16+

Новости партнёров

Lentainform

Как театры отреагировали на желание Георгия Полтавченко создавать спектакли о войне

04/03/2015

Как театры отреагировали на желание Георгия Полтавченко создавать спектакли о войне

Петербургские театры оказались не готовы к рекомендации Георгия Полтавченко изменить репертуар, добавив спектакли о войне. То, что сейчас ставится на эту тему, едва ли придется по вкусу чиновникам. Позиция Смольного, вероятно, выльется в большое количество конъюнктурных постановок, считают эксперты.


        Про театры Георгий Полтавченко высказался на заседании городского правительства. Он, обращаясь к Комитету по культуре, попросил «настоятельно рекомендовать» театрам «восстановить или создать» постановки на тему Великой Отечественной войны. При этом особое внимание губернатор поручил обратить на те творческие коллективы, которые получают финансирование из городского бюджета (в Петербурге 26 таких театров).

По словам Полтавченко, спектакли о Великой Отечественной неплохо бы ставить в течение всего 2015 года – года 70-летия Победы. Раньше таких постановок было много, и они пользовались популярностью. Горожане «с удовольствием ходили и смотрели на них», добавил губернатор. Георгий Полтавченко поручил Комитету по культуре доложить ему, как театры отреагируют на его рекомендацию. Мы решили помочь чиновникам и поинтересовались, как обстоят дела на театральном фронте.

«К рассвету я поняла, как происходит перелом позвоночника. Они (советские солдаты) делают так: женщину кладут на спину, закидывают ей ноги к плечам, и мужчина входит сверху, стоя на коленях. Если налегать слишком сильно, позвоночник женщины треснет. Получается это не нарочно: просто в угаре насилия никто себя не сдерживает…»

Это цитата  из мемуаров Алэн Польц, на основе которых постановка под названием «Женщина и война» идет сейчас на камерной сцене Малого драматического театра. Билеты, кстати, недорогие – 400 рублей.

В афише Молодежного театра на Фонтанке сейчас не указаны постановки на военные темы. Но, как рассказал «Городу 812» руководитель театра Семен Спивак, в репертуаре есть замечательный спектакль о войне «Подруги» по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». «Мы его сделали без всяких рекомендаций два года тому назад. Играем его в какие-то определенные даты. Девчонки наши играют честно, глубоко, с болью», – рассказал Спивак, добавив, что спектакль пользуется большим успехом.

Семен Спивак сказал, что о пожелании губернатора впервые слышит от нас. По его мнению, для рождения новой постановки нужна, в первую очередь, идея, а не разнарядка сверху: «Вы представьте себе, что просят Пушкина написать что-нибудь из жизни молодых людей, которые ищут себе путь. Он бы тогда, я думаю, не написал «Евгения Онегина»».

В репертуаре театра «Мюзик-холл» пока нет постановок о войне, но коллектив что-нибудь придумает, передала «Городу 812» через пресс-службу директор театра Юлия Стрижак. В «Мюзик-холле» рекомендации Георгия Полтавченко «понимают и разделяют», но ничего конкретного сказать пока не могут. Сейчас здесь при участии художественного руководителя Фабио Мастранджело думают о возможности проведения новых симфонических концертов с песнями и военной музыкой.

В Академическом театре балета Бориса Эйфмана рассказали, что пока затрудняются что-либо комментировать насчет предложения властей, так как не имеют постоянного репертуара.  В Театре имени  Комиссаржевской предпочли воздержаться от комментариев (впрочем, здесь в  репертуаре есть спектакль «Графоман» по пьесе писателя-фронтовика Александра Володина, один из героев которой прошел войну).
В большинстве петербургских театров мы пока не нашли в репертуаре связанных с войной постановок.

Тема Великой Отечественной сейчас муссируется властями, потому что она чуть ли не последний момент неподдельного единения народа, высказала свое мнение «Городу 812» театральный критик Марина Дмитревская.

Надо заметить, что в рекомендациях губернатора используется слово «воссоздание» в отношении спектаклей. «Воссоздавать можно только что-то прошлое. А на войну должен быть какой-то новый, свой, свежий взгляд», – считает Дмитревская.

Тема войны абсолютно святая. Когда обращаются к действительно правдивой прозе – например, Виктора Астафьева, – власть это обычно не устраивает. Наверное, потому что у писателей, прошедших войну, было не столько чувство совершенного подвига, сколько чувство реального ада. Александр Володин говорил, что не может смотреть спектакли о войне: все неправда, сапоги стучат по планшету, а у солдат четыре года в окопах не было ощущения пола под ногами. Тем не менее если режиссер по велению души берется за экстремальную тему войны, искренне пытаясь понять и осмыслить, – это прекрасно, считает Дмитревская. А рекомендовать театрам принудительно ставить на эту тему – это значит провоцировать огромное количество конъюнктуры и возвращаться к  традиции «датских» спектаклей, считает Дмитревская.

Что смотрели в театрах блокадного Ленинграда

В Театре комедии 12 августа 1941 года состоялась премьера постановки «Под липами Берлина» Михаила Зощенко и Евгения Шварца.

«...Один очень крупный бандит захватил в Берлине власть. И сразу он поднял такой шум, что даже люди неглупые растерялись. Воплями, барабанным боем, ложью и казнями оглушил и отуманил бандит несчастную Германию. И потащил ее за собой в разные бандитские предприятия», – такими словами ведущего начинается спектакль, жанр которого определяют как антифашистскую пьесу-памфлет.

Главный герой – Адольф Гитлер, выставленный полным идиотом. В его повестке дня, например, вопрос сокращения срока беременности в военное время. Высмеиванию лидера Третьего рейха и посвящено это произведение.

Всю блокаду в Ленинграде работал кронштадтский драматический театр Балтийского флота. Среди постановок –  «Парень из нашего города» и «Русские люди» Константина Симонова.
Первый спектакль рассказывает о советском офицере 1930-х годов, который выучился на танкиста и отправился на войну в Испанию. В «Русских людях» командир Красной армии сначала отправляет близкую ему девушку на разведку в тыл врага, а затем пытается ее оттуда вызволить. Завершается пьеса чтением списка погибших товарищей и призывом отомстить врагу.

Театр музыкальной комедии проработал всю блокаду. Первые строчки на сохранившейся фотографии афиши за 1 мая 1942 года занимают три спектакля: «Свадьба в Малиновке», «Продавец птиц» и «Любовь моряка».

Оперетта «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова была написана в 1936 году (31 год спустя по ней был снят известный фильм режиссером Андреем Тутышкиным). Она о селе Малиновке, застигнутом Гражданской войной. Пан-атаман Грициан Таврический вздумал совершить очередную подлость и  насильно взять в жены местную красавицу Яринку. На кого надеяться этой девушке, если не на красноармейцев? (Кстати, несколько лет назад активисты украинского движения «Свобода» требовали запретить постановку этой пьесы у себя на родине, так как, по их мнению, «подобные произведения имеют откровенное реваншистское направление и пропагандируют «русский мир»».)

А написанная в 1891 году оперетта «Продавец птиц» повествует о любовных приключениях в Восточных Альпах. Крестьянин  попытался за взятку продать герцогу расположение своей дочери, но обстоятельства спутали все карты. Вот как описывает впечатления от этого спектакля ленинградец Николай Рибковский: «Сегодня оперетта "Любовь моряка". Ни одного билета в кассе. У театра огромная толпа жаждущих попасть на постановку. Тут не только молодежь, а люди средних лет, пожилые и даже старички и старушки, закутанные в старомодные саки, в шапках-шалях, с муфтами и палочками».
 
Были в театре Музкомедии оперетты и на военную тему. Сделанная второпях «Лесная быль» режиссера Николая Янета рассказывает о студенческом партизанском отряде. Гораздо больше в театре гордились постановкой «Раскинулось море широко». В работе над пьесой принимал участие Всеволод Вишневский. Речь идет о моряках-балтийцах в блокаду и вражеских шпионах.

В октябре 1942 года в Ленинграде из оставшихся в городе артистов Театра драмы имени Пушкина, Нового ТЮЗа, Радиокомитета и агитвзвода был сформирован новый Городской театр (сейчас – Театр имени Комиссаржевской). Весь его репертуар был посвящен войне. Там ставили уже упоминавшихся «Русских людей»,  а также «Нашествие» Леонида Леонова. В «Нашествии» рассказывается, как война приходит в провинциальный город.                

Всеволод ОБОЛЕНЦЕВ





‡агрузка...