16+

Новости партнёров

Lentainform

Депутат-единоросс зарабатывает на логотипе «I love Spb». А какие символы Петербурга могут стать частными?

04/05/2015

Депутат-единоросс зарабатывает на логотипе «I love Spb». А какие символы Петербурга могут стать частными?

На охране товарного знака некоторые неплохо зарабатывают. Депутат-единоросс Дмитрий Ильковский владеет логотипом «I love SPb» и наказывает рублем тех, кто использует его без разрешения.


          Что можно зарегистрировать как товарный знак, а что нельзя, и как на этом заработать? – нам рассказал член Совета Петербургской коллегии патентных поверенных, управляющий партнер Андрей ФЕДОТОВ. 

– Легко зарегистрировать товарный знак?
– И да и нет. Ели он соответствует требованиям законодательства, то никаких проблем: подается заявка, она проходит экспертизу,  и в среднем через год выдается свидетельство.

– Так долго?
– Это совершенно нормальные сроки. Например, в  Японии та же самая процедура занимает около трех лет.

– Зарегистрировать как товарный знак можно всё что угодно?
– Нет. В Гражданском кодексе есть статья № 1483, там написано, что нельзя регистрировать.  Самое главное: товарный знак должен обладать так называемой  различительной способностью. То есть он должен отличать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого. Также он не должен быть описательным, то есть впрямую называть те изделия, для которых он регистрируется. Например, нельзя зарегистрировать слово «батон» для хлебобулочных изделий.  Или слово «ресторан» –  для услуг ресторана. Дальше. Например, не москвичу не позволят зарегистрировать в качестве товарного знака контур собора  Василия Блаженного, не петербуржцу – разведенные мосты, и так далее. Потому что это будет вводить в заблуждение, ведь заявители не имеют отношения к этим изображениям.

– То есть символы Петербурга может монополизировать любой, кто имеет петербургскую прописку?
– В Уставе Санкт-Петербурга перечислены официальные и исторические символы города, а статья № 1483 ГК запрещает регистрацию таких символов в качестве товарного знака. Если кто-то захочет сделать логотипом своей фирмы Медного всадника, скорее всего, эксперты Роспатента попросят представить разрешение соответствующего компетентного органа. Более того, есть запрет на регистрацию в качестве товарных знаков изображений, воспроизводящих объекты всемирного культурного наследия РФ. Так что, с огромной долей вероятности,  в регистрации  откажут.

– Примерно десять лет назад изображения Медного всадника и кораблика Адмиралтейства были зарегистрированы в качестве товарных знаков одним из смольнинских ГУПов. Потом ГУП перестал существовать. Принадлежат ли кому-нибудь сейчас права на эти изображения?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести исследование. Чтобы узнать, зарегистрированы ли права на какое-нибудь название или обозначение,  существует услуга поиска.  Ее стоимость зависит от разных факторов: срочность, по каким базам искать. Есть официальная база Роспатента, а есть альтернативная. В Роспатенте – дольше и дороже. Минимальная цена поиска по словесным товарным знакам в нашей компании – порядка 7–8 тысяч рублей. Поиск по изобразительным товарным знакам проводит только Роспатент, и он существенно дороже – от 20 тысяч.

– Разведенные мосты или слова «Смольный», «Эрмитаж», «Исаакий»  можно зарегистрировать?
– Думаю, разведенные мосты – возможно. Особенно если это стилизованное изображение и заявитель из Петербурга.  Но есть огромное количество товарных знаков, где в той или иной степени это  изображение присутствует.  Поэтому надо проверять поиском – на что именно оно зарегистрировано. Товарный знак всегда выдается в отношении конкретных товаров и услуг согласно международной классификации. Например, если кто-то зарегистрировал  конфеты «Солнышко», а другой начал выпускать одежду с точно таким же товарным знаком, он не нарушит права первого. Слова «Смольный», «Эрмитаж», думаю, Роспатент не пропустит.  Предложит обратиться за разрешением в эти организации или объяснить, какое отношение к ним имеет заявитель. «Исаакий» – скорее всего, можно. Но однозначных ответов нет.

 – У одного  юриста получится зарегистрировать,  у другого – нет? 
– Совершенно верно. Еще зависит от того, какой эксперт в Роспатенте попадется. Бывает, что оттуда нам приходят отказы с такими чудными аргументами!  Если экспертиза Роспатента  отказывает в регистрации товарного знака, обращаемся в Палату по патентным спорам.  Следующая инстанция – Суд по интеллектуальным правам.

– Сколько стоит  зарегистрировать товарный знак?
– Если нет никаких сложностей, то можно уложиться в 50–60 тысяч рублей.

– За незаконное использование товарного знака суды назначают смешные компенсации – порядка 10 тысяч рублей. Почему так мало?
– Нельзя сказать, что компенсации всегда небольшие.  Бывает, присуждают сотни тысяч и даже миллионы. Таких дел, конечно, меньше. Например, карельская компания «Холод Славмо» подала иск к ЗАО «Газпромнефть Северо-Запад», ООО «Шелл АЗС» и ООО «Продоптторг», посчитав, что они нарушают ее права, продавая мороженое «Сахарная трубочка» производства питерского  «Хладокомбината № 1» в упаковке, которая сходна до степени смешения с товарными знаками, исключительное право на которые принадлежит ей.  И потребовала взыскать с каждого из ответчиков 200 тысяч рублей. Дело длится до сих пор.

– За рубежом какая практика выплаты компенсаций?
– Практика разная. Меня удивил один случай. Дело было на промышленной выставке в Германии. Так случилось, что логотип одной уважаемой российской компании оказался чрезвычайно похож на товарный знак иностранной фирмы, занявшей соседний стенд. В первый же день к российской организации пришли судебные приставы и вручили штраф на 10 тысяч евро и предписание немедленно уничтожить всю продукцию с этим товарным знаком.  А если наши этого не сделают, назавтра штраф удвоится. Россияне связалась с местными адвокатами. Те подтвердили, что всё законно, и посоветовали  им всей делегацией взяться за ножницы и стирательные резинки, чтобы уничтожать незаконный логотип со всех образцов продукции. В противном случае накажут очень серьезно. А выписанный штраф в любом случае придется заплатить. В России эта организация уже много лет работает на рынке. Ее товарный знак был зарегистрирован на территории нашей страны, а в Германии – нет.  В этой истории показательна, во-первых, сумма компенсации – не маленькая. Во-вторых,  простота и скорость вынесения решений. Подобная практика позволяет оперативно защищать права.  Но с другой стороны, если у нас такое ввести, я не исключаю, что страну может захлестнуть вал злоупотреблений правом.  Прохиндеи  начнут регистрировать на себя товарные знаки, под которые будут подходить куча логотипов  и брендов, а потом станут требовать компенсации.

– Товарный знак «I love SPb» – законный? Это не злоупотребление правом?
– Если кто-то не согласен,  нужно идти в Роспатент и оспаривать регистрацию данного товарного знака.  Нужно доказывать, почему он  незаконный.

– Шансы на аннулирование есть?
– Ну я, например, с ходу не могу найти, что тут сделано неправомерно. Если просто взять символ «сердечко», букву «I» и сокращение SPb, то по отдельности их регистрировать было бы незаконным.  Правообладатель же сложил их в некую композицию и доказал, что она обладает различительной способностью, то есть уникальна.

Владелец логотипа  «I love SPb» угрожает

Муниципальный депутат от «Единой России» Дмитрий Ильковский в конце апреля выиграл дело о незаконном использовании товарного знака. ООО «Пресс-Хаус «Нева» заплатит штраф 40 тысяч рублей за продажу футболок с логотипом «I love SPb», где «love»  изображено в виде сердечка. С 2011 года этим логотипом владеет петербургский депутат Ильковский. 

С тех же пор он борется с его незаконным применением. По словам депутата, логотип воруют сотни продавцов сувенирной продукции: «I love SPb» размещают на кружках, футболках, значках. Депутат возглавляет Социальный клуб любви к Петербургу. Логотип, по его словам, он придумал в некоммерческих целях и возмущен его незаконным использованием.

– Я много раз обращался в РУВД, но полиция сначала предупреждает продавцов – те снимают товар. Потом опять выставляют. Их опять предупреждают. И это тянется годами. За три года у меня состоялось пять или шесть судов, все выиграл. Продавцы контрафакта платят штраф в бюджет города. Это моя форма выражения любви к Петербургу, – говорит депутат.
По закону, Ильковский может требовать от нарушителей компенсацию до пяти миллионов рублей.

– У меня поначалу была мысль получать компенсации и отдавать их на благотворительность. Но практика показывает, что по товарным знакам суды обычно присуждают не более 10 тысяч рублей. Поэтому у меня даже попыток таких не было, – говорит он.

Ильковский  на днях зарегистрировал еще один товарный знак – «I love Ptz», где  «Ptz» обозначает Петрозаводск. По его словам, в Карелии создан аналогичный клуб любви к Петрозаводску.  Депутат готов продать лицензию на использование своих логотипов. По его мнению, она может стоить2,5 миллиона рублей. 

В ближайшее время он собирается подать очередной иск к нарушителю своих прав.

– Видео- и фотовизуализация нарушения уже есть. Пусть боятся! – угрожает он.
Свой логотип он размещает на футболках и разной другой продукции – например, на пакетах для собачьих экскрементов, которые раздает в рамках акций любви к Петербургу.

Боевые «Смешарики»

Компания Smeshariki GmbH, владеющая правами на изображения Кроша, Нюши, Бараша и других персонажей  мультсериала, ежемесячно инициирует сотни исков по защите своих товарных знаков, требуя с нарушителей компенсацию. Только в апреле «Смешарики» заработали в судах больше миллиона рублей.

Схема простая. Как правило, «Смешарики» судятся с мелкими предпринимателями, торгующими   в ларьке или с лотка игрушками, книжками, дисками с изображением мультперсонажей. Представитель Smeshariki GmbH (компания зарегистрирована в Мюнхене, Эрвальдер Штрассе, 7) приходит  в ларек, покупает там несколько разных (это важно) игрушек-книжек с Нюшей/Лосяшем/Копатычем, получает чек. Процесс закупки снимается на видео. На чеке указаны данные продавца, которому через некоторое время приходит повестка в суд. Smeshariki GmbH требуют выплатить компенсацию  за незаконное использование товарных знаков. За каждый контрафактный товар (книжку, игрушку) просят, как правило, от 10 000 до 25 000 рублей.  В одном магазине покупок совершается несколько, поэтому общая сумма исковых требований к владельцу торговой точки обычно достигает нескольких сотен тысяч. Борьбу с поддельными смешариками компания ведет по всей стране.

Как следует из данных Банка решений Федеральных арбитражных судов РФ, суды редко удовлетворяют требования немецкой компании в полном объеме. Например, в Абакане Smeshariki GmbH накрыли торговую точку индивидуального предпринимателя, которая торговала детскими пижамами с Нюшей, Копатычем, Кар-Карычем. За это с нее потребовали компенсацию — 200 тысяч рублей. Суд встал на сторону «Смешариков» и назначил   компенсацию — 80 тысяч рублей.

В Ижевске «Смешарики» отсудили 100 тысяч рублей за продажу DVD-диска «Смешарики».

В Петербурге «Смешарики» в марте наказали фирму «Чайка» на 100 тысяч рублей  за продажу детской майки с персонажами мультсериала.

Всего в апреле  Smeshariki GmbH судились 78 раз. Из них по 31 иску решения были вынесены в пользу «Смешариков».  Общая сумма полученной в апреле компенсации – 1,23 миллиона рублей. За год компания инициировала около тысячи судебных разбирательств. По приблизительным подсчетам,  Smeshariki GmbH за год заработали в судах около полутора миллиардов рублей.

Цифры

В практике Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти  принято назначение крупных компенсаций по искам о незаконном использовании товарных знаков. Например:

- 17.04.2015 в пользу «Русфинанс Банка» было взыскано 500 тысяч рублей с микрофинансовой организации ООО «Променад», использовавшей логотип банка;

- 16.04.2015 в пользу ООО «АнвиЛаб», производящего лекарства «Антигрипппин-АНВИ» и «Антигриппин-максимум», с ЗАО «Натур Продукт Интернэшнл»  взыскано 1,7 миллиарда рублей и 800 тысяч руб. судебных расходов;

- 02.03.2015 в пользу компании «Л'Ореаль»  с ООО «Глобал-Трейд»  взыскано 2 млн рублей за торговлю поддельными товарами марки Garnier.

В России регистрируют товарные знаки около 40% компаний. В Европе – около 90%.

Ежемесячно в РФ регистрируется более миллиона товарных знаков.               

Елена РОТКЕВИЧ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве