16+

Lentainform

Какие сериалы не про кагэбэшников можно посмотреть

10/10/2014

ЛИЛИЯ ШИТЕНБУРГ

Пока на Первом канале показывают очередной сериал из трудной жизни кагэбэшников, те зрители, у которых есть возможность выбора, смотрят новинки нынешнего телесезона.


      В этом им может помочь, в частности, проходящий в эти дни Санкт-Петербургский международный медиафорум, где в одной из многочисленных программ как раз и собраны отличные и просто любопытные современные телесериалы.

Жемчужина в тамошней коллекции – это, конечно, «Настоящие детективы», сериал НВО, написанный Ником Пиццолатто и поставленный Кэри Фукунагой. Война с чистым злом в душном аду американского юга, фолкнеровского качества тексты, Вуди Харрельсон и – особенно – Мэтью Макконахи, в очередной раз раздвигающие границы представления о том, что может сделать актер в телесериале. Если посмотреть все восемь серий первого сезона подряд (как это предлагает программа) и вполне проникнуться финалом, расширение сознания и даже что-то вроде жизнеутверждающего пафоса гарантировано. Что весьма неплохо, «ибо ночь темна и полна ужасов», как сказано в другом известном сериале.

А тем временем одно за другим выходят продолжения лучших телевизионных проектов. Пошел последний – седьмой – сезон «Сынов анархии», соответствующий, согласно повествовательной структуре Курта Саттера, пятому акту в трагедии. В Чарминге все плохо. Потерявший любимую женщину, а с ней и последнюю надежду, молодой король байкеров Джекс Теллер идет по классическому пути, проложенному задолго до него героями «трагедий мести». Джекс начинает убивать всех подряд, стравливая один преступный клан с другим. Все усилия, потраченные на хитроумные интриги по избавлению клуба «Сынов анархии» от криминального прошлого и настоящего, пропали втуне. Джекс, бывший меланхоличный «милый принц» в кожаной куртке, превращается в банального живодера. Будем надеяться, у Курта Саттера хватит сил для того, чтобы начертить ближе к финалу настоящий трагический катарсис. В конце концов, даром он, что ли, так внимательно читал Шекспира?!

Зато в английском «Аббатстве Даунтон», наоборот, наступили мирные дни. Первая мировая война закончилась, раны ее постепенно залечиваются, Англии предстоит короткий и сладостный момент передышки между двумя мировыми войнами (если создание Феллоуза дотянет до Второй мировой, я, честно говоря, буду готова съесть собственную шляпку – сериал, к сожалению, выглядит довольно уставшим). Семейство Кроули благоденствует по мере сил и финансовых возможностей: автору сценария, представителю старинной дворянской фамилии Джулиану Феллоузу как мало кому другому известно, что переживала родовая земельная аристократия после войны (не случайно следующая война сделает пьесу «Вишневый сад» одной из самых репертуарных на английской сцене). А пока герои с азартом осваивают все новомодные штучки: джаз, суфражизм, радио, добрачный секс.

Лучше всех все равно остается вдовствующая графиня Грэнтем в исполнении невообразимо прекрасной Мэгги Смит – стоит этой грандиозной старой курице (то есть пожилой леди, конечно же) только слегка расширить и без того огромные навыкате глаза, озадаченно поведя бровью, как все становится на свои места: и джаз, и радио, и секс. И весь этот сомнительный вздор, который сегодня есть, а завтра нет (вроде демократии или супружеской любви), тут же занимает отведенную ему полочку в арсенале могучей английской традиции. То, что не найдет одобрения у вдовствующей графини, будет попросту безжалостно отменено. Рано или поздно. Она подождет. У настоящей леди всегда есть время.

А двумя десятилетиями раньше в Нью-Йорке в одной из городских клиник служит доктором герой еще одного хорошего английского актера – Клайва Оуэна. Новый сериал известного кинорежиссера Стивена Содерберга (давно грозившегося уйти из большого кино) повествует о трудовых буднях в больнице Никербокер (по ее сокращенному прозвищу – «The Knick» – и называется сериал). Вы думали, у доктора Хауса была напряженная жизнь? А представьте себе то же самое, но без МРТ, без лазера, без рентгена, без качественной анестезии, без антибиотиков и зачастую без электричества. Герою Клайва Оуэна не до хитроумного дифференцированного диагноза – диагнозы как раз у пациентов самые очевидные. Помирают люди. Нескончаемый поток людей, гибнущих без операций, во время операций и от последствий операций. Противостоять этому невозможно – но делать нечего. И доктор, вколов себе очередную дозу кокаина в китайском притоне неподалеку (иначе ни сил ни нервов не хватит), снова и снова входит в «операционный театр».

Тут штука не в том, чем все это кончится (в сериале), а в том, насколько хватит сил. Отчаянно энергичная работа в безнадежной ситуации – это вдохновляет. Медицинский сериал, особенно отягощенный историческими реалиями, кроме всего прочего – превосходное лекарство от прокрастинации, т.е от откладывания дел на потом. Если, конечно, не делать просмотр сериала оправданием прокрастинации.

К недавнему референдуму о независимости Шотландии приурочена премьера роскошного дамского сериала «Чужестранка» по роману Дианы Гэблдон. Ужасно привлекательная героиня, молодая  англичанка, вся такая порывистая и остроумная, путешествуя с мужем по горной Шотландии в 1945 году, прикоснувшись к древним кельтским камням, неожиданно совершает прыжок во времени и попадает в середину XVIII века. А там последние якобитские войны, антисанитария, суровые хайландеры в килтах, шотландцы ненавидят захватчиков-англичан, все говорят на гэльском языке, и вообще женщине нелегко. Снимали в настоящем Хайланде, замки подлинные, пейзажи – тоже, актеры не хуже замков.

Так вот, глядишь, и дотянем до «Шерлока».              

ранее:

«Дайте нам прежний, товстоноговский театр, а свой, другой делайте где-нибудь еще»
«Не все на телевидении радуются демонизации своего продукта»
«Теленеделя подарила встречу с «прекрасным»: сериал по сценарию Маргариты Симоньян»
«Света из Иваново», примитивная, невежественная и внушаемая, Пугачевой никогда не станет»
«В сериале «Гетеры майора Соколова» есть явные претензии на достоверность фактуры...»