независимо от вида транспорта.

Пространственный анализ показал наличие более 100 узлов, формирующих образ города и определяющих качество работы  его транспортной системы. Вот из них мы и выбрали объекты для нашей работы – узлы Московского, Ладожского и Балтийского  вокзалов.

А вот узел Южный, который предполагается формировать в районе поселка Шушары, где заканчивается пятая линия метрополитена,  отличается от всех прочих. Это не компактный узел, а большой узловой район. В него входят и строящаяся станция метро «Южная», и даже аэропорт «Пулково». В этот район приходит существующее Московское шоссе и строящаяся скоростная магистраль Москва – Петербург.

Комплексный подход к преобразованию наших объектов позволил  увидеть не только чисто транспортное решение, но и новые площадки для развития территории: например, в узле Московского вокзала к югу от Обводного канала, возле Балтийского вокзала   также вдоль Обводного. В узле Ладожского вокзала нам показалось целесообразным  продлить уже существующую площадь, расположенную на эстакаде.

В Южном узловом районе необходимо предусмотреть коренные преобразования планировочной структуры – например, связь с  аэропортом «Пулково» дополнительно к кольцевой автодороге.
Хотелось бы рассмотреть подробно и такие горячие точки, как  площадь Ленина, Московская площадь, Заневская площадь, узел Старая Деревня. Необходимо рассмотреть и проблемные связи: набережные Обводного канала, Невы, Ленинский проспект – проспект Славы, въездные магистрали города.

– Вам не кажется, что  Ладожский вокзал построен очень неудачно? Поезда на север и восток должны зайти туда по единственному железнодорожному мосту через Неву, чтобы потом выехать обратно...
– Действительно, сейчас ситуация выглядит странно. Но вокзал задумывали еще в царской России как транзитный на пути в Финляндию. И эта идея сохранилась в советские времена. Увы, вокзал не стал многофункциональным: поезд Москва – Хельсинки оказался единственным, идущим на Запад.

– У аэропорта «Пулково» обширные планы по увеличению пассажиропотока. Может, имеет смысл построить там железнодорожный вокзал, как это сделано во многих европейских городах?
– У нас нет такого пассажиропотока. Но идею можно обсуждать. Например, если нелетная погода в Москве или Петербурге, железная дорога перевозит авиапассажиров по тем же билетам. Или наоборот, сбой на железной дороге – включается авиация. Но эта схема заработает, если появится единый оператор таких перевозок. Но это маловероятная история.

– Рядом с «Пулково» развивается деловая зона. Плюс рядом «Экспоцентр», который должен заменить «Ленэкспо», плюс строящийся город-спутник «Южный». Разве не причина построить вокзал?
– Тогда надо решать весь комплекс проблем, включая вход в город высокоскростной магистрали и скоростной автомагистрали Москва–Петербург. В проектах автомагистраль просто упирается в КАД, а железнодорожная ВСМ приходит на площадь Восстания. Возможно, их надо привести в деловую зону «Пулкова». Тогда появится Южный терминальный район, он будет интересен для инвестирования. Там могут появиться офисы, предприятия и т.д. с несколькими способами туда попасть.

– Много говорят о новых мостах через Неву – но денег на все идеи не хватает. С какого моста вы бы начали?
– С Большого Смоленского моста – в городском, а не скоростном варианте.

– Что это значит?
– Нужны подходы с этому мосту в варианте городской автомобильной дороги. Но метрополитен важнее моста.

– Куда надо вести метро?
– Прежде всего – шестую линию на юго-запад.

– А станцию у нового футбольного стадиона вы бы вообще не строили?
– В градостроительной теории существует понятие «использовать ситуацию».  Футбол – это аргумент. Есть флаг – чемпионат мира по футболу-2018. Под него можно строить метро в Приморский район. Разве можно от этого отказаться? Хотя шестая линия тоже имеет значение для улучшения транспортной ситуации в целом.

– Вечная модная тема – возвращение в город трамвая. Где трамвай на самом деле нужен?
– На всем Московском проспекте. И даже – от «Пулкова». Там есть и пассажиропоток, и место для рельсов. Это должен быть современный трамвай, но идущий с частыми остановками для удобства пассажиров.

Вообще, трамвай хорошо работает там, где он помогает преодолевать такие барьеры как железнодорожные пути – это проще, чем поднимать на путепровод автодорогу.

В Страсбурге мэр победил на выборах, пообещав построить супертрамвай, соединяющий туристический центр, студенческий городок, университет и проходящий под привокзальной площадью. Сложились три фактора: амбиции будущего мэра; он угадал пассажиропотоки от делового центра к студенческому кампусу; трамвай позволил быстро и удобно преодолевать железную дорогу. Мэр выполнил обещание – избрался на второй срок.

– Иными словами, у политиков должны быть урбанистические амбиции?
– Наша задача – направить их в правильное русло.

– Мне кажется, неплох был бы трамвай в коридоре Ленинский проспект – улица Типанова – проспект Славы.
– По пассажиропотоку трамвай там нужен, но места на земле нет. Эстакады – это очень неудобно. Тогда на трамвай по-быстрому не запрыгнешь.

– А в коридоре Российский – Индустриальный проспекты?
– Кто будет ездить? Здесь жилье и там жилье.

– Еще одна обсуждаемая везде тема – велосипедные дорожки. Где их строить прежде всего?
– Политехнический институт – Приморский район. Идем от студенческого узла к массовому жилью.

– А в центре Петербурга?
– Набережные Мойки и канала Грибоедова.

– Старая тема: использования существующих железных дорог для создания городской электрички. Можно быстро проехать от Автова до Ланской с остановками в разных полезных местах. Это актуально?
– Технически это возможно. Но будет работать, если на каждой остановке сидит деловой центр. Вышел из электрички – и через пять минут на работе.

– Около «Электросилы» как раз проходит железная дорога.
– Одного центра мало. Кроме того, купив там стройматериалы, никто не потащится с ними на электричку.

– Городские власти предложили построить крупные подземные паркинги около Витебского и Балтийского вокзалов, под Владимирской и Греческой площадями. Потому что там меньше придется перекладывать инженерных сетей. А с точки зрения урбаниста – паркинги именно там и нужны?
– Главное – не интенсивность инженерных  сетей, а клиенты. Не уверен, что там хватит платежеспособной публики.

– А где она есть?
– Нужно изучать эту проблему. Может быть, на площади Искусств, может быть, у Мариинского театра. 

– На Сенной площади собираются снести торговлю и устроить парковки. Это хорошо?
– Главный вопрос – кто там ключевой клиент. В XVIII–XIX веках это были торговцы с возов. Под них построили торговые ряды. В постсоветские времена там собирались люди в поисках дешевых продуктов, и площадь заросла ларьками.

По моим ощущениям, Сенная сейчас становится центром притяжения студенческой молодежи – рядом несколько вузов. Они считают площадь своей, они стали, говоря языком урбанистов, агентами места.

Им нужна не только автостоянка, но и велостоянка, и трамвай продлить до Литейного проспекта. Сенная должна поддерживать инновационный учебный кластер.              

Вадим ШУВАЛОВ, фото tjizn.ru

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...