16+

Lentainform

У глагола «тупить» появилось новое грамматическое свойство

17/09/2014

У глагола «тупить» появилось новое грамматическое свойство

Телевидение упростилось до предела. На первый план вышел скелет, состоящий из трех опорных костей: пропаганда образа Путина и его «войны за мир», халтура (сериалы) и самодеятельность. О последней я и хочу порассуждать.


          В фильме «Берегись автомобиля» Евгений Евстигнеев, игравший руководителя самодеятельного театра, произнес фразу, глубокий смысл которой в полной мере проявлен сейчас на ТВ: «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные».

ТВ давно стало главным пристанищем для самодеятельности: начиная от КВН и «Comedy club» и заканчивая комедийными сериалами ТНТ и СТС, «Comedy woman», «Уральскими пельменями». С КВН я начал не случайно, ибо бóльшая часть нынешних мастеров от Якубовича до Мартиросяна вышли именно из студенческой самодеятельности и из КВН – программы давно мертвой и несмешной, но бесперебойно выходящей в эфир в самое престижное время. Впрочем, есть примеры и другого рода – бесконечные передачи про космических пришельцев на РенТВ или, например, телефильмы типа «Чапаева ликвидировать!» – о том, что комдива на самом деле убил Троцкий. Псевдоисторическая линия, «альтернативная история» занимает на ТВ важное и почетное место.

Но главное место в опции «самодеятельность», конечно, занимает производство несмешного юмора. В парадигме нашего ТВ, в которой первым номером идет опция «пропаганда», заменяющая информацию и аналитику, несмешной юмор не является оксюмороном, а представляет собой совершенно закономерный феномен. Его генезис вытекает из двух установок: первая – развеселить народ, который, согласно опросам, настоятельно требует еще больше развлекательных программ, вторая – веселя, прежде всего иметь в виду многочисленные табу, главное из которых – категорический запрет на «политику», особенно Путина (антипутинский фольклор выдавлен в Интернет, где процветает и ширится). Естественно, можно смеяться над Обамой, Псаки, Меркель и т.п. (ср. с политической сатирой советских времен на политику Аденауэра), но это присутствует в ничтожных количествах – видимо, из боязни невыдачи виз, что, если учесть образ жизни телеюмористов, для них весьма важно.

Судя по реакции зрительных залов, несмешной юмор аудитории вполне устраивает и воспринимается как смешной. В этом плане наиболее характерный пример – Незлобин Александр Васильевич (род. 1983), бывший КВНщик из Екатеринбурга, ныне резидент и одна из звезд «Comedy club», автор сериального ситкома «Неzлоб» и т.д. Незлобин А.В. – характерный социокультурный феномен: производитель несмешного юмора, бездарность, крайне самонадеянная и самодовольная. Для батальона таких Незлобиных, возглавляемых циничным ловкачом Гариком Мартиросяном, лидером «Comedy club», выращенным  из команды КВН «Новые армяне», сейчас на ТВ самое время для расцвета.

Понятно, что для Мартиросяна и его команды несмешной юмор – это бизнес. Отдельный вопрос – зрители. Ведь, в сущности, граница смешно/несмешно – это дело привычки, а точнее, дрессировки, создания условных рефлексов у зрителей, и поскольку есть реальный социальный запрос на веселуху, зрители, ждавшие смешного, начинают смеяться и от того, что в абсолютных координатах смешным не является. Зрителей этих отличает биологическая радость бытия, как у обезьяны, получившей банан, т.е. с ними легко работать.

В итоге же коллективных усилий циников с одной стороны и «обезьян» с другой смех приобрел полную свободу от вызвавших его текстов, от содержания, постепенно перейдя в смех «сам по себе», «смех-в-себе», а затем уже и в смех истерический, начинающийся просто по команде ведущего, который регулярно выкрикивает: «Под ваши аплодисменты!» (главная команда на ТВ), и именно это демонстрируют аудитории «Comedy club» и «Уральских пельменей».

Они играли в КВН и навсегда на этом уровне остались, поэтому то, что они демонстрируют, – это уровень обычной студенческой самодеятельности. Играть на сцене они не учились, оттого набор мимик, движений и поз ограничен; получились грубо намеченные «маски», не играющие, а кривляющиеся – они уверены, что для комического жанра ничего другого и не требуется. Что еще надо, чтобы зритель смеялся?

Монологи и репризы они пишут сами или им пишут самодеятельные же бригады «текстовиков», но все остроты из них уже давно вышли (шоу «Comedy club» выходит на ТНТ с 23 апреля 2005 г.), поэтому теперь, после десятилетия упорного «острения», они или повторяют другими словами старые тексты, или просто бессмысленно дурачатся (пример – «Юнайтед секси бойз»). И это повторяется из раза в раз. Один раз посмотреть можно, вроде забавно ребятишки дурачатся, однако они это демонстрируют годами. И теперь на них равняются и профессиональные актеры – взять, к примеру, сериал «Воронины», не говоря про «Универ». Точно такая же самодеятельность, что и в «Пельменях», потому что там, где профессионалов еще не вытеснили, они срочно мимикрировали под «пельменей». Как поет ресторанный шансонье Шуфутинский, «никто, ребята, не поставит нам заслончик».

В современной культуре у глагола «тупить» появилось новое значение и новое грамматическое свойство. Если раньше он был только переходным, то теперь можно просто тупить, без объекта действия. Что делали? – Тупили. Тупить стало обозначением способа проведения досуга, и тем же занято ТВ. Это уже целая философия жизни.         

ранее:

«Плагиат в диссертациях возмущает многих, плагиат в кино и на ТВ – почти никого»
«Фильмы 1948 года – «Суд чести» и «Русский вопрос» сейчас снова стали интересны...»
«Преодолев внутреннее сопротивление, я втянулся в просмотр...»
«Зюганов в образе ручного, одомашненного коммуниста, ест с президентской руки...»
«Очевидно, что создателям сериала, Куприн нужен, чтобы придать этой белиберде авторитетность»