16+

Новости партнёров

Lentainform

«На «Матч ТВ» денег просто немерено. Никто их пока даже не считает!»

29/09/2015

1 ноября Россия опять обретет новый бесплатный спортивный общедоступный телеканал. Эта идея стабильно возникает в умах наших руководителей примерно один раз в 15 лет. «Город 812» рассказывает о подготовке к выходу в эфир спортивного телеканала «Матч ТВ» и напоминает, сколько у него было предшественников и чем это все закончилось.


           В нашей стране очень любят затевать что-то новое и грандиозное именно 1-го числа. Поэтому немного странно, что совет по спорту при президенте РФ, на котором было принято официальное решение о «Матч ТВ» (впрочем, тогда еще будущий канал носил совсем другое имя – «Спорт 360»), состоялся 2 июня, а не 1-го. Но появление спортивного канала в первом мультиплексе цифрового ТВ будет именно первого.

Специально на 1 ноября «переброшен» хоккейный матч между «Спартаком» и «Динамо». Вообще-то хоккейной модой в России нынче заправляют совсем другие клубы – СКА и ЦСКА. Но может, духовные отцы нового спортивного канала (точнее сказать, духовные матери) – генеральный продюсер Тина Канделаки и креативный директор Наталья Билан – об этом еще не знают.

Установку новому каналу дал сам президент Путин: «Зрелищные соревнования, выступления звезд спорта – один из самых мощных ресурсов популяризации здорового образа жизни, позитивного примера для молодежи и просто для так называемой семейной аудитории».

Остается эту установку выполнить, и как можно быстрее.

Похожие слова уже звучали. 14 лет назад Леонид Тягачев (возглавлявший на тот момент Олимпийский комитет России) попал на прием к Путину. И предложил переориентировать канал ТНТ на спортивное вещание. Но в итоге ТНТ было решено оставить в покое, и после маркетинговых исследований под экспериментальную площадку пошел дециметровый канал «Детский проект». Он был быстро выкуплен у  владельца и перепрофилирован в спортивный. Назвали канал 7ТВ.

Младенец оказался шустрым и неплохо набирал аудиторию – российские болельщики с большим удовольствием принялись смотреть прямые репортажи с футбольных чемпионатов Испании и Англии и другие, не менее интересные трансляции. Но, увы, у канала 7ТВ оказалось 7 нянек. В марте 2002-го он попробовал было занять «общедоступное» место выхода в эфир на частоте уже отключенного к тому времени канала ТВ-6, но идею эту реализовать не удалось. После этого «семерка» стала хиреть на глазах. Уже в 2003 году сотрудники канала перестали получать зарплату, на следующий год «седьмой» полностью сменил руководящий менеджмент, а к лету 2004-го практически вся эфирная сетка стала состоять из сплошных повторов программ и архивных трансляций футбола. Агония продолжалась довольно долго – 7ТВ пытался позиционировать себя как канал экстремального спорта, затем стал сугубо развлекательным и 31 декабря 2011 года тихо испустил дух под заключительные кадры киносказки «Три орешка для Золушки».

В начале июня 2003 года президент Путин  заявил, что у граждан России обязательно должен быть «общедоступный спортивный телеканал». Тогда на это пожелание отреагировали даже быстрее, чем сейчас. Уже 12 июня  ВГТРК запустила новый канал под названием «Спорт», причем в такой спешке, что целых три месяца он работал вообще без рекламы. После занятия не доставшейся 7ТВ частоты новый проект развивался хоть и не быстрыми темпами, но в моменты летних и зимних Олимпиад его рейтинги прямо-таки зашкаливали. В промежуточное время телеканал «Спорт» указанную ему функцию общедоступного спортивного канала выполнял исправно, но по-настоящему популярным не стал. Телезритель упорно желал смотреть спортивные состязания с участием звезд мирового уровня, а с ними что в футбольном, что в хоккейном чемпионатах страны (не говоря уже об остальных) у нас не густо. И начиная с 1 января 2010 года телеканал «Спорт» разом сменил все – и название, и концепцию, и наполнение эфирной сетки.

«Телеканал «Спорт» в том виде, который существует, достиг предела своих возможностей... Запуская проект «Россия-2», мы не отказываемся от спорта. Все знаковые события будут идти в прямом эфире. Но мы намерены значительно омолодить аудиторию телеканала. На нем мы сможем показывать в прайм-тайм то кино и те сериалы, которые на «России» может воспринимать только аудитория полуночников». Услышав такие откровения про сериалы из уст гендиректора ВГТРК Олега Добродеева, футбольные и хоккейные телефанаты заметно приуныли. Их поспешил утешить спортивный министр Виталий Мутко: «Заранее хочу всех успокоить: спорта на новом телеканале меньше не будет. Не для того этот проект создавался, в том числе и при участии первых лиц государства».

Однако несмотря на  заверения Мутко с «Россией-2» произошло ровно то же самое, что ранее и с 7ТВ. Спортивных трансляций с каждым новым месяцем становилось все меньше, а развлекательных передач и художественных фильмов – все больше. Безусловное предпочтение отдавалось почему-то боевикам (особенно любили фильмы со Стивеном Сигалом). 1 июня 2013 года маски были окончательно сброшены: телеканал резко сократил свой ряд спортивных программ и число спортивных трансляций. Последний глоток спортивного кислорода «Россия-2» получила только во время сочинской Олимпиады-2014, а затем все вернулось на круги своя... Окончательно примеру исчезнувшего 7ТВ «Россия-2» последует (т.е. будет закрыта) 1 ноября 2015 года, когда будет запущен «Матч ТВ».

Таким образом, мы наблюдаем бег по кругу, старт номер 4 – после 7ТВ, «Спорта», «России-2».

Планов у отцов-вдохновителей четвертого по счету телеспортивного мегапроекта – громадье. А еще больше там денег. Глава «Газпром-Медиа Холдинга» Дмитрий Чернышенко уточнил  выделенную на это благое начинание сумму – это 1,2 миллиарда рублей. Некоторые знакомые спортивные комментаторы с «НТВ-Плюс», уже благополучно выдержавшие конкурсную аттестацию на новый канал (ее проводили в «Газпроме»), охотно подтверждают: «Денег там просто немерено. Никто их пока даже не считает! Проблема в другом – мы уже выдвинули свои конкретные соображения насчет будущей работы, представили графики всех предстоящих крупнейших турниров и спортивных событий, изложили, грубо говоря, кто из нас за что готов взяться, чтобы сделать как можно более качественный телепродукт... Но пока совершенно некому все это утвердить и распределить между нами, исполнителями. А время-то поджимает!»

Форменный цирк с определением ключевых фигур на новом «Матч ТВ» и впрямь затянулся до неприличия. Выведем за скобки саму фигуру Тины Канделаки: она-то была утверждена генеральным продюсером нового канала еще 22 июля (хотя своим заявлением – «Я буду строить новую спортивную редакцию с нуля» – шокировала всех и прежде всего главного редактора спортивных программ «НТВ-Плюс» Василия Уткина, планировавшего, что и он сам, и штат его сотрудников плавно перетекут на новое место работы в прежнем качестве). Перебранка в Интернете «Тина против Уткина» продолжалась несколько недель, но в итоге Уткин сдался и принял предложение пойти работать на «Матч ТВ» простым комментатором.

«Простым-то простым, но зарплату Вася после всей этой торговли выбил себе на зависть всем», – резюмировал мой московский собеседник. Руководить процессом Уткин больше не будет. На эту роль пригласили было его тезку – Василия Конова, главного редактора агентства спортивных новостей «Р-Спорт». Однако тот сумел продержаться на новом месте всего неделю и ушел, так официально и не вступив в должность. Как говорят, после третьего кряду отвергнутого лично Тиной Гивиевной предложения Конова о подборе сотрудников и ближайших планах работы. Так что ключевое рабочее кресло на «Матч ТВ» по-прежнему вакантно, и даже наличие в штате канала такой яркой фигуры, как креативный директор Наталья Билан, недавно не убоявшейся сделать громкое признание:  «Я даже знаю название такого спорта, как биатлон», вряд ли закроет амбразуру.

Возникает вроде бы резонный вопрос: если новый телеканал формируется за счет фактического слияния производственно-технологической базы и творческого контента «НТВ-Плюс» с сетью эфирного распространения «России-2» (ведущий спортивный комментатор этого канала Сергей Гимаев подтвердил, что с «России-2» на «Матч ТВ» перейдет очень мало сотрудников»), почему бы попросту не перевести в новую структуру весь руководящий штат с «НТВ-Плюс»? Ответ на этот вопрос, видимо, следует искать в финансовых итогах компании «НТВ-Плюс»: за 2014 год ее чистый убыток составил 1,9 миллиарда рублей. А общая база «плюсовых» подписчиков на конец года составила всего 926 тысяч человек по всей стране – притом что общее число абонентов платного телевидения в России – 37 с лишним миллионов человек. Цифры убийственные. Впрочем, на предстартовый энтузиазм создателей очередного «общедоступного российского спортивного телеканала» они повлиять никак не могут.

Владимир Гомельский о перспективах «Матч ТВ»

Голос Владимира Гомельского, сына знаменитого тренера сборной СССР по баскетболу Александра Гомельского, в стране должны знать все. Если вы даже ни разу не следили за спортивными трансляциями (а Гомельский-младший вeл репортажи со всех Олимпийских игр, начиная с 1992 года), то, наверное, видели хоть раз «Ледниковый период» – это шоу тоже комментирует он.

Родившийся в Ленинграде Владимир Гомельский занимает пост заместителя директора Дирекции спортивного вещания «Первого канала», кроме того, он работает на «НТВ-Плюс», где комментирует баскетбол и ведет несколько программ на одном из его специализированных спортивных каналов. С Владимиром Гомельским мы обсуждаем перспективы «Матч ТВ».

– Новый «Матч ТВ» – это наше ноу-хау? Ни в Европе, ни в Америке, по-моему, нет специализированного спортивного канала.
– Действительно, ничего похожего нет. Все спортивные каналы там либо спутниковые, либо кабельные и, соответственно, берут со своих телезрителей за подписку деньги.

– Может быть, рядовым болельщикам они и не нужны, потому что, скажем, в европейских странах государственные каналы настолько плотно показывают спорт, что многим этого вполне достаточно. А немецкие ARD и ZDF во время Олимпийских игр так вообще ведут трансляции сутки напролет, сменяя друг друга.
– У них своя история. Те же ARD и ZDF создавали в свое время общедоступный спортивный канал и потеряли на этом немалые деньги. После чего пошли по американскому пути – закрыли провалившийся канал и открыли платные, но они их поддерживают, оплачивают самые дорогие вещательные лицензии и поэтому могут все наиболее интересное показывать у себя. Но там нет запретов, которые будут мешать нашему спортивному каналу зарабатывать деньги на поддержку штанов. Они по-прежнему могут рекламировать и пиво, и спиртные напитки, и даже сигареты, а значит, отбивают хоть часть своих затрат. У нас же канал будет федеральным – значит, все ограничения его коснутся.

– Попытка создать спортивный канал у нас уже предпринималась, но  провалилась.
– Ну почему провалилась? Достаточно долгое время – лет девять, а может и все десять, я точно не помню – «Спорт» успешно функционировал, до тех пор пока Добродеев не объявил, что спорт он больше показывать не хочет. А как председатель ВГТРК он имел на это полное право. Все потому же, что ВГТРК сталкивался с проблемой финансирования. Телеканал – это всегда дорогое удовольствие, а если ставится задача показывать соревнования только самого высокого спортивного уровня – тем более. Лицензия на право показа чемпионата мира по баскетболу стоит немалых денег, биатлон вообще дорогущий вид спорта, но и если вы захотите показать чемпионат мира по самбо – это тоже стоит денег. И отбить их должно быть очень непросто, хотя здесь не могу давать профессиональные комментарии, потому что никогда не был продюсером. Знаю, что матчи сборной России по футболу иногда приносят прибыль каналу, а иногда – нет.

– Именно поэтому «Первый канал» иногда позволяет себе сломать эфирную сетку и показать футбольный матч, но никогда не идет на подобные подвиги ради других спортивных событий?
– Да, из всех видов спорта лишь футбол в состоянии гарантировать хороший рейтинг, и телевизионное начальство обязано это учитывать. Рисковать здесь нельзя. Представляете, мы начнем показывать волейбол, а зритель не станет смотреть. У футбола есть и еще одно преимущество – как правило, это два тайма по 45 минут и еще 15 на перерыв, в то время как большинство спортивных трансляций, тот же волейбол, непредсказуемы по продолжительности. А у прямого эфира свои жесткие требования.

– А нужен ли нам спортивный канал, если, по данным ВЦИОМ, 70 процентам россиян неинтересен даже футбол?
– Надеюсь, для вас это не открытие. Да, мы неспортивная нация, не такая, как американцы и австралийцы, мы не выдержим в этом плане сравнений даже с французами, немцами и англичанами. Мы гораздо меньше сами занимаемся спортом и интересуемся им. 70 миллионов жителей США готовы систематически смотреть телетрансляции тех или иных соревнований. Россия такой цифрой похвастать не может. А на ваш прямой вопрос я готов ответить прямо: если на новом канале покажут какие-то соревнования, которые меня заинтересуют, я буду смотреть, если нет – выключу телевизор. «Формула-1» мне, например, не нужна, я не болельщик этого вида спорта. А кому-то, наоборот, давай автогонки.

Все индивидуально: кто-любит виски, кто-то – водку. Болельщики делятся по видам спорта, и спортивное телевидение должно быть, по идее, устроено так, как это принято во всем мире: сначала вообще спортивное вещание, потом оно дробится по видам спорта. И тот, кто любит, скажем, фигурное катание, должен иметь возможность подписаться на специализированный канал, который ему круглый год будет показывать фигурное катание безостановочно – в прямых телетрансляциях, в записи, в программах собственного производства.

– Не кажется ли вам, что раньше наш болельщик был более универсальным: одни и те же люди болели за футбол, хоккей и баскетбол?
 – В советское время была другая градация. Баскетбол в советское время с чемпионатов мира и Олимпийских игр показывали только с участием сборной СССР, а футбол, хоккей и фигурное катание смотрели все без исключения, включая людей пенсионного возраста.  Это дело вкуса, воспитания, сложившихся с годами пристрастий. Но свою воспитательную роль при этом телевидение всегда играло. Сколько ребятни пришло в фигурное катание, увидев по телевизору катание и яркие победы Ирины Родниной! А Павел Буре мне рассказывал, что полюбил хоккей благодаря репортажам с чемпионатов мира и мальчишкой мечтал играть, как Валерий Харламов или Александр Мальцев.

– Как раз люди пожилого возраста, про которых вы вспомнили, не могут позволить себе сегодня специализированные каналы на «НТВ-Плюс». А в Петербурге ни один из местных каналов не приобрел сублицензию, и город остался без трансляций «Зенита». Теперь все надежды связаны с «Матч ТВ».
– Не думаю, что они оправдаются, хотя выход из этого положения есть. Я не могу назвать себя противником пакетных продаж, но когда «Газпром-Медиа» отдельно продает каналы, надо во главу угла ставить не прибыль, а доступность. Дайте цену на такие каналы, чтобы студент, получающий стипендию, мог себе позволить это удовольствие. Зачем эти заоблачные 500 рублей, 800 рублей? Я плачу за NBA ТV 1300 рублей в месяц, а в Америке тот же  NBA ТV – это три канала за тот же месяц за 29,9 доллара, что там себе любой может позволить. Нам стоит привязываться не к деньгам, а к категории потребителя.

– Но американский опыт на «Матч ТВ» будет использоваться. Программированием канала займется некий Чарльз Коплин. А как же импортозамещение?
– Видимо, посчитали, что у нас нет специалистов такого уровня, а он специалист действительно очень высокого уровня, так пусть научит. Как все делается. С ним же не по гроб жизни контакт заключают, а на какое-то определенное время. Есть возможность посмотреть, как он работает, понять методологию. Может, тогда и у нас появится свой профи и со временем займет его место

– Но  у американцев одни приоритеты в спорте, у нас совсем другие.
– Ему, наверное, объяснят, что у нас народ больше любит. Понятно, что на «Матч ТВ» бессмысленно показывать американский футбол. Я полагаю, что и Кубок Стэнли, на что в тайне рассчитывают хоккейные болельщики, на «Матч ТВ» не появится – канал будет ориентирован на КХЛ. Как разберется «Матч ТВ» с теми суммами, что запрашивает премьер-лига за трансляцию футбольных матчей чемпионата России, понятия не имею.  Однако у меня и по этому поводу есть определенное мнение. Премьер-лига не выдает качественного продукта, и он не может стоить тех денег, что за него требуют. Просить за наш футбол, как за английскую лигу, можно только от жадности или от глупости. Но скорее от второго. Даже матч ЦСКА – «Зенит», в котором забивают четыре гола и не забивают пенальти, смотреть скучно.

– Вы имеет в виду телевизионное обрамление матча – прогнозы перед началом, интервью специалистов в перерыве, резюме участников после финального свистка?
– Нет, я имею в виду собственно футбол. Играют у нас скучно, мало движения, мало опасных моментов, но это мое личное мнение. При этом они хотят свой далеко не самый хороший продукт продать за хорошие деньги. Ну это у всех футболистов что-то с головой происходит…

– «Матч ТВ» в вашем представлении должен быть сугубо спортивным или физкультурно-развлекательным с ГТО, аэробикой и ток-шоу?
– Было объявлено, что канал будет выходить в формате «24 часа в сутки», а значит, какие-то наиболее интересные трансляции можно будет повторять ночью или ранним утром. С утра, на мой взгляд, можно и про ГТО, и про зарядку, и про здоровый образ жизни. Как это получится, не знаю. Давайте наберемся терпения, посмотрим, и тогда еще раз все обсудим.

– Продюсеры спортивного канала должны иметь представление о спорте или это совсем не обязательно и фамилии руководителей «Матч ТВ» Тины Канделаки и Натальи Билан не должны смущать болельщиков?
– Позвольте я вам отвечу мягко? Желательно, конечно, иметь представление.

Справка

Создание общедоступного спортивного канала в июне этого года инициировал Владимир Путин. Ответственными за передачу частот президент страны назначил премьера Медведева, главу «Газпрома» Миллера и руководителя ВГТРК Добродеева. Помимо средств холдинга финансироваться новый проект будет деньгами, заработанными на Олимпиаде в Сочи, – это примерно 1,2 млрд рублей. Создатели канала считают, что сделать самоокупаемый проект и зарабатывать на рекламе реально, хотя и крайне трудно. Идея сделки между «Газпром-Медиа» и ВГТРК в том, чтобы сделать интересный спортивный канал и остановить «гонку вооружений» между ВГТРК и «Газпром-Медиа» – участвуя в торгах за телеправа на топовые турниры, они задирали цены до заоблачных высот.

Основу телеканала, получившего название «Матч ТВ», составят спортивные трансляции и программы о здоровом образе жизни прежде всего для молодой и семейной аудитории. Вещание будет осуществляться в аналоговом формате и в первом цифровом мультиплексе. Запустить канал собирались сначала 1 августа, затем 1 сентября, теперь речь идет о 1 ноября.

НТВ уже объявило, что после этой даты футбола – как матчей чемпионата России, так и игр Лиги чемпионов – на его общедоступном канале не будет. «Матч ТВ» в свою очередь обещает показывать 45 матчей российской премьер-лиги за сезон (на НТВ было 30), причем начинаться трансляции будут в удобное для зрителей время, а не в 13:30, как это происходило по требованию телевизионщиков в последнее время.            

Сергей ЛОПАТЕНОК, Игорь ЯКОВЛЕВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве