16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

»скусствовед ≈лена Ѕаснер рассказала, как она стала единственной обвин€емой по делу о подделке за $250 000

26/01/2015

” арестанток € еще интервью не брал. ѕерва€ арестантка в моей практике Ц известный искусствовед и эксперт ≈лена Ѕаснер, обвин€ема€ в мошенничестве в составе неустановленной группы лиц и наход€ща€с€ под домашним арестом. ¬ ее домашнее узилище € и пришел. ѕрошел почти год, как Ѕаснер находитс€ под арестом Ц ее арестовали 31 €нвар€ 2014-го.


         —ледственный комитет обвин€ет Ѕаснер в продаже поддельной картины авангардиста Ѕориса √ригорьева. —ледствие уже закончено. ћатериалы переданы в суд, дата начала процесса еще не назначена.
 
я прочитал зан€тный документ, постановление об обвинении – Ѕаснер его мне показала. ≈сли сравнить следователей с землекопами, то впечатление от этой бумаги такое: несмотр€ на категорические и страшные формулировки – всЄ бездоказательно, начина€ с главного, с того, что у Ѕаснер был умысел на мошенничество, что она отлично помнила работу Ѕ. √ригорьева «¬ ресторане» из –усского музе€, когда јронсон принес ей подделку, и что она состоит в одной преступной группе с јронсоном и другими неустановленными лицами, число которых не называетс€. 
 
“.е. ј. принес Ѕ. подделку картины √., после чего ј. и Ѕ., впервые увидев друг друга, сразу же образовали ќѕ√ и всучили подделку наивному ¬., жестоко обманув его. “еперь ¬., который 40 лет занимаетс€ коллекционированием живописи и сам себ€ считает экспертом, плачет и рыдает, а следствие стоит на страже его интересов.
 
1.  онсультант аукционного дома
 
– ѕочему вы молчали весь этот год? 
– я не имела права, была под подпиской о неразглашении всего, что св€зано со следствием.
 
– ƒо ареста где вы работали?
– ƒо ареста € состо€ла консультантом по русскому искусству в аукционном доме Bukowskis в ’ельсинки и —токгольме. 
 
– Ёто штатна€ работа?
– Ќет, по контракту.
 
– ¬ы как консультант аукционного дома проводите визуальную экспертизу? Ѕез химических анализов?
– ќбычно – да. Ќо у мен€ там была ультрафиолетова€ лампа, котора€ вы€вл€ет позднейшие переделки и реставрационные правки. ћожно увидеть, где вторгалс€ реставратор. ≈ще есть лупа инфракрасного видени€, котора€ позвол€ет вы€вить подготовительный рисунок. ј в некоторых случа€х мы ехали под ’ельсинки в большой реставрационный центр, и у них оборудование превосходное. 
 
– ќбычно вы даете письменное заключение?
– я письменных заключений не даю. ѕисьменно результат не оформл€етс€. —ообщаю мнение руководству аукционного дома.
 
– ¬ашему мнению можно верить, а можно не верить?
– Ѕезусловно. 
 
–  стати, это же вы авторские датировки работ ћалевича разоблачили? —амого ћалевича вывели на чистую воду!
– ≈сли € что-то и сделала за врем€ своей работы в –усском музее, то это именно больша€ работа по новой атрибуции целого пласта творчества ћалевича. “о, что сам художник датировал 1903–1905 годами, оказалось сделанным гораздо позже – в конце 1920-х – начале 1930-х годов.   моменту, когда € этим зан€лась, часть датировок уже была подвергнута сомнению, но мне удалось найти доказательства. ћалевичу нужно было выстроить логически четкую – поскольку он был художник очень рациональный – биографию, с которой он хотел войти в историю искусства. ¬ этой оптимизированной биографии не было, например, периода модерна. 
 
– ј к вам как консультанту аукционного дома Bukowskis часто попадают подделки?
– ќчень. „то-то около 70 процентов. ѕодделывают всех – от –епина до јнатоли€ «верева. »ли вот уникальный каталог выставки (показывает), где нет ни одной подлинной работы. ¬ыставка «–усский авангард из частных коллекций», город “урку, 2009 год. –азве вот это “атлин?
 
– Ќу, мало ли что “атлин мог…
– Ќет, не мало ли! ≈сть вещи, которые художник не может сделать абсолютно. ’от€ очень трудно на суде – а € выступала как эксперт на суде по поводу выставки в “урку – объ€снить, почему подделка – это подделка. » еще чудовищна€ выставка в ћантуе в окт€бре 2013-го – феврале 2014-го. “ам все картины поддельные. я часто говорю: € не возьмусь судить по фотографии. ј здесь € возьмусь судить по фотографи€м! ѕричем там подделки  люна, јлександра яковлева и Ћюбови ѕоповой сделаны, похоже, одной рукой! 
 
– ј были случаи, когда аукционный дом Bukowskis продавал подделку?
– «аведомую?
 
– Ќет, неумышленно!
– Ѕыли такие случаи. ¬се аукционные дома так или иначе с этим сталкиваютс€. 
 
– ƒеньги покупателю возвращают?
– ƒа. 
 
2. «јх, какой был мужчина!..»
 
– Ќачало криминальной истории, главной героиней которой вас сделали ¬асильев и следствие,  – звонок от јронсона?  огда это было? 
– Ёто был конец ма€ 2009 года (если судить по оттискам печатей о пересечении границы в моем паспорте, то в период с 10 по 25 ма€). ¬ аукционный дом Bukowskis  на мой телефон  поступил звонок от некоего человека, представившегос€ ћихаилом јронсоном и спросившего,  может ли он  проконсультироватьс€ относительно картины  Ѕориса √ригорьева. я только не помню, позвонил он мне в —токгольм или в ’ельсинки. 
 
– » что он хотел от аукционного дома?
– ќн сказал, что ему нужно проконсультироватьс€ по поводу картины Ѕориса √ригорьева, котора€ у него есть. » € говорю: приезжайте. ј он отвечает: а у мен€ картина в ѕетербурге. я говорю: если хотите, найдите мен€ там. ћне это было интересно – посмотреть на картину. ƒала ему свой петербургский телефон.
 
– » когда вы с ним встретились? 
– ќн мне позвонил спуст€ довольно долгое врем€. я уже и позабыла о первом звонке јронсона. ќн позвонил в начале июл€ 2009 года, и € сказала ему: да, приезжайте. 
 
– » что он хотел у вас узнать?
– ќн хотел узнать, что это, и оценить эту вещь. 
 
– Ќо он спрашивал, подлинна€ картина или нет?
– Ќу, разумеетс€, это подразумеваетс€ при обращении к консультанту. 
 
– » что вы увидели и что решили относительно принесенной им картины? 
– ѕервое мое впечатление – что это подлинный √ригорьев. » это мнение сохран€лось на прот€жении долгого времени. 
 
ƒолжна сделать отступление. ¬ середине 1980-х годов, в 1985-м, в 1986-м, мне доводилось часто бывать в ленинградском доме, где хранилась замечательна€ коллекци€ работ Ѕориса √ригорьева, приобретенна€ в свое врем€ хоз€ином, известным психиатром Ќ.Ќ. “имофеевым, у ј.≈. Ѕурцева, петербургского мецената и коллекционера, издававшего в 1912–1914 годах альманах «ћой журнал дл€ немногих». ¬ этом же доме находились и произведени€ других художников, которых собирал и публиковал в своем издании Ѕурцев: —.ё. —удейкина, Ќ. .  алмакова, ќ. јмосовой. √ригорьева же в таком количестве и таком качестве мне ни в одной другой коллекции видеть не приходилось. Ћиста€ альманах, € видела: вот эта вещь у “имофеевых, вот эта… “ам было множество роскошных вещей.  огда € в первый раз туда попала, это было впечатление на всю жизнь. 
 
– ј когда “имофеев приобрел коллекцию у Ѕурцева?
–  огда Ѕурцев испытывал материальные затруднени€. Ќаверное, еще в 1920-е годы. 
 
– ј в 1920-е годы эти картины стоили мало?
– ƒумаю, да. ¬ отча€нные минуты картины стоили мало. я знала коллекции, которые создавались в блокаду… я общалась с дочерью “имофеева, јллой Ќиколаевной. ћен€ к ней направили коллеги из “еатрального музе€. 
 
– «ачем?
– „тобы € посмотрела, чтобы знала, какие превосходные работы еще остаютс€ неизвестными! ѕриводила € туда и √еннади€ »вановича „угунова, возглавл€вшего тогда в –усском отдел рисунка, и “амару √алееву, занимающуюс€ творчеством именно Ѕориса √ригорьева. ћы собирались тогда подготовить выставку √ригорьева к его 100-летию.   сожалению, это было задолго до по€влени€ у мен€ фотокамеры, и никаких материалов от этих посещений у мен€ не осталось.
 
» когда € спросила јронсона, откуда происходит вещь, и получила ответ, что она находилась в старом ленинградском собрании, впоследствии разделенном, у мен€ тут же возникло убеждение, что видеть ее до этого € могла только у ј.Ќ. “имофеевой. 
 
”беждение было настолько сильным и дл€ мен€ очевидным, что € не стала расспрашивать подробнее, о чем сейчас сожалею. —корее всего, в этот момент сказалась определенна€ профессиональна€ деформаци€, произошедша€ за годы работы в аукционном доме: мен€ приучили задавать вопросы корректно, без нажима, никогда не настаива€ на подробност€х. 
 
– »так, вы решили, что картина от јронсона – из собрани€ “имофеева. 
– я увидела ее в контексте той квартиры и тех вещей. ѕотому что там как раз были такие крупные темперы √ригорьева 1913 года. » парижский цикл там был очень большой. 
 
– ј то, что јронсон принес, вы сопоставили с иллюстрацией из журнала Ѕурцева?
–  онечно. ” мен€ огромна€ пересъемка, и делалась она многие годы, планомерно, с 2006 года. —реди них и бурцевский альбом. 
 
– ј бабушка јронсона √ес€ јбрамовна была им упом€нута? ќ ней говорит ¬асильев –правда, с иронией. 
– Ќе была упом€нута. я не знаю, откуда вз€лась бабушка. ѕотом еще фигурировал не то сарай, не то гараж… я всего этого не знаю. 
 
– —ейчас после четырех, как сказал ¬асильев, экспертиз относительно купленной им подделки и после того, что установлено, что в –усском музее – подлинник картины √ригорьева из коллекции ќкунева, у вас нет сомнений относительно того, что јронсон принес вам подделку? »ли вы сомневаетесь в том, что картина, принесенна€ јронсоном, и купленна€ в итоге ¬асильевым, – это одна и та же картина?
– я впервые получила возможность посмотреть на обе вещи – и из √–ћ, и васильевскую…  стати, € не понимаю, почему ни одна экспертиза не получила возможности сравнительного анализа обеих картин. я такую возможность получила в но€бре 2014 года в кабинете следовател€. » € увидела в этот момент, что та картина, котора€ была куплена ¬асильевым, – подделка. ’от€ внутреннего ощущени€, что тогда јронсон принес мне подделку, у мен€ нет. 
 
ј та ли эта вещь, васильевский √ригорьев, которую € держала в руках в июле 2009 года, вот этого € сказать не могу со стопроцентной уверенностью. Ќесмотр€ на экспертизы. Ќо экспертизы сравнивали фотографический материал. ” мен€ же стопроцентного внутреннего ощущени€, что подделка, купленна€ ¬асильевым, – это та вещь, которую приносил тогда јронсон, нет. ≈динственное, насчет чего € переживаю, это мысль о том, что € допустила ошибку, – если это та же сама€ работа. ѕреступлени€ € не совершала. Ќикакого злонамеренного умысла у мен€ не было! 
 
– ј когда вы увидели фотографию картины √ригорьева «¬ ресторане» из √–ћ? 
– ¬ апреле 2011 года. Ёто показала экспертиза моего арестованного компьютера. 
 
– ј «провенанс» самого јронсона вам был пон€тен? ќн был похож на мошенника?
– ¬ моих глазах – нет. ќн ко мне обратилс€ через аукционный дом, дл€ мен€ он был клиентом аукционного дома. ј принцип там такой: расположение к клиенту изначально. »наче он пойдет в другой аукционный дом. » дл€ мен€ это сыграло свою роль. Ќе было ощущени€ ни уголовника, ни мошенника. 
 
– ј следствие утверждает, как поетс€ в песне, что «под этой личиной, скрывалс€, блин, уголовник…»  стати, ¬асильев, когда € брал у него интервью, между прочим показал мне фотографию, сказал, что на ней јронсон – обнаженный до по€са мужчина лет сорока, в татуировках, с дамой определенного поведени€ сидит на тахте. јронсон, которого видели вы, похож на этого в наколках с фотографии? 
– я вас умол€ю! Ёто, скорее, говорит о том, что ¬асильев достаточно близко знает јронсона! ј € јронсона не видела обнаженным! (—меетс€.) Ѕыл обычный человек, с грамотной речью, недовери€ к нему интуитивного не возникло.
 
– ј у вас сейчас, после того как проведено следствие, есть уверенность в том, что јронсон мошенник, уголовник и трижды судим?
– Ќету. 
 
– ћожет, у вас был один јронсон, а у ¬асильева фигурирует другой… ѕро продажу јронсон говорил?
– —казал, что он хочет ее продать. 
 
– ƒавайте уточним. ¬ы провели экспертизу или устно высказали свое мнение об авторстве и подлинности? 
– я устно высказала свое частное мнение.  ак частное лицо частному лицу. 
 
– Ќо вы и в аукционном доме не даете письменных заключений, а сообщаете свое мнение. 
– “ам € работаю в аукционном доме, € высказываю мнение руководству аукционного дома, решение с учетом моего мнени€ принимает руководство и оно же несет ответственность. я консультирую там не клиентов, не «носителей прекрасного», а аукционный дом, и в этом заключена существенна€ особенность. ј здесь, у себ€ дома, € высказываю свое личное мнение. ”стно. ќно не обременено материальной ответственностью. я не аукционный дом и не организаци€. 
 
– јронсон просил письменное заключение?
– Ќет, не просил. 
 
– јронсон оплатил ваше устное мнение?
– Ќет. 
 
– ј в аукционном доме в —токгольме клиенты плат€т?
– я там сижу на зарплате, мне плат€т. » аукционному дому за консультацию клиент ничего не платит. Ёто бесплатно.
 
3. »здатель Ўумаков
 
–  ак в этой истории возник издатель Ћеонид Ўумаков?
– јронсон привез показать мне эту вещь и временно ее у мен€ оставил, сказав, что ему несподручно бегать с ней по городу. ” мен€ все врем€ было ощущение, что это знакома€ вещь. » еще было ощущение событи€. Ќе каждый день такую великолепную вещь принос€т. –адость пришла в наш кишлак! Ѕыло также ощущение, что € ее видела не только в альманахе Ѕурцева. » € решила тогда купить альбом «Ѕорис √ригорьев» “амары √алеевой. ј вдруг эта вещь уже там репродуцирована? Ќо √алеева в своей книге эту картину «¬ ресторане» не репродуцировала. ≈сли бы там была репродукци€, то никакой истории не было бы. 
 
» € сперва позвонила, а потом поехала к издателю Ћеониду Ўумакову. „тобы купить не так давно до этого выпущенный его издательством ««олотой век» альбом √ригорьева, автором которого €вл€етс€ “амара √алеева. » посмотрела пр€мо у него в кабинете. » репродукции картины, принесенной јронсоном, не нашла. 
 
– » ушли. 
– Ќет, дернул мен€ черт!   ак жаль, говорю € Ўумакову, мне такого великолепного принесли √ригорьева, как жаль, что книга уже издана. ќн очень заинтересовалс€. 
 
≈сли бы € намеревалась сознательно заниматьс€ продажей этой картины, € бы не стала обращатьс€ к Ўумакову как потенциальному приобретателю (или даже просто перекупщику) картины. ¬ моих глазах он таковым не €вл€лс€. ј круг людей, которым € могла предложить купить хорошее произведение живописи, за врем€ работы в аукционном доме расширилс€, и мне было к кому обратитьс€. “ак что позвонила € Ўумакову исключительно с целью приобретени€ книги.
 
»так, Ўумаков заинтересовалс€, попросил прислать ему фотографию картины, сказал еще, как € помню, что можно было бы узнать мнение “амары √алеевой. ћне это тоже было, конечно, небезынтересно. ќн также спросил, не собираетс€ ли владелец ее продавать (а јронсон сказал, что хотел бы ее продать) и за сколько. Ўумаков сказал, что  у него есть покупатель в ћоскве, по словам Ўумакова, очень  известный и очень богатый человек. 
 
 огда јронсон перезвонил мне, € предложила ему приехать с картиной; по просьбе Ўумакова нужно было сделать фотографии не только лицевой, но и оборотной стороны картины.
 
10 июл€ 2009 года јронсон приехал и привез мне картину. я предложила ему оставить ее у мен€ на несколько дней, т.к. если он действительно готов ее продать, то на нее есть покупатель.  ј покупатель может захотеть посмотреть картину.
 
ќн спросил мен€ о цене на картину. ќриентиру€сь на цены аукционного дома Bukowskis, € назвала ему  цену – 150 тыс€ч (име€ в виду евро).  ќн сказал: ну, тогда – 180 тыс€ч долларов.  Ёту цену € и назвала Ўумакову по телефону.
 
 роме того, в тот же день по просьбе Ўумакова € отправила со своей электронной почты на его электронную почту фотографии картины. 
 
Ќасколько € помню,  в тот же вечер ко мне зашла мо€ коллега и при€тельница ёли€ Ћьвовна —олонович, сотрудник отдела рисунка √–ћ.  ¬ свое врем€, как € уже сказала, мы обсуждали идею большой выставки √ригорьева, и мне очень хотелось показать ей эту вещь.  огда она пришла, € как раз фотографировала картину и сделала попутно несколько снимков ёлии с картиной.  » снова  при ёлии выразила сожаление, что эта работа обнаружилась после издани€ большой книги √алеевой и не вошла в ее монографию.
 
– ј как —олонович восприн€ла картину?
– ” мен€ было четкое ощущение, что ёлии картина нравитс€ так же, как и мне. ¬о вс€ком случае, никаких сомнений в подлинности этой работы она не высказала. 
 
ѕо-моему, на следующий день ко мне приехал Ўумаков. ќн привез задаток – 100 тыс€ч долларов.  я передала картину.  Ўумаков был чрезвычайно оживлен и несколько раз сказал, что картина уходит в ћоскву к одному известнейшему в стране человеку, который «через день по€вл€етс€ на экране телевизора с ѕутиным». ќн также сказал, что пересылал фотографии  картины √алеевой и что ее мнение в высшей степени положительное. ≈ще через несколько дней Ўумаков сообщил мне, что привезет остаток суммы. 
 
 огда в очередной раз позвонил јронсон (мне помнитс€, что € так и не воспользовалась оставленным им телефоном и листок все врем€ лежал в блокноте), € сообщила ему, что он может  приехать и забрать деньги. ѕри этом € попросила јронсона приехать именно в тот день, когда собиралс€ приехать Ўумаков. ћне не хотелось оставл€ть у себ€ дома крупную сумму чужих денег. 
 
16 июл€ – эту дату € называю только со слов Ўумакова (он сам мне об этом напомнил при нашем разговоре после очной ставки в 2013 году) – Ўумаков приехал ко мне и привез еще 100 тыс€ч долларов. »з этих денег он отложил 20 тыс€ч и сказал, что они причитаютс€ мне. ѕоскольку он и не скрывал, что перепродает эту вещь, и € понимала, что перепродает он ее значительно дороже, € прин€ла эти деньги и поблагодарила его. ѕосле ухода Ўумакова € передала 180 тыс€ч долларов јронсону, и на том мы расстались. 
 
– –асписки в получении денег и картины оформл€лись?
– Ќет. Ѕольше € јронсона не видела. ¬ деле имеютс€ его показани€, в которых он подтверждает получение от мен€ 180 000 долларов. “ак что когда ¬асильев за€вл€ет: «ѕока по всем фактам получаетс€, что Ѕаснер получила всю сумму, а как она ею распор€дилась, € не знаю», – это ложь. ћне кажетс€ пон€тным, почему следствие эту информацию игнорирует: она полностью разваливает формулу обвинени€. ¬ообще, получаетс€, что следствие стоит на точке зрени€, что если факты противоречат обвинению, то тем хуже дл€ фактов. 
 
4. Ќекоторые важные детали
 
– »нициатором покупки картины √ригорьева от јронсона были вы или Ўумаков?  
– Ўумаков. ¬се началось с интереса Ўумакова к этой вещи. Ўумаков настойчив был. ќн потом и звонил, спрашивал, как обстоит дело. 
 
– Ўумаков интересовалс€ вашим мнением об этой картине?
– я же сразу сказала, что великолепный √ригорьев. 
 
– Ўумаков знал, что вы не проводили химических и прочих технических экспертиз? 
–  онечно, знал. 
 
– Ўумаков просил у вас письменное заключение?
– Ќет. 
 
– ќн понимал, что вы в данном случае не €вл€етесь экспертом и что ответственность за картину, предлагаемую дальнейшим приобретател€м, лежит на нем?
– ѕолагаю, что да. я лишь выразила ему свое личное впечатление от картины. ≈го дело было – учитывать его или нет.
 
– Ўумаков интересовалс€ у вас провенансом картины?
– я этого не помню. Ќе помню, чтобы он задавал вопрос насчет ее провенанса. “о, что € не упоминала “имофеевых и јронсона, это € помню точно. я сама сказала, что картина из хорошего ленинградского дома. ” мен€ была мысль тогда, что € сделаю фотографию этой вещи, спокойно выберу момент, подъеду к “имофеевой – а это ведь было лето – и покажу эту фотографию. ћен€ смущало только то, что € в доме “имофеевых давно не была и не знала,  жива ли ≈вгени€ јлександровна, невестка дочери психиатра “имофеева.
 
– ј сходить в –усский музей?
– ƒл€ чего? » что бы мне это дало? ¬едь € действительно не помнила тогда, что така€ композици€ находитс€ в –усском музее!..  роме того, € в –усском музее persona non grata. «ачем мне лишний раз своих друзей ставить в неловкое положение? —ейчас в некоторых —ћ» говоритс€ со слов ¬асильева, что €кобы € была уволена из –усского музе€. Ёто бред собачий! я сама пришла постепенно к этому решению, хот€ ѕетрова (замдиректора √–ћ. – ћ.«.) в своих показани€х за€вила, что €кобы она мен€ вызвала и сказала: либо вы прекращаете свою атрибуционную де€тельность на стороне, либо вы с нами расстаетесь. Ётого не было! ј в √–ћ € хожу на выставки, покупаю билет… 
 
– »так, в √–ћ вы не обратились.
– Ќе обратилась и не считаю, что это было нужно. Ётих темпер √ригорьева парижского цикла на экспозиции нет. ¬ запасники надо выписывать пропуск… — чем мне сравнивать? 
 
– јндрей ¬асильев знал про вас при покупке картины?
– Ќет, конечно. ќн и сам сказал, что не знал про мен€. ј € не знала про него. 
 
– —тало быть, вы не принуждали ¬асильева к покупке картины?
– Ќет. я не принуждала, он все делал сам в здравом уме и трезвой пам€ти.
 
– ¬ы познакомили Ўумакова с јронсоном?
– я очень жалею, что не познакомила. «нать бы, как все обернетс€, заставила бы их познакомитьс€ друг с другом. ќни не видели друг друга. » не выражали ни малейшего желани€ видеть. 
 
– ƒолжен ли был ¬асильев проводить экспертизу до приобретени€ картины или страховать сделку? ” нас така€ практика и возможности есть?
– ¬озможности есть. 
 
– «начит, человек, который не проводит экспертизу покупки, по умолчанию все риски принимает на себ€. 
– ƒа, это так.
 
– »так, Ўумаков продал ¬асильеву за 250 тыс€ч долларов? 
– ¬ деле отмечено, что первоначально Ўумаков запросил с ¬асильева 300 тыс€ч долларов, это есть в показани€х ¬асильева, а столковались они на 250-ти. ¬ деле есть показани€ јронсона, что он 180 тыс€ч долларов получил. —ебе Ўумаков вз€л 50 тыс€ч, а мне по собственной инициативе передал 20 тыс€ч. ћежду тем в постановлении об обвинении оказалось, что этими 250 тыс€чами € распор€дилась по своему усмотрению. 
 
Ќа тему денег состо€лс€ разговор с Ўумаковым после нашей очной ставки у следовател€ ћ¬ƒ ј.ё. ѕетрова в 2013 году. —ама очна€ ставка была достаточно абсурдной: «Ћ.»., сколько денег вы принесли ≈.¬.?» – «250 000 долларов». – «≈.¬., сколько денег вам принес Ћ.».?» – «200 000». – «Ћ.»., как вы можете прокомментировать за€вление ≈.¬., что вы принесли ей 200 000?» – «Ќикак». – «≈.¬., как вы можете прокомментировать за€вление Ћ.»., что он принес вам 250 000?» – «Ќикак». 
 
”же надева€ пальто и прид€ отчего-то в превосходное настроение, Ћ.». Ўумаков пошутил: «ƒа может, € их в лифте выронил, эти 50 000!» ћне бы тогда потребовать, чтобы эти слова были немедленно занесены в протокол, но поскольку € ко всему происход€щему относилась как к нескончаемому бреду, € и этому не придала значени€. Ќо именно тогда € и узнала, что Ўумаков с этой сделки получил 50 тыс. из 250 тыс. долларов, переданных ему ¬асильевым. 
 
¬ерси€ коллекционера ¬асильева
 
¬ конце декабр€ в «√ороде 812» вышло интервью потерпевшего по этому делу – коллекционера јндре€ ¬асильева. ¬кратце его позици€ выгл€дит так.
 
≈лена Ѕаснер через издател€ Ўумакова продала ему подделку картины √ригорьева. ѕодделка, скорее всего, сделана с оригинала, хран€щегос€ в запасниках –усского музе€ (как это могло произойти – вопрос). Ёто суперподделка, поэтому опытный коллекционер ¬асильев поверил, что картина насто€ща€. ќднако, считает ¬асильев, ≈лена Ѕаснер не могла заблуждатьс€ относительно подлинности картины и должна была помнить, что така€ же картина хранитс€ в –усском музее. 

≈ще ¬асильев не верит в то, что картину Ѕаснер принес гражданин Ёстонии ћихаил јронсон. ѕо версии ¬асильева, јронсон реально в деле не участвовал, а выполнил постфактум роль фиктивного персонажа. ¬ общем, ¬асильев называет себ€ жертвой сознательного обмана и хочет, чтобы ему вернули 250 тыс€ч долларов, которые он заплатил за подделку. ѕодробнее об этом в нашем материале " оллекционер јндрей ¬асильев – о том, кто виноват, что он стал владельцем подделки за $250 000".               

(продолжение следует)

ћихаил «ќЋќ“ќЌќ—ќ¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве