16+

Lentainform

Сможет ли новый патриотический фильм «Батальонъ» научить зрителя любить родину

25/02/2015

Сможет ли новый патриотический фильм «Батальонъ» научить зрителя любить родину

В прокат вышел фильм «Батальонъ» режиссера Дмитрия Месхиева и продюсера Игоря Угольникова, посвященный истории женского «батальона смерти», созданного в начале 1917 года, чтобы вдохновить уставших воевать мужчин.


           «Батальонъ» продолжил ряд  патриотических  фильмов, призванных научить зрителя любить родину. Его совокупный бюджет составил 330 миллионов рублей. За тем, как заказное кино  убило потенциально интересную историю, с сожалением наблюдал «Город 812».

Заказной характер «Батальона» с самого начала не вызывал никаких сомнений.  Фильм сделан под патронатом Российского военно-исторического общества, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский (а попечительский совет – Дмитрий Рогозин).

Министерство культуры  в 2013 году выделило  «Батальону» много денег. Продюсер  Игорь Угольников с увлечением рассказывает, как Мединский   приехал  на съемочную площадку в первый же съемочный день. А доделывать картину помогала компания Art Pictures Studio Федора Бондарчука  – главного на сегодняшний день российского кинематографиста.

В идее заказного кино нет ничего плохого. Такими были у нас и  «Семнадцать мгновений весны» с «Щитом и мечом», а в США – «Маньчжурский кандидат» или  «Операция Арго».  Но, в отличие от «Батальона», почти все эти фильмы имели ясную фабулу, внятную мотивацию и эффектный визуальный ряд. Всего этого в «Батальоне» нет. А есть кавардак вместо драматургии, дешевая сериальная картинка и набор исторических штампов.

Вот Февральская революция, вместо царя – Временное правительство во главе с жеманным Александром Керенским (Марат Башаров), поучающим боевых генералов, как им правильно воевать. Вот солдаты, которые не хотят воевать с немцами, братаются с противником и пьют вражеский шнапс. Вот унтер-офицер Мария Бочкарева собирает женский батальон, чтобы показать мужчинам  пример патриотизма. Зритель узнает об этом от молодой женщины по имени Вера (нечеловечески прекрасная Валерия Шкирандо), которая врывается в дом подруги с возгласом: «Я записалась с женский батальон. Я им отомщу!» За кого именно будет мстить германцам прекрасная женщина, останется загадкой до конца фильма.

Еще одна ударница «батальона смерти» – графиня Татищева (не выходящая из образа сериальной Аллочки Пипец Мария Кожевникова), которая пошла в женский батальон, потому что потеряла мужа,  но при этом она не только не носит траур, но весело смеется  и хвастается, что папа-генерал научил ее хорошо стрелять. 

У женщин из народа причины воевать такие же смутные, как и у аристократок. Здоровенная  деревенская деваха Дуся на медкомиссии гнет кочергу, показывает мужскую силу и рассказывает, что в деревне отвадила всех кавалеров. Единственное, что может вытеснить у молодой и здоровой девушки  любовь к мужчине, это  сильная любовь к Родине. Про это в картине говорят очень много – больше всех Мария Бочкарева (ее играет Мария Аронова). Но выступая главным протагонистом этой темы, создательница женского батальона  выглядит такой непривлекательной и потерявшей всякий смысл существования, что всякое желание спасать Родину, доведшую женщину до такого ужасного состояния, отпадает. В итоге батальон кажется скопищем несчастных полоумных баб, которые пошли на смерть  от очень нехорошей жизни.

Может, фильм даже с такой слабой драматургией и не казался бы окончательным провалом, не будь он о Первой мировой войны. Но поскольку  миф о Первой мировой у российских зрителей не сформирован, кто там за что воевал, они знают с трудом, поэтому вообще перестают понимать, где и за что воюют эти бабы. За царскую Россию? Но царя-то уже нет! За Керенского? Но он малосимпатичен…

Главной войной для нас по-прежнему остается Великая Отечественная, и Месхиев нет-нет да и использует  смысловой и изобразительный ряд, знакомый по фильмам о  Великой Отечественной. 

Так противники-немцы демонстрирует чисто фашистскую жестокость, а   одна из ударниц батальона,  оказавшись во вражеских окопах, хватает немецкий ручной пулемет и поливает врагов очередями от бедра, совсем так, как это делала одна из героинь фильма «А зори здесь тихие». 

В общем, без этого «Батальона» мы  бы легко обошлись. Но деньги из бюджета выделены, патриотизм в моде. А значит, надо было снимать кино.             

Елена НЕКРАСОВА, фото newslab.ru