16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

«ачем »горь ”гольников сн€л фильм про женский батальон смерти

27/02/2015

—ъемки военной драмы ЂЅатальонъї, который только что вышел в прокат, начались полтора года назад с того, что министр культуры ћединский разбил на счастье тарелку Ц и этим за€вил о высоком статусе проекта, рассказывающем о создании во врем€ ѕервой мировой войны, летом 1917 года, женского Ђбатальона смертиї.

(7) комментировать

        »де€ фильма пришла в голову »горю ”гольникову, он же стал генеральным продюсером, на финальном этапе пригласив в сотоварищи ‘едора Ѕондарчука. ¬ режиссерское кресло сел ƒмитрий ћесхиев. Ќакануне выхода «Ѕатальона» в прокат, мы поговорили с »горем ”√ќЋ№Ќ» ќ¬џћ и вы€снили, зачем он сн€л такой фильм и почему ƒарданеллы не наши.

– Ќа «ападе главной войной считаетс€ вовсе не ¬тора€ мирова€, а ѕерва€. ј у нас ее старались и не вспоминать вовсе.
– ƒа, на «ападе эта война называлась и называетс€ ¬еликой. ј у нас – империалистической. ѕон€тно, почему пам€ть о ней стиралась, уничтожались документы, пам€тники и даже могилы воинов: нашим вожд€м нужно было возвеличивать героев √ражданской войны. » в –оссии о ѕервой мировой впервые заговорили лишь когда ¬ладимир ѕутин  в 2013 году сказал о необходимости  ее реабилитации.

– ј вы считаете, что ѕерва€ мирова€ – это не позор –оссии, а подвиг?
–  онечно, ведь Ѕрестский мир, который заключили большевики, – это позор –оссии. ѕо сути, наша страна проиграла проигравшей стороне. ј ведь оставалось два-три мес€ца, и Ѕосфор, ƒарданеллы были бы наши. —ослагательное наклонение, вот это «если бы», неприменимо к истории. » все же невозможно не думать о том, что если бы не национальное предательство большевиков, мы могли бы жить совершенно в ином мире… ќб этом, мне кажетс€, люди должны знать правду.

– ј почему когда в перестройку все так полюбили открывать запретное в нашей истории, об этой войне еще двадцать лет не вспоминали?
– —лишком остра и жива пам€ть о ¬еликой ќтечественной войне. ј во-вторых, чтобы разобратьс€ в ѕервой мировой, надо поднимать пласт √ражданской войны и ќкт€брьского переворота, назвать вещи своими именами. ћы не очень к этому готовы. ѕока.

– ¬ литературе о ¬еликой ќтечественной есть целый пласт лейтенантской прозы – о лейтенантах, которых бросали на фронт, как на бойню. ¬ вашей истории все еще хуже – женщин-добровольцев, которые и оружи€ никогда не держали, отправили на «ападный фронт, в —моргонь, про которую говорили: « то под —моргонью не бывал, тот войны не видал».
– Ќо ведь девушек никто силком в этот «батальон смерти» не затаскивал. ѕропаганда? ƒа, она была сильна, но в то же врем€ это не было одурачивание. ƒевушки прекрасно понимали, на что они идут. „тобы осознать это, надо, конечно, ощутить атмосферу того времени. ¬спомнить, что царь уже отрекс€, что совершилась истинно демократическа€, почти бескровна€ ‘евральска€ революци€. –еволюци€, которую российска€ интеллигенци€ прин€ла с восторгом. ј как обсто€ли дела на фронте? ћы уже почти победили, немцы к тому моменту уже не могли воевать на два фронта – с нами и французами. Ќо при этом старани€ми большевиков арми€ готова была сложить оружие.  онечно, девушки, записывающиес€ в «батальон смерти», ощущали себ€ революционерками и спасительницами ќтечества.

ƒругое дело, что происходило дальше. √осподин  еренский умудрилс€ в марте издать три декрета: он упразднил суды, полицию и амнистировал уголовников. Ќе укладываетс€ в голове, как он мог прин€ть такие губительные дл€ страны решени€.  огда под конец жизни умирающему  еренскому задали вопрос: «„то нужно было сделать в –оссии, чтобы прекратить это безумие?», он ответил: «Ќадо было убрать одного человека –  еренского».

– ¬ итоге жертвы оказалась напрасны – подвиги женщин никого ни на что не вдохновили.
– ѕодобный вопрос нам задал один известный критик после презентации проекта на последнем ћосковском международном кинофестивале. Ќа что мы все вместе ему ответили: «ј зачем детей рожать? ¬едь все равно умрут…» ≈сть какие-то вещи, которые не надо обсуждать, и не только потому, что мы никогда не найдем ответа на вопрос: ««ачем нужны эти жертвы?», но и потому, что так устроена жизнь – в драматическом, а иногда и в трагическом конфликте. ћы должны понимать одно: даже если трагеди€, даже если унижение, надо все равно идти до конца… “о же самое было и в Ѕрестской крепости во врем€ ¬еликой ќтечественной.  то-то сдалс€ в плен.

 то-то решил прекратить страдани€ сразу, пустив пулю в грудь. ј кто-то отстаивал крепость до конца и тем самым приблизил 9 ма€ 1945 года. Ѕыла ли их жертва напрасна? ѕомню, как один юный зритель после «Ѕрестской крепости» (”гольников был продюсером и фильма о Ѕрестской крепости. – –ед.) задалс€ вопросом: « ак же так получилось, что мы победили, когда все умерли?» «амечательный вопрос. » «Ѕатальонъ» мы адресуем прежде всего молодежи. ќни должны знать о своих прадедах и задаватьс€ вопросами: а что это была за война, почему она случилась? 

ћы никого не судим. Ќам было важно, чтобы зритель пон€л: у каждого была сво€ мотиваци€. » у немцев, и у русских, и у ћарии Ѕочкаревой, призвавшей под свои знамена сотни женщин, и у мужиков, которые не хотели воевать. «„его пришли? – спрашивают они у девушек. – ћы домой хотим, сейчас землю делить будут». ј Ѕочкарева им: «ј то, что враг на русской земле, это ничего?» ¬ этом и заключаетс€ драматическа€ основа фильма.

– ј у вас не возникло чувство стыда за тех мужчин, чей дух девушки хотели подн€ть, а они целыми толпами осаждали женский батальон? ” √иппиус есть по поводу другого женского батальона, который в ѕетрограде осталс€, пассаж: «∆енский батальон, израненный, затащили в ѕавловские казармы и там поголовно изнасиловали»... 
– ћне стыдно за последующие событи€. «а 20-е годы. «а 30-е годы. ƒаже за 40-е годы, потому что выиграть войну можно было с гораздо меньшими жертвами. ћы, кстати, сделали документальный фильм о сербской террористической организации «„ерна€ рука». ≈сли бы не ее действи€, √итлер начал наступление на ———– не в июне, а еще в середине ма€. » неизвестно, что было бы дальше – может быть, он успел бы дойти до ћосквы до холодов. ј так он сначала пошел на ёгославию, и к этому шагу его привели намеренно. «начит, в этой истории были положительные факты, которые сегодн€ мы еще  только открываем. » то же самое можно говорить о ѕервой мировой войне. Ёто сейчас вы, не посмотрев фильм, спрашиваете мен€, не стыдно ли мне за позор наших предков. ћне бы хотелось наде€тьс€, что, выйд€ из кинотеатра, вы испытаете чувство гордости.  ј потом, когда мы продолжим открывать эту войну, чувство гордости еще больше укрепитс€ в нас…

– ¬ы говорите о «Ѕатальоне» как о первом фильме о ѕервой мировой войне. «начит, у зрителей  наших нет в голове образа этой войны. Ёто прибавл€ло вам сложностей или наоборот – проще было?
– Ёто правда, у зрителей нет визуального воспри€ти€ ѕервой мировой, мы ее никак не представл€ем себе – ни по картинке, ни по костюмам, ни по вооружению. Ѕыть первооткрывател€ми, конечно, при€тно, но мы понимали, что, создава€ образ эпохи, берем на себ€ большую ответственность.

Ѕезусловно, нас консультировали специалисты и по вопросам быта того времени, и по вопросам вооружени€, субординации, знакам отличи€. ¬ таком проекте, как «Ѕатальонъ», не может быть мелочей.  Ќо мы столкнулись с тем, что специалисты уверенно отвечают на вопросы, касающиес€ армии, до феврал€ 1914 года. ј после, вплоть до 1917 года, – масса не€сностей. Ќапример, идут споры, каким образом военные отдавали честь.  ак это было в августе 14-го года – известно, а когда Ѕочкарева собирала свой батальон – нет. ѕришлось идти и против исторической правды. ¬ы знаете, под какую музыку уходил на фронт батальон? ѕод «ћарсельезу». 

– ѕон€тно – революци€ же.
– Ќо нашему зрителю будет трудно объ€снить, почему вдруг возникает гимн французских революционеров.  ѕоэтому у нас они идут под «ѕрощание слав€нки». »ли допустим, государь выходит с обращением к народу на балкон «имнего дворца, фасад которого в то врем€ был совершенно другого цвета.

– «наю:  ржавчины.
– Ќо многие ли об этом знают? ќп€ть же, поскольку невозможно в кино объ€снить этот нюанс, мы оставили в картине сегодн€шний цвет «имнего. ћы сочли это допустимым, поскольку у нас художественное, а не документальное кино.

– Ќо почему вы сохранили им€ ћарии Ѕочкаревой, а ее адъютант ћари€ —крыдлова, дочь адмирала, стала у вас вдруг графиней “атищевой?
–  огда мы начали работать с  первоисточниками, то оказалось, что о ћарии Ѕочкаревой сохранилось очень мало материала, в основном это мемуары, апокрифы, из которых приходилось по крупицам добывать факты. Ќо если о ней еще что-то можно найти, то —крыдлова осталась дл€  нас фигурой практически неизвестной. Ќазыва€ персонаж именем его прототипа, но при этом не следу€ реальным фактам его биографии, мы бо€лись извратить историю конкретного человека. “ак что наша графин€ – это собирательный образ.

– ¬ы не пытались найти родственников девушек, воевавших в батальоне?
– ј смысл? ѕрактически все их потомки наход€тс€ сейчас во ‘ранции.   тому же они родились после ѕервой мировой войны – Ѕочкарева поставила условие не принимать в батальон ни одной женщины, у которой был ребенок. ѕоэтому – что родственники могут нам рассказать о тех девушках такого, чего не могли бы найти мы сами?  „то говорить, если даже родственники защитников Ѕрестской крепости, с которыми мы встречались, плохо знают историю своих дедов.

– Ќатурные съемки «Ѕатальона» проходили под ѕсковом. ј на месте реальных боев женского батальона в —моргони вы были?
–  онечно. ѕричем мы не просто прошли по этим местам, а даже побывали в окопах.  стати, по немецкой фортификационной лини€  можно было пройти всю Ѕелоруссию с севера на юг.  ѕризнаюсь, немецкие траншеи, отлитые в бетоне,  названные, как улицы – именем Ўиллера, √ете, – это неверо€тное зрелище. “ам был устроен водопровод, проведено электричество. Ќемцы не забыли  даже зубоврачебные кресла. ј с другой стороны, линию держала фортификационна€ русска€ лини€ из четырех бревен в накат. ¬ картине вы все это увидите сами.

– “ак этим восхищатьс€ надо – тем, что мы способны победить вопреки всему? »ли плакать над тем, какой у нас бардак?
– „то делать, если мы действительно такие, что у нас в крови смесь благородства и глупости, храбрости и безрассудства, лености и упорства? ≈сли уж говорить об удивлении, то мен€ поразило отречение Ќикола€ II. ѕочему он так поступил? ¬едь он не имел на это права, потому что он – помазанник божий. Ќе менее поразителен факт раскола в его окружении – практически все генералы были за отречение. ј ведь они давали прис€гу – за ¬еру, ÷ар€ и ќтечество. ¬от поэтому € и говорю о том, что эта война по результату своему привела к краху таких пон€тий, как благородство и честь.              

≈лена ЅќЅ–ќ¬ј



 омментарии:

‘ильм - бездарное ”√.

Ќаписал Porto Franko - 2015-03-02 13:16:19 / ответить

» в –оссии о ѕервой мировой впервые заговорили лишь когда ¬ладимир ѕутин в 2013 году сказал о необходимости ее реабилитации. ¬от и все., был актер стал паркетный режиссер и фантазер -ј ведь оставалось два-три мес€ца, и Ѕосфор, ƒарданеллы были бы наши. ƒаже ».—талин об этом не думал, а ”гольников-величина. –оссии эта война ни с какого боку-ее вт€нули , как ѕутина сейчас в ”краину. «а кого воевали, то и получили. ј переворот совершили либералы и генералы, убравшие цар€, а не переворот как говорит президент.

Ќаписал  расный - 2015-03-02 15:03:12 / ответить

ќн всегда ходил с фигой в кармане, так с ней и живет.

Ќаписал  расный - 2015-03-02 15:04:43 / ответить

Ќу, когда пуст€т по телеку полный хронометраж и раскроют все обрезанные сцены, может и неплохо будет. — точки зрени€ именно кино, начало неплохое, как и сцены подготовки, как и штыкова€ атака.  онцовку смазали, конечно. Ќо в целом как полный метр на 3, как тв фильм может быть и на 4,5 будет.

Ќаписал vaderx91 - 2015-03-02 16:09:19 / ответить

"ƒаже за 40-е годы, потому что выиграть войну можно было с гораздо меньшими жертвами. ћы, кстати, сделали документальный фильм о сербской террористической организации Ђ„ерна€ рукаї. ≈сли бы не ее действи€, √итлер начал наступление на ———– не в июне, а еще в середине ма€. » неизвестно, что было бы дальше Ц может быть, он успел бы дойти до ћосквы до холодов. ј так он сначала пошел на ёгославию, и к этому шагу его привели намеренно". ¬ообще-то √итлер дату 22 июн€ назвал еще в декабре 1940 года, когда дал приказ на подготовку к нападению на ———–. ќп€ть байки про √енерала ћороза. ”гольников же сам фильм про Ѕрестскую крепость снимал, а в итоге мороз √итлера остановил.

Ќаписал Fotik - 2015-03-02 16:34:23 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru