16+

Новости партнёров

Lentainform

Надо ли гордиться тем, чем гордятся петербургские архитекторы

28/05/2015

Моя традиционная ритуальная услуга – рецензия на «Архитектурный ежегодник». На этот раз – на том XIII за 2015 год. Не уверен, что это издание полностью и адекватно отражает реальное состояние дел – скорее, представляет тот образ, в котором архитектурное сообщество хочет предстать перед современниками, предлагая лучшее.


          Причем основным адресатом книги являются, естественно, не градозащитники, а инвесторы, девелоперы и прочие погубители Петербурга. И «лучшее» – это, за некоторыми исключениями, то, что лучше для инвесторов. 

Открывается книга, как обычно, предисловием председателя ОАМ – Объединения архитектурных мастерских, которое издает ежегодник. На сей раз это Анатолий Столярчук, соавтор таких одиозных построек, как ТРЦ «Пик» на Сенной площади и «Шляпа Незнайки» (Суворовский пр., 2, народное название). Поэтому забавно было обнаружить в его статье упоминание не только успехов архитекторов, но и их ошибок. Дозрел!

Начну с результатов некоторых подсчетов, которые я произвел, изучая ежегодник 2015 года. В нем представлены как проекты, так и постройки. Я только исключил «концепции развития», а некоторые позиции включил в два раздела – и в жилые здания, и в здания общественного назначения. И сравнил это с предыдущим ежегодником за 2014 год. Вот результат:

 


Сравнение показывает, что в АЕ-2015 по сравнению с АЕ-2014 рост общего числа проектов и построек составляет 17%, а достигнут он за счет заметного выхода за пределы Петербурга. Скажем, мастерская «А.ЛЕН», которой руководит Сергей Орешкин, представила в ежегодник 7 позиций, из которых для Петербурга предназначены только 3.

Думаю, что эта тенденция отражает реальность. Для Петербурга это неплохо. Чем наши архитекторы получат меньше возможностей в Петербурге, тем для города лучше. Пусть осваивают новые технологические возможности, предоставляемые стекольной промышленностью, в других городах, которые не так жалко, как Петербург. Например, в Москве.

Теперь о, так сказать, некоторых художественных впечатлениях. Если в целом и кратко, то общее впечатление тоскливое. Хочется сменить всю команду.

Основное внимание, естественно, приходится уделять историческому центру. В АЕ-2015 есть несколько хороших проектов. Прежде всего это жилой дом на Малом пр. В.О., 9, спроектированный в архитектурном бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

 
Грамотно вписанный в контекст по высоте, материалу, рисунку фасада с интересными деталями, в целом использующий мотивы модерна, но не скрывающий своей современности, этот дом я считаю весьма удачным внедрением в центр Петербурга. Еще я бы отметил мансарду, которая – в отличие от абсолютного большинства случаев, в том числе и из практики Ю. Земцова, – логично сочетается с фасадом архитектурно и живописно, а не является принудительно приляпанным сараем, водруженным на кровлю. Естественно, это сделано тактично, скромно, а если и выделяется из общего ряда домов, то только светлым цветом фасада. Но это пока, время и погода исправят цвет.

О другом проекте – архитектурной мастерской М. Мамошина – я писал в рецензии на выставку «Архитектура Петербурга 2015». Это новая сцена для театра Льва Додина – Малого драматического театра. Точнее, это комплекс зданий на Звенигородской ул. позади дома 7б – бывших казарм жандармского эскадрона, двухэтажного здания, вытянутого вдоль Звенигородской ул. С 1978 года здесь находилась Высшая школа спортивного мастерства по конному спорту, позади здания располагались конюшни и другие постройки (в какие-то годы тут находился грузовой автопарк Ленстройтранса), часть из которых была снесена в связи со строительством ТРК «Планета Нептун» (Звенигородская ул., 7/ул. Марата, 86) по проекту мастерской В. Григорьева, нынешнего главного архитектора Петербурга.

Дом 7б вроде бы тоже собирались снести для строительства второй очереди ТРК, хотя он был внесен в приказ КГИОП от 20 февраля 2001 г. как рекомендованный к включению в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, культурную ценность. Дальнейшие превращения его статуса мне неизвестны.

На самом деле сейчас стоило бы, комплексно и разумно осваивая этот квартал, снести сараеподобный ТРК и построить на этом месте что-то приличное, потому что ТРК напоминает какую-нибудь «Ленту» на окраине города. Рядом с театром ТРК будет смотреться плохо.

В доме 7б Мамошин предполагает снести центральную часть, устроив тут вход в здание театра. Как это будет сделано практически и насколько это соответствует охранному статусу здания – другой вопрос.

К достоинствам проекта я отношу членение объема на ряд четырехэтажных зданий, соединенных друг с другом. «Выглядывание» 26-метрового здания театра из-за двухэтажного дома 7б тоже вполне допустимо (если высота не вырастет в процессе строительства!). Опасность я вижу в другом: тут явно запланировано слишком много зданий и помещений, и если потом окажется, что они забиты ресторанами и магазинами, а театр будет располагаться где-то внутри этого гигантского торгово-развлекательного массива, то проект можно будет считать загубленным. А такой вариант не исключен с учетом установки на частно-государственное партнерство и так и оставшуюся висеть в воздухе идею второй очереди ТРК «Планета Нептун». Например, неясно, что будет находиться в доме 7б, сквозь который надо будет заходить в театр. У нас ведь норовят сделать так, чтобы даже в метро пассажиры входили через магазины и кафе. Вдруг раздумают ехать…

Кстати, именно к этому разряду относится проект реконструкции наземного вестибюля станции «Василеостровская» под торгово-деловой комплекс (авторский коллектив мастерской «Рейнберг & Шаров» под руководством А. Шарова). Идея понятна: застроить лакуну, не целиком заполненную нынешним вестибюлем, большим торговым зданием, безликим по стилю и вроде бы даже каменным. Опять-таки на картинке здание пятиэтажное, но каким окажется в реальности – неизвестно. К тому же не учтена и  транспортная обстановка: в часы пик у входа на станцию метро образуется столпотворение и давка – и это при том, что вход на станцию производится непосредственно со стилобата. Я не верю, что с вводом «Спортивной-2» ситуация здесь улучшится. Зато вход в метро сильно усложнится и давка – при продавливании к эскалатору сквозь магазины – станет просто опасной.

Проект, о котором я не могу не написать, – здание на Лиговском пр., 6, – «административно-управленческий объект и некоммерческие организации с подземным гаражом», авторы – «АММ-проект». Безликое изделие, напоминающее по стилю здание школы начала 1950-х гг. Естественно, могло быть хуже, но это не архитектура. Понятно, что место сладкое, рядом Невский. Однако здание только усугубило и без того плохую градостроительную ситуацию в этой части Лиговского проспекта возле концертного зала «Октябрьский», механически воткнутого сюда по воле КПСС к 50-летию Октябрьского переворота. Кстати, признать его архитектурной ошибкой, а размещение этой «красной дорики» в этом месте – ошибкой градостроительной мешает только пиетет архитектурной корпорации по отношению к народному архитектору СССР Александру Жуку. Теперь к одной ошибке добавили еще одну. Я уж не говорю про дурацкий памятник Каподистрии.

В жанре «могло быть хуже» сработало и архитектурное бюро «Я.К.» во главе с А. Кицулой. Речь идет о бизнес-центре «Сенатор» на Б. Пушкарской, 22, лит. А. Бизнес-центр располагается в двух зданиях – бывшем здании Пушкарских бань и в домике рядом.

Пушкарские бани превратились в бизнес-центр
Пушкарские бани превратились в бизнес-центр

С банями с 2005 г., когда они были закрыты якобы на капремонт, скандал гремел очень долго . В итоге здание бань, построенное в 1876–1877 гг. по проекту П. Сюзора, было снесено, а официальные лица стали давать обещания. Так 25 марта 2005 г. в «СПб ведомостях» был опубликован ответ губернатора города В. Матвиенко: она заверяла, что город не допустит ликвидации общественных бань, которые выполняют в районе важную социальную функцию, правительство Петербурга сделает все возможное.  В этот же день в КЭРППиТ прошло совещание, посвященное проблеме Пушкарских бань. По итогам встречи стороны договорились о том, что бани будут в обязательном порядке сохранены.

Действительно, при выезде на место 18 мая 2015 г. на одной из запертых дверей бывших бань мы обнаружили бумажку с записью: баня работает в четверг и пятницу с 12 до 22 час. На какое количество тел рассчитано помывочное заведение, какова «величина чека» – все это выяснить не удалось. В любом случае довольно экзотическое расписание для бани, не правда ли?

Что касается новостройки, присобаченной справа от снесенного и заново построенного, но уже в измененном виде, здания Сюзора, то она восходит к некоторым идеям конструктивизма, которые архитектор Кицула совокупил с косыми углами и стеклом. Получилось «остренько и оригинальненько». Если искать логику, то она тут в одном: чтобы БЦ выделялся и обращал на себя внимание тем, что торчит. Кстати, смешно выглядит ограда БЦ во дворе, украшенная «позолоченными» двуглавыми орлами.

На месте архитектурной студии С. Савина я бы не стал предлагать в ежегодник здание торгово-офисного комплекса по адресу: Литейный пр., 26. Со стороны Литейного здание смотрится как обычная фоновая застройка и не обращает на себя внимания. Зато типичный «ужас-ужас» – это тыльный фасад, выходящий на ул. Короленко: нелепый четырехколонный портик, который «усложнен» тем, что в три проема между колоннами спускаются примерно под углом в 45 градусов куски остекленной скатной кровли и торчат между колоннами. Напоминает это «нечто, вылезающее между ног». Зачем нужно было визуализировать непристойную ассоциацию – неясно, но архитектор постарался. Теперь это хозяйство еще и сунули в архитектурный ежегодник.

Особо следует сказать о проектах для центра мастерской «Интерколумниум», возглавляемой Евгением Подгорновым. После кошмара с театром А. Пугачевой и вечного позора в виде пузыря на кровле отеля на Почтамтской ул., 4, Подгорнов повзрослел и стал более ответственным. И, скажем, проекты для 11-й Красноармейской ул., 26, лит А, и для Социалистической ул., 21, лит. А, смотрятся вполне пристойно, хотя для второго адреса проект выполнен несколько более грандиозно, т.е. высоко, чем следовало. Кстати, оба места заняты промышленными зданиями – так на Социалистической улице собираются сносить Кондитерскую фабрику им. Крупской, уже покинутую людьми. Выглядит она сейчас печально. Впрочем, что будет тут построено, точно ли по проекту Подгорнова – неизвестно.

(Здание Кондитерской фабрики имени Крупской продали группе «Пионер». Девелопер намерен снести завод и построить общественно-деловой центр. О переезде фабрики из центра Петербурга было объявлено, как только ее новым владельцем стал норвежский концерн Orkla. Для новой площадки выбрали деревню Разбегаево Ломоносовского района Ленобласти. Переезд фабрики начался в 2012 году, а прошлым летом завершился. «Пионер» намерен снести фабрику и построить взамен здание общественно-делового центра с гостиницей (возможно, с апартаментами, то есть элитарным жильем). Проект жилого комплекса для этого места разработал «Интерколумниум». Однако Е. Подгорнов пояснял, что это лишь концепция, подготовленная в презентационных интересах кондитерского собственника, и покупатель земли может захотеть реализовать свою архитектуру.)

Социалистическая улица. На месте покинутой фабрики им. Крупской (внизу) может появиться такой жилой комплекс.
Социалистическая улица. На месте покинутой фабрики им. Крупской (внизу) может появиться такой жилой комплекс.

Что касается будущего здания на 11-й Красноармейской ул., то проект очень стильный, и сюда Подгорнов собирается перенести свою мастерскую. На этом участке сейчас находятся гаражи, которые будут снесены, а в глубине стоит склад «Красного пекаря» высотой 14 м. Это крепкая бетонная конструкция 1970-х гг., она будет включена в новое здание. Новый дом определенно украсит улицу.

 

Попутно замечу, что среди проектов Подгорнова еще есть жилой дом на Крапивной ул., 4. Я не стал бы об этом проекте упоминать, если бы он не предполагался к размещению на территории Крапивного сада – территории зеленых насаждений общего пользования площадью 1,12 га. Впрочем, такую площадь он имел в 2007 г. согласно закону СПб № 430-85 от 19.09.2007, а к 2015 г. ему уже оставили площадь 0,78 га, причем каким документом это уменьшение территории сада на 30% произвели, даже нет сведений. Сейчас уже сад окружен строительным забором.

Аналогично здание по проекту мастерской Владимира Григорьева на Варшавской ул. собираются поставить на территории стадиона перед Электромашиностроительным колледжем (Варшавская ул., 7а) – кузницей кадров для «Электросилы». То есть стараются застроить и садик, и стадион – всё, что не занято. Само здание бизнес-центра для этого места выглядит чересчур пафосно. Архитектор явно не оглядел пейзаж до того как начал рисовать. А то, что нарисовано, претендует на элитную бизнес-недвижимость, но на Варшавской ул. дойти до такого статуса невозможно в принципе. Места не те.

Еще одна проблема – застройка промышленных территорий. Тут я отмечу абсолютно негодный проект – жилой комплекс «Илматар», который Андрей Шаров спроектировал для 25-й линии В.О., 8б, на месте уже снесенного Сталепрокатного завода (территория обнесена забором и охраняется).

 
Проект удручает тривиальным видом обычной новостройки, внедренной в старый район. По проекту запланировано сохранение двух старых зданий – заводоуправления (кон. 1930-х – нач. 1950-х, арх. Александр Бурышкин) и канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней (1930–1931, арх. Яков Чернихов). Пока здания стоят, однако их состояние внушает сильные опасения: вряд ли они переживут забивку свай на территории новостройки. Сама же новостройка – а территория значительная, почти 8,5 га – удивляет полной победой дешевки и примитива над любыми архитектурными соображениями.

Это мне напомнило «Парадный квартал» на Кирочной ул. и проект застройки для территории бывшего Вагоностроительного завода им. Егорова на пересечении Московского пр. и Заставской ул. (Московский пр., 115) тех же Рейнберга и Шарова, о котором я с возмущением писал год назад. «Понятно, что будут строить жилые дома высотой до 20 этажей, т.е. метров 60... Они, естественно, будут видны с Московского пр., и это продолжение уничтожения единства стиля проспекта…»

Проехал мимо квартала, выросшего вдоль Заставской улицы на недалеком расстоянии от Московского пр. Высотки точно такие, как в Купчине, – торчат и хорошо видны с Московского пр., а если еще добавить «Империал» на Киевской ул. и скандальные новостройки возле станций метро «Фрунзенская» и «Электросила», то можно с уверенностью сказать: со стилем Московского пр. покончено навсегда. Погубили.

Что касается жилых комплексов в районах вне исторического центра, богато экспонированных в рецензируемой книге, то тут я комментировать ничего не буду, поскольку идет капиталистическое соревнование по числу окон на фасаде: кто больше. Поэтому возникают здания антигуманной высоты и длины вдоль фронта. Здесь есть свои рекордсмены, демонстрирующие потенциальным инвесторам умение раздвинуть объем по всем трем осям сразу, но искусствоведам обсуждать тут нечего, к архитектуре это не относится. Для этого нужен не «Архитектурный ежегодник», а «Бюллетень недвижимости».             

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве.