16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

 ак в ѕетербурге создают лимузин дл€ президента и экипировку дл€ солдат будущего

17/06/2015

ѕетербург лидирует по инноваци€м в импортозамещении. Ћучшим в стране стал »нжиниринговый центр ѕетербургского политехнического университета: там уже делают отечественное, которое на пор€док лучше импортного.

(2) комментировать

         ”ченые принимают участие в проектах по созданию президентского лимузина, экипировки солдата будущего, в строительстве первого в –‘ корабл€ из углепластика и т.д. — помощью методов, которые они освоили, скоро будут делать всЄ, включа€ человеческие органы и еду, – об этом «√ороду 812» рассказал глава »нжинирингового центра, проректор по перспективным проектам —ѕбѕ”, профессор јлексей Ѕќ–ќ¬ ќ¬.

– ѕосле введени€ санкций инжиниринговым центрам  было рекомендовано сконцентрироватьс€ на решении задач по импортозамещению. Ќасколько успешно эти задачи выполн€ютс€ в ѕетербурге?
– Ќа мой взгл€д, успешно.  огда два года назад создавались инжиниринговые центры, им ставилась задача: работать с отечественной промышленностью, выполн€ть Ќ»ќ – (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – ≈.–.) по заказам предпри€тий из реального сектора экономики, тем самым способствовать созданию конкурентоспособной продукции. ‘актически с введением санкций эта цель не изменилась. ¬ марте этого года ћинобрнауки и ћинпромторг подвели итоги работы 11 российских инжиниринговых центров. Ќаш ÷ентр компьютерного инжиниринга зан€л первое место по всем показател€м. —реди наших заказчиков –  корпораци€ «–остех», ќбъединенна€ авиастроительна€ корпораци€ (корпораци€ »– ”“), ќбъединенна€ судостроительна€ корпораци€ (—редне-Ќевский судостроительный завод),  ќбъединенна€ двигателестроительна€ корпораци€ (« Ћ»ћќ¬»), ќбъединенна€ ракетно-космическа€ корпораци€ (–   «Ёнерги€» ),  ÷Ќ»» «Ёлектроприбор» и другие.  роме того, одним из основных €вл€етс€ проект государственного значени€ « ортеж».  Ќачинаем работать над проектом «–атник».

–  онкретно – что хорошего вы сделали?
– Ќапример, вместе со —редне-Ќевским  судостроительным  заводом прин€ли участие в проектировании и создании первого в –оссии высокоскоростного катамарана из углепластика. Ёто пассажирское судно, предназначенное  дл€ акватории Ќевы и ‘инского залива, должно заменить устаревшие  «–акеты» и «ћетеоры».  атамаран создан, но, к сожалению, у завода пока не решены финансовые проблемы с его отделкой.

—овместно с ќбъединенной авиастроительной корпорацией мы работаем над проектом пассажирского магистрального самолета XXI века – ћ—-21. Ёто ближне- и среднемагистральный самолет, который многие эксперты считают более перспективным, чем —уперджет-100. јктуальна€ проблема дл€ современных самолетов – минимизаци€ расхода топлива, экономическа€ эффективность полетов. —оответственно, чем  самолет легче, тем меньше тратит топлива. ј чтобы он был легче, при об€зательном сохранении прочности, его нужно делать не целиком из металла, а использовать полимерные композиционные материалы – например, углепластики и стеклопластики. ѕрименение таких материалов  – сложна€ научно-техническа€ задача, так как композиты ведут себ€ при эксплуатации иначе, чем металлы. ћы были привлечены к созданию современных расчетных методов дл€ авиационных конструкций из композитов.  роме того, мы выполн€ем динамические расчеты композитных конструкций на птицестойкость. ѕредставьте: что будет, если самолет  встретитс€ в воздухе со стаей гусей? —амолет и все его компоненты должны быть спроектированы так, чтобы при встрече с любыми птицами он мог бы несмотр€ на повреждени€ продолжить полет и совершить посадку.

– Ќи один гусь при расчетах не пострадал?
– ѕри расчетах, конечно, ни один гусь не пострадал, и в этом безусловна€ ценность математического моделировани€ и виртуальных испытаний на компьютерах. «наете, есть така€ байка про американцев. »спытывали они конструктивные элементы самолета на птицестойкость. ѕо расчетам все хорошо получаетс€, но с полигона приход€т сообщени€, что при столкновении с гусем самолет получает повреждени€, не совместимые с возможностью благополучной посадки.  —тали разбиратьс€. ќказалось,  во врем€ натурных испытаний (дл€ ускорени€ процесса) в самолет кидали тушки недостаточно размороженных гусей – по сути, куски льда...

– Ёто шутка?  »ли вы тоже бросаетесь гус€ми в самолет?
– Ќет, не шутка, дл€ подобных испытаний во всем мире используют специальные установки и тушки птиц. Ќатурные эксперименты позвол€ют строить адекватные математические модели, они  нужны дл€ полноценной проверки результатов численного моделировани€.

– ј что такое проекты « ортеж» и «–атник»?
– ¬ообще говор€, « ортеж» – народное название. Ёто проект по созданию на базе единой модульной платформы целой линейки автомобилей премиум-класса – лимузина, седана, внедорожника и микроавтобуса, – которые будут использоватьс€ дл€ первых лиц государства. √оловной исполнитель проекта – ÷ентральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт Ќјћ». ¬ передовых странах руководители государства перемещаютс€ на отечественных автомобил€х. —читаетс€, что если страна не может сделать автомобиль, на котором ездит президент, то у нее недостаточно высокий технологический уровень и она не может называтьс€ мировым лидером. ясно, что наш лимузин должен быть как комфортабельным, так и чрезвычайно защищенным, бронированным. ≈го масса будет около 6 тонн, мощность двигател€ – 800 лошадиных сил. 

»нжиниринговый центр —ѕбѕ” отвечает за проектирование кузова. ¬ мировой автомобильной практике основные работы по проектированию ведутс€ с помощью компьютерного  инжиниринга.  ¬ообще, современна€ парадигма создани€ техники нового поколени€ – это проектирование на основе математического моделировани€, компьютерного инжиниринга, в некоторых случа€х – с помощью суперкомпьютерного инжиниринга. ¬ рамках проекта некоторые элементы кузова мы делаем с применением  аддитивных технологий.  ќни относ€тс€ к разр€ду передовых производственных технологий и используют иной, отличный от привычного, принцип производства. ћатериал наноситс€ сло€ми или локально, дискретно – деталь, по сути, «выращиваетс€».

— использованием таких технологий мы, например, сделали петли дл€ дверей лимузина. Ёто один из самых сложных и нагруженных элементов.   ним предъ€вл€ютс€ очень высокие требовани€ по жесткости, прочности, включа€ усталостную прочность, так как они должны нести дверь весом, скажем, 200 кг.  —тоит задача:  можно ли сделать этот элемент, а затем и другие, лучше, чем у признанных мировых производителей – например, лучше, чем у «ћерседеса» «в специсполнении»? јддитивные технологии позволили сделать это с помощью математических методов топологической оптимизации. ѕроще говор€, мы задали объем детали и сформулировали задачу: соблюда€ требовани€ по прочности и жесткости, оставить материал только в тех зонах заданного объема, где он будет нести нагрузку. ¬ результате была получена деталь сложной формы и с отверсти€ми неправильной формы. “акое решение лежит уже за гранью интуиции инженера. 

ѕочему компьютерным технологи€м сейчас удел€етс€ особое внимание? ѕотому что раньше, с помощью традиционных производственных методов (например, фрезеровани€) оптимизированные детали изготовить было невозможно. ј с помощью аддитивных технологий  – можно. ¬ этом заключаетс€ один из признаков гр€дущей промышленной революции.

– “ак удалось ли сделать петли лучше, чем у «ћерседеса»?
– ƒа, мы сделали лучше. Ќаша петл€ получилась на 25% легче  и сохранила все необходимые параметры по прочности и жесткости.  ќна изготовлена с помощью аддитивных технологий, можно сказать – «напечатана» на 3D-принтере. 

—ейчас наступает эра аддитивных технологий. ¬ ближайшем будущем с их помощью будет «печататьс€» практически всЄ – включа€ одежду, обувь, еду и человеческие органы. ”же идут эксперименты на животных, когда травмированным звер€м, потер€вшим лапку, выращивают новую с помощью  аддитивных технологий.

 

– ј «–атник» – это про что?
– ѕроект «–атник», над которым мы сейчас начинаем работать, – это создание военной экипировки солдата будущего. «ащиту дл€ солдата нового поколени€ можно создать только при одновременном использовании виртуального манекена  и виртуальной экипировки, которые представл€ют собой чрезвычайно сложные математические модели.  — помощью вычислительных экспериментов нужно исследовать динамическое контактное взаимодействие человека и бронезащиты. јктуальной €вл€етс€ проблема  «заброневой деформации». Ёто когда в солдата стрел€ют, попадают в бронежилет, он тер€ет сознание и временно выходит из бо€. Ќужно сделать так, чтобы он оставалс€ в строю. ј раньше экипировку испытывали так: надевали бронежилет на свинку и стрел€ли в нее: визжит – значит, больно.

„тобы вывести работы на мировой уровень, мы создали виртуальный манекен, «начиненный» 60 виртуальными датчиками (акселерометрами и тензометрами). “акой манекен мы также используем при разработке автомобилей. Ёто пример реального импортозамещени€. ѕотому что раньше наш автопром был вынужден использовать американские манекены. ћы продолжаем работу над проектом, совершенству€ семейство манекенов, дела€ их более адекватными человеку. ƒобавл€ем в них математические модели внутренних органов и одновременно увеличиваем количество датчиков. Ќашими манекенами заинтересовались в космической  отрасли (они нужны, например, дл€ изучени€ перегрузок космонавтов при комбинации различных воздействий), в военном авиастроении и вертолетостроении (системы катапультировани€) и других отрасл€х, где происходит взаимодействие человека и техносферы.

– —ейчас модно говорить «импортоопережение» вместо импортозамещени€. Ќасколько оно возможно?
–   сожалению, часто говор€т про импортоопережение те, кто ничего конкурентоспособного, на экспорт,  никогда не производил.  ѕрос€т: «ƒайте денег, и мы сделаем импортоопережение». «ачастую это демагоги€. —корее всего, они изготов€т нечто «мэйд ин –аша», которое потом потребует очередной госпротекции дл€ того, чтобы  это нечто покупали или куда-то внедр€ли.  ћногие компании сегодн€, к сожалению, хот€т заниматьс€ импортозамещением ради импортозамещени€. ќни рассматривают его как дополнительное финансирование их текущей де€тельности – просто ради того, чтобы они продолжали выпускать продукцию. ƒа, она будет российска€. Ќо если она неконкурентоспособна, если она существенно хуже, чем мировые аналоги, то это – импортозамещение на склад. ћы в ———– такое уже проходили.

«а счет чего на самом деле должно происходить импортоопережение?  то больше интеллекта, науки и передовых технологий вложил в изготовление продукции  – тот и опережает всех, побеждает в конкурентной борьбе. ѕока же в нынешних реали€х очень сложно совместить, чтобы продукци€ одновременно была и конкурентоспособна на мировом рынке, и к тому же сделана из российских материалов на российском оборудовании.

– ¬ каких отрасл€х зависимость от импорта нужно преодолеть в первую очередь?
– Ѕюджет –оссийской ‘едерации формируетс€ в основном от доходов нефтегазовой отрасли. “ам очень велика импортозависимость – примерно 50–80%. ≈сли представить, что в какой-то момент закончатс€ импортные детали на нефтедобывающих платформах и нам никто не будет их поставл€ть, то все установки просто встанут. ѕрекрат€тс€ добыча, продажа энергоресурсов за рубеж. —ущественно уменьшитс€ пополнение бюджета со всеми вытекающими отсюда последстви€ми. ѕоэтому, на мой взгл€д, импортозамещение необходимо в первую очередь  в нефтегазовой отрасли.  » она уже начала  разворачиватьс€ в сторону отечественной промышленности. ѕервой инициативу про€вила «√азмпром нефть». ѕроблема в том, что теоретически наши заводы могут делать нужные комплектующие, а практически – нет.  «аводы говор€т: «ƒайте чертежи». ј детали – импортные, их просто купили, никаких чертежей нет. ќбращаютс€ к конструкторам.

Ќужно, например, спроектировать насос.  онструктор сделает. ƒа, это будет наш отечественный насос. Ќо насколько он окажетс€ конкурентоспособен по сравнению с таким же изделием от  мирового лидера, который разрабатывал и улучшал свои насосы дес€тилети€ми? ”вы, вр€д ли сможет наш конструктор сразу выпрыгнуть на такой уровень.  Ќо есть впечатл€ющий пример  ита€. ћы, да и весь мир, над ними посмеивались: вот, мол, всЄ копируют. Ќа самом деле они копируют очень высокотехнологичную продукцию, и даже просто воспроизвести ее – реально очень трудно. »звестно, что повторение, копирование –  хороший способ обучени€.  ак только мы что-то скопировали, то мы, как правило,  пон€ли, как это работает. » уже можем подключить наше инженерное образование, интеллектуальный потенциал, передовые технологии, чтобы сделать это что-то – лучше. “ак можно запустить процесс  импортозамещени€ и импортоопережени€ в –оссии.

– ј в –оссии умеют копировать?
– —казать, что совсем не умеют, нельз€.    слову, во многих технических университетах мира  открываютс€ курсы реверсивного инжиниринга.  Ёто когда инженеру предлагают  скопировать деталь: разобрать, пон€ть, как она устроена,  и сделать такую же или лучше. Ёто один из эффективных способов практико-ориентированного обучени€. ¬ –оссии сейчас только начинают этим серьезно заниматьс€. ’от€ в ———– широко использовались методы копировани€, но потом мы несколько растер€ли навыки. 

¬ ѕолитехническом университете в этом году создан  »нститут передовых производственных  технологий. “ам студентов-магистрантов будут учить, в том числе реверсивному инжинирингу.  —егодн€ многие вузы выпускают в большом количестве специалистов, не востребованных высокотехнологичной промышленностью. «ачастую их учат по старым программам  и по воспоминани€м 30-летней давности. ¬ нашем новом институте будут преподавать специалисты мирового уровн€. ќн должен стать лидером, который бежит вперед, собирает всЄ новое, самое передовое, примен€ет это на практике и тут же доводит до обучени€. ¬о главу угла мы ставим проблемы создани€ глобально конкурентоспособной продукции нового поколени€.

– ¬ каких отрасл€х ѕетербург может стать лидером по импортозамещению?
– ѕо моему глубокому убеждению, нужно развивать и поддерживать те отрасли и предпри€ти€, которые уже сейчас €вл€ютс€ глобально конкурентоспособными.  онечно, в ѕетербурге это судостроение. «атем – энергомашиностроение. ƒвигателестроение. –адиоэлектроника, станкостроение, приборостроение, арктический кластер – тоже архиважно. Ќо при этом не нужно забывать, что главный принцип – конкурентоспособность. ќпасно поддерживать предпри€ти€, выпускающие продукцию, котора€ никому не нужна.

– Ќекоторые говор€т, что –оссии нужно из четвертого технологического уклада прыгнуть сразу в шестой. Ёто возможно? „то дл€ этого нужно сделать?
– Ќа мой взгл€д, все рассуждени€ об укладах – некое лукавство.  лассическа€ схема технологических укладов, когда один последовательно смен€ет другой, как мне кажетс€, устарела.  лючевыми сегодн€ €вл€ютс€ технологии повышени€ качества жизни, ресурсообеспечени€, повышени€ энерговооруженности, а также передовые производственные технологии.  огда  отрасли начинают их примен€ть, тогда они и переход€т в следующий технологический уклад. Ќапример, когда реальный бронежилет на живой свинке мы замен€ем на виртуальный бронежилет и виртуальную свинку.             

≈лена –ќ“ ≈¬»„, фото domain-b.com



 омментарии:

 репостные мастер€т поделки на забаву барину. Ѕарин похвастаетс€ поделками и своими мастерами перед иностранцами. ѕотом поделки спр€чут или выброс€т.

Ќаписал KG1975 - 2015-06-17 17:55:10 / ответить

“ак что же они такого сделали на пор€док лучше импортного? ѕетлю дл€ двери бронированного лимузина? “ак реальных испытаний еще и не было. » потом, если ћерседес устраивают их петли, то чем они с ћерседесом мер€ютс€?

Ќаписал ivgr - 2015-06-22 15:03:16 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru