16+

Новости партнёров

Lentainform

Северный морской путь не сможет заменить Суэцкий канал: зачем он тогда нужен России

19/05/2015

Северный морской путь не сможет заменить Суэцкий канал: зачем он тогда нужен России

Еще недавно в России много говорили о том, что в связи с глобальным потеплением очень перспективным станет Северный морской путь – и это принесет стране большие экономические выгоды от транзита грузов.


         Однако на VIII логистической конференции «Трилогия» доктор технических наук, профессор Морской академии им. Макарова Александр Кузнецов заявил, что Северный морской путь  никогда не заменит традиционные торговые пути из Азии в Европу. «Город 812» попросил профессора объясниться.

– Почему Северный морской путь не сможет заменить Суэцкий канал?
– Чистая экономика. В международных морских перевозках принято измерять вместимость судов эквивалентом одного 20-футового контейнера (TEU). Суда бывают «тысячники» (1 тыс. TEU), «двухтысячники» (2 тыс. TEU ) и т.д. Чем больше «тысяч», тем менее затратна перевозка. Правда, экономия быстро падет с ростом «тысяч», примерно с 20 до нескольких процентов. Но крупнейшие перевозчики –  CGM, Maersk и другие – строят огромные суда, воюя между собой за каждый доллар.

– И до чего дошли?
– До 20 тыс. TEU.

– Это же не судно, а монстр!
– Оно имеет водоизмещение порядка 165 тыс. тонн, его длина – 400 метров, ширина – 60 метров. Осадка –15,5 метров. Его надо разгружать неделю, оно неудобно портам, городам, владельцам грузов, всем.  Кроме перевозчиков. Но сегодня они определяют правила игры.
Поэтому монстры работают на линиях между Юго-Восточной Азией и Европой. Часть идет в обход Африки, часть – через Суэцкий канал.

– И докуда они доходят в Европе?
– Только однажды контейнеровоз типа Panamax грузоподъемностью 70 тысяч тонн зашел в Котку. Зачем? Чтобы забрать  излишек порожних контейнеров. Обычно такого не бывает в производящей Финляндии.  Но один раз случилось.

Судно стоимостью 100 млн долларов не будет «шхериться» по Финскому заливу. Контейнеры выгоднее перегрузить, скажем, в Бремене.

– То есть Северному морском пути ничего не светит?
– Левиафаны не рассчитаны на работу в ледовой обстановке. Для их проводки потребуются и ледоколы нового поколения. Впрочем, и меньшие контейнеровозы не относятся к ледовому классу.

Мне известен  только пример «Норникеля», у которого есть контейнеровозы ледового класса для работы на Северном морском пути.

Не забывайте и другое важное обстоятельство: за грузопоток компании борются десятилетиями, еще надо пробиться на этот рынок.

Тем не менее Северный морской путь как международный транзитный маршрут можно использовать для перевозки экстравагантных грузов.

– Например?
– Скоропортящиеся продукты или высокотехнологичные – а значит, дорогостоящие – изделия, которые нужно быстро доставить и где приемлемы высокие транспортные расходы. Но начинать надо не с транзитной международной торговли.

–  А с чего надо начинать?
– Северный морской путь нужен России для освоения Арктики, это общее место. Не буду вдаваться в подробности, но морскому транспорту там нет альтернативы. Надо объединить усилия государства, сырьевых компаний  и построить единую транспортную систему – возможно, контейнерный флот, в том числе «оборудованный», т.е. со своими кранами, специализированные причалы  (30-тонный контейнер не разгрузить с помощью гастарбайтеров). Эта транспортная система должна быть  удобна для всех – от геологов и сырьевиков до военных и полярных исследователей.

Чтобы перевозки в контейнерах по Северному морскому пути внутри России были не спорадическими, а постоянными. Когда появится предложение, будет и спрос на транзитные перевозки контейнеров по Северному морскому пути.

– А вы уверены, что будущее Северного морского пути именно за контейнерными перевозками?
– Контейнерные перевозки удобны для сквозной перевозки различными видами транспорта. Они обеспечивают сохранность груза от погоды, от хищения, от порчи, существуют контейнеры с регулируемым микроклиматом.

Порты Лондона и Ливерпуля в свое время проигнорировали начало контейнерной эры, не рискнув вкладываться в переоборудование. На карте мирового масштаба теперь нет таких портов. Сингапур поставил на контейнеры и превратился из рыбацкой деревушки в центр транспортной цивилизации.   

– Значит, Россия должна поставить на поток строительство контейнеровозов ледового класса.
– До Южной Кореи – лидера по производству контейнеровозов – нам очень далеко. Они строят больше типов судов, чем остальные страны – самих судов. Но надо с чего-то начинать. Тем более что у нас есть традиции,  научный опыт и адекватные представления о том, что такое ледовая обстановка.

Справка

Северный морской путь проходит от самой западной точки Карского моря до восточного края Чукотки. Его длина – 5,6 тыс. км, он в два раза сокращает путь из Азии в Европу по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.              

Вадим ШУВАЛОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве