16+

Новости партнёров

Lentainform

В каком музее Петербурга работают самые недружелюбные сотрудники

14/04/2015

В Петербурге проверили качество работы городских музеев. Независимые эксперты выяснили, что посетителям нравится, а что – нет. Часть мнений оценивали по рисункам. Результаты удивили. Впервые их публикует «Город 812».


          Мы неизбалованные, потерпим без туалета

Эксперты обследовали 18 городских музеев (включая филиалы, получилось 34 площадки). Посетителей-горожан опрашивали социологи, предлагая оценить музей по нескольким критериям: общий уровень комфорта (навигация, места общего пользования), информационное обеспечение (таблички для экспонатов, сайт), а также доброжелательность персонала, возможность использования электронных ресурсов (тачскринов, QR-кодов, инфокиосков) и доступность музея. То есть легко ли его найти, удобен ли режим работы, справедлива ли цена билетов.

Было опрошено больше тысячи человек в возрасте от 16 до 66 лет и старше. Три четверти из них женщины. Эксперты уверены: такая выборка соответствует половому составу реальных посетителей музеев. По словам гендиректора компании  «Ти-Ай-Джи», проводившей исследования,  Вадима Сазонова, главное впечатление от соцопроса – петербуржцы очень положительно относятся к музеям. Настолько положительно, что даже боятся их критиковать. Самое ругательное замечание было таким: «Злая бабушка в холле у гардероба, а так все хорошо». Когда горожан просили высказать рекомендации конкретным музеям, подавляющее большинство писало в анкетах  как будто пожелания на день рождения: «процветания», «удачи», «повышения финансирования».

– На словах посетители часто говорили, что им что-то не нравится. Но признавались, что в анкетах намеренно  завысили оценки, объясняя это тем, что желают музею добра, чтобы его развивали, а не закрыли. Если бы их попросили оценить качество дорог, результат был бы совсем другим. Когда дело касается музеев, срабатывают совершенно иные закономерности. В нашем менталитете, наверное, нет уверенности, что критичные оценки могут позитивно повлиять на саму ситуацию. Кроме того, наши люди не избалованы. Даже если в музее нет туалета, никто не возмущался! Видимо, еще с  советских времен тянется шлейф: в музее ты чувствуешь себя виноватым, ждешь, что тебя могут отругать за то, что не там стоишь, не того коснулся, – говорит Вадим Сазонов.

Чтобы избежать необъективности, социологи усложнили вопросы в анкетах, убрали числовые отметки. Получившийся рейтинг определил самые лучшие и самые худшие, по мнению посетителей, музеи Петербурга.

Самым лучшим по сумме оценок стал Мемориальный музей Достоевского. В тройку лидеров попали музей-заповедник «Гатчина» и  Музей Анны Ахматовой.

Самым худшим оказался Музей обороны и блокады Ленинграда. По мнению горожан, там работают самые недружелюбные сотрудники. Среди аутсайдеров – мемориальный музей «Разночинный Петербург», литературный музей «ХХ век».

Каждый пятый посетитель старается вести себя в музее тихо, как мышь, и не отвлекать вопросами смотрителей. Но большая часть опрошенных обращаются к персоналу, когда что-то не понятно.

52% горожан посещают музеи для культурного развития, 45% – для удовольствия. 84% считают, что музеев в Петербурге достаточно, 4% думают, что их слишком много.

Лишние посетители – лишние хлопоты

Во время обследования  эксперты открыли удивительный факт. О многих музеях, финансируемых из городского бюджета, горожане никогда не слышали или знают очень мало. В некоторых музеях социологам пришлось дежурить по две недели, чтобы набрать достаточное количество посетителей для анкетирования. А некоторые учреждения культуры как будто специально скрываются от горожан. Например, чтобы попасть в Музей-квартиру Зощенко, нужно преодолеть несколько запертых ворот с домофонами. Охранник не всегда открывает на звонки, в жилых дворах по пути к Зощенко можно заплутать.

– Еще труднее найти Музей Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Надо быть очень мотивированным посетителем с большой фантазией и свободным временем, чтобы туда попасть. Мимо арочки и маленькой вывески можно проскочить несколько раз, пока  найдешь. Плюс – у музея хитрый график работы: он открыт только в определенные дни. Такое впечатление, что некоторые музеи работают только для специалистов, – говорит социолог Сазонов.

В основном горожане знают и посещают только «большую пятерку» самых крупных музеев: Эрмитаж, Спас на Крови, Русский музей, Петропавловку, Исаакиевский собор. Большая часть из 34 городских музейных площадок  отсутствует в медийном пространстве. Поэтому эксперты решили проверить, как они представлены в Интернете. Выяснилось, что плохо представлены.

– Сайты у музеев отличаются разнообразием дизайна. Некоторые – примитивные, на уровне школьного кружка. Другие, наоборот, перегружены. Где-то элементарную информацию о стоимости билетов и режиме работы невозможно найти быстро. Или она вообще отсутствует! Лишь у 8 музеев из 18-ти она представлена удовлетворительно. Получается, музеи не ждут посетителей из Интернета, а ведь это пространство, в котором живет молодежь и люди среднего возраста, – говорит Сазонов.

Самыми продвинутыми оказались Ленинградский зоопарк, музей-заповедник «Гатчина», Петропавловка и Музей городской скульптуры.  У них удобные и понятные сайты, они общаются с посетителями в соцсетях.

Музей «Смольный», Музей хлеба и литературный музей «ХХ век» меньше других заботятся о своем виртуальном имидже. 

Похоже, что сами музейщики не считают качество сайта важным критерием оценки их работы. И они очень удивились, когда узнали, что почти 40% горожан написали в анкетах, что хотели бы иметь возможность виртуально ознакомиться с экспозицией.

– Многие музеи боятся размещать на своих сайтах качественные изображения экспонатов. Опасаются, что их украдут, перепечатают, заработают на этом деньги. Зачастую рассуждают так: если человек посмотрит экспозицию на сайте, он к нам не придет. На самом деле – наоборот! В больших музеях  рассмотреть все экспонаты с одинаковым вниманием невозможно. Нужно быть подготовленным. А этой подготовленности неоткуда взяться, потому что заранее невозможно ознакомится с тем, что в музеях есть, – полагает социолог.

Многие горожане говорили о том, что Петербургу не хватает единого культурного портала, на котором можно было бы найти афиши музеев, театров и прочих культурных учреждений.

По просьбе самих музейщиков в анкету для посетителей был включен вопрос: чего не хватает музею? Почти треть горожан написали, что им не хватает стульев, скамеечек. 

– В Петропавловке, например, есть музей  Петрограда–Петербурга. Там 28 залов. Даже молодому человеку пройти столько залов, нигде не присев, нелегко. А присесть там  негде. Если не ошибаюсь, там даже туалета нет! Получается, что, с одной стороны, музеи говорят: приходите надолго, изучайте, погружайтесь. А с другой – клиентоориентированность   отсутствует. Я спросил в Музее печати:  «А приходят ли к вам люди, чтобы подумать, помедитировать?» «Помеди...что?» –  переспросила меня смотритель. Для них это непонятно. Даже музейный менеджмент признает, что сами смотрители будут выгонять таких медитирующих: чего тут расселся, дай другим посидеть.

Клиентоориентированность для музеев – лишние хлопоты. Например, в Исаакиевском соборе есть шикарный лифт, на котором можно подняться на смотровую площадку. Он предназначен для инвалидов, возможно, для мам с маленькими детьми. Но кто в городе об этом знает? Хотя мамы с детьми – благодарная аудитория: у них есть время, они гуляют и им хочется куда-нибудь пойти. Но пойти в музей им не приходит в голову. Потому что неудобно, непонятно, как быть с коляской, негде переодеть ребенка,  как посмотрят, если ребенок заплачет... Получается, что, в основном, музеи ориентированы на свою лояльную аудиторию и не заинтересованы в ее расширении, – говорит Вадим Сазонов.

Горожане ответили, чего еще не хватает музеям: тепла (слишком холодно), освещенности, рекламы, интерактивности, аудиогидов, удобного режима работы.

Финансирование по рейтингу

Впервые социологи исследовали, как на посещение музеев реагируют дети. В эксперименте участвовали сто детей. Их водили в Музей Шаляпина, Музей Анны Ахматовой, Музей стекла (на Елагином острове) и другие. По итогам визита они рисовали свои впечатления. Педагоги и психологи анализировали рисунки. Наиболее комфортно дети чувствовали себя в Музее Анны Ахматовой. Хуже всего – в Музее Шаляпина. Рисунки мальчиков и девочек сильно отличались.

– В Музее Шаляпина детям не особенно интересно. Экскурсовод там просто рассказывает о жизни певца, в залах полумрак, сама атмосфера достаточно гнетущая. Рисунки  по итогам визита получились тревожные. Но девочкам там было менее скучно, они смогли найти что-то увлекательное для себя. А мальчики быстро потеряли интерес. Поэтому мы считаем, что экскурсии для мальчиков надо делать в другом жанре. И, возможно, мужчин так мало сегодня в музеях, потому что еще в детстве мы потеряли мальчиков как музейных посетителей. Нужны какие-то талантливые идеи, чтобы статику экспонатов преподнести динамично, эмоционально вовлечь. Например, в  ГМЗ «Царское Село» была выставка вееров. Я  мужчина, и для меня веер – не самая интересная вещь. Но выставка оставила след. Там было несколько вентиляторов, которые колышат органзу, и на нее проецируются изображения старинных вееров. Все это происходило в темном зале с особенной подсветкой...  А можно сделать экспозицию – горизонтальный гробик, затем вертикальный гробик. Человек быстренько пробежит ее и забудет навсегда, – говорит социолог.

Исследование проводилось по заказу Комитета по культуре. Скажется ли рейтинг музеев на их финансировании? – поинтересовался «Город 812» в комитете.

– Комитет по культуре заинтересован в  максимальной открытости информации о деятельности учреждений культуры, – сообщила зампредседателя комитета Юлия Васютина. – Публичный мониторинг – один из способов, который помогает проанализировать работу, получить обратную связь, понять, где провалы, чем люди недовольны. Методики будут отшлифовываться, чтобы в дальнейшем можно было, опираясь на результаты исследований, вносить коррективы в государственные задания учреждениям, учитывать определенные аспекты в эффективных контактах руководителей, что не впрямую, но все-таки будет оказывать влияние на объемы финансирования.

Музейный опрос горожан проводился в течение нескольких месяцев. Исследователи пришли к выводу, что горожане, вероятно, не могут адекватно оценивать качество работы музеев, так как завышают оценки. Поэтому  рейтинг музеев, составленный на основе мнений посетителей, нельзя считать полностью объективным.

 

По данным «Ти-Ай-Джи». Суммарный рейтинг для каждого музея «Город 812» подсчитал как среднее арифметическое из пяти оценок. Чем больше число – тем выше рейтинг музея.             

Елена РОТКЕВИЧ, фото gavarigor.blogspot.ru



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru