16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

–оссийские учител€ не скрывают: современным дет€м сложно даютс€ знани€, они глупеют

01/10/2015

¬ 9-м классе они читают по слогам, к 11-му не могут написать сочинение и сдать ≈√Ё. » это притом, что экзамены, например по математике, посто€нно упрощают. “о, что петербургские школьники глупеют, не скрывают и сами учител€.

(0) комментировать
           андидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии —ѕб√” и глава центра «ƒиагностика и развитие способностей» Ћюдмила ясюкова более двадцати лет следит за интеллектуальным развитием школ€ров. ¬ интервью «ћ » в ѕитере» она рассказала, почему современным дет€м так сложно даютс€ знани€.
 
»нтеллектуальный разрыв 
 
— — конца 80-х годов вы занимаетесь мониторингом интеллектуальных способностей питерских школьников. ƒействительно происходит деградаци€?
— ƒа. »дет сильное снижение интеллекта основной массы детей, которые заканчивают школу. ѕлюс падение уровн€ образованности, культуры. Ќо св€зано это не с какими-то генетическими нарушени€ми, а с тем, что наша система образовани€ год от года становитс€ все хуже. –азвитие ребенка зависит от того, по каким учебным программам он учитс€. ≈сли они ухудшаютс€, то происходит и снижение интеллекта. ¬ысокий уровень образованности сохран€етс€ только у учеников лучших гимназий, лицеев, где с реб€тами занимаютс€ по усиленным программам. 
 
—  ак вы мониторите способности детей?
— ” мен€ разработана сво€ технологи€ на базе теста структуры интеллекта јмтхауэра.  аждый год € замер€ю у учеников начальной, средней и старшей школы несколько показателей, включа€, например, сформированность пон€тийного мышлени€. Ёто умение выдел€ть суть €влени€, видеть причину и прогнозировать последстви€, способность систематизировать, обобщать информацию и строить целостную картину ситуации.  роме того, € замер€ю абстрактное, пространственное мышление, общий уровень культуры, провожу тест на внимательность, личностные особенности школьника. ¬едь если ребенок ленивый, то даже при хороших способност€х он может плохо учитьс€ и отставать в развитии. ¬ общеобразовательных школах результаты тестировани€ сейчас в два раза хуже, чем в конце 80-х годов.
 
— ≈сли у школьников не сформировано пон€тийное мышление, что потом происходит с ними? ќни не добиваютс€ успеха в жизни?
— Ћюди без пон€тийного мышлени€ уверены, что верно оценивают ситуацию, но это иллюзи€. »х планы не реализуютс€, прогнозы рушатс€, а вин€т они в этом не себ€, а окружающих. ћол, мен€ подвели, ничего не получилось, потому что страна у нас така€.
 
ќтсутствие пон€тийного мышлени€ сказываетс€ на обучении школьников. –ебенок правило выучил, а его смысла не понимает. ‘ормула перед глазами, а решить задачу не может. ѕроблема в том, что сформировать пон€тийное мышление без обучени€ наукам невозможно.
 
”мные люди стране не нужны 
 
— ¬ школах сейчас наукам не учат?
— ћы перешли на другую парадигму образовани€. –аньше была академическа€, когда дети действительно изучали науки. —ейчас считаетс€, что научных знаний давать уже не надо. √лавное, чтобы школьники получили в процессе обучени€ какие-то практические навыки, которые помогут им адаптироватьс€ к жизни. ќбъ€сню на простом примере. –аньше в начальной школе было природоведение, на котором закладывались основы естественно-научного мышлени€. —ейчас — «ќкружающий мир». Ёто бессмысленна€ окрошка без вс€кой логики. ƒа еще и с массой ошибочных сведений. Ќапример, на одном из уроков второклассники изучают следы зверей. » знаете зачем? „тобы самосто€тельно выйти из зимнего леса. Ќо, во-первых, вр€д ли 8-летний ребенок у нас окажетс€ один зимой в лесу. ј во-вторых, по следам животных оттуда все равно не выйти. ѕреобразовали у нас и биологию. –аньше в 5-м классе была ботаника, в 6–7-м — зоологи€, в 8-м — анатоми€ и в 9-м — обща€ биологи€ как обобщение всего изученного ранее. “о есть в процессе обучени€ была четка€ логика. Ќовые знани€ прекрасно укладывались в систему, и реб€та легко могли при необходимости €кобы вспомнить их, а на самом деле просто реконструировать. Ќедаром еще советский психолог Ћев ¬ыготский говорил, что у взрослых работают уже не пам€ть, а мышление и реконструкци€. ѕроблема в том, что в современном образовательном процессе логики зачастую нет, а значит, реконструировать ничего нельз€. ¬се идет вперемешку — с 6-го по 9-й класс и ботаника, и животный мир, и обща€ биологи€. — физикой еще хуже. –аньше с 6-го класса реб€та начинали изучать механику и сразу же решали задачи, которые способствуют развитию мышлени€. “еперь физика идет с 7-го класса. » вместо механики школьникам рассказывают о природе, космосе, планетах. ј механику вместе с оптикой, электричеством, магнетизмом они изучают с 8-го по 9-й класс. “о есть всего два года вместо четырех, как было ранее. ¬место решени€ задач дет€м зачастую задают делать презентации. „то такое презентаци€? Ёто пересказ в картинках! “о есть физики как науки, котора€ учит думать, больше нет. ј значит, и о формировании пон€тийного мышлени€ можно забыть. ј без него нельз€ потом успешно работать в науке, педагогике, медицине, промышленности.
 
— ј может, нашей стране просто не нужны умные люди?
— Ќашему государству, к сожалению, нет. ћы — сырьева€ страна. ” нас люди с высшим образованием фактически нужны только в нефтегазовой сфере. Ќедаром сейчас идет политика, направленна€ на свертывание высшего образовани€: вузы закрывают, бюджетные места сокращают, преподавателей увольн€ют. √осударству много умных людей не нужно, ведь ими сложно управл€ть. ј что будет дальше со страной — наплевать.
 
«ћалако» и «агурэц»
 
— ≈ще одна проблема наших школьников — тотальна€ неграмотность. ќткуда она? 
— ѕричина в так называемых фонетических программах обучени€, на которые наши школы перешли в 1985 году. «а это надо «поблагодарить» советского психолога ƒаниила Ёльконина. ¬ русском €зыке мы пишем слова не так, как их говорим и слышим. Ќадо знать правила и зрительно запоминать грамотное написание. Ќо при фонетическом методе обучени€ основное внимание удел€етс€ как раз звучанию, произношению. ƒетей два года в детском саду, а потом и в начальной школе учат на слух разбирать слова. Ѕольше двух лет они не вид€т написани€ слов и не работают с правилами, что приводит к формированию слуховой доминанты — главным дл€ них становитс€ звучание слова. Ѕолее того, дети с 1-го по 6-й класс посто€нно выполн€ют задани€ на звуковую запись слова. Ќа уроках они пишут «йожык», «малако», «сабака», «агур’эц», «тил’онок». —о временем подобный неграмотный вариант письма еще и зрительно запоминаетс€… я как-то в но€бре была на уроке у первоклашек. ”чительница показала дет€м букву «а» и спросила, какие слова на эту букву они знают. » весь класс закричал: «ќгурец». ¬от и получаетс€, что фонетическа€ система учит писать неграмотно. 
 
— —уществует верси€, что в безграмотности детей повинен »нтернет, где дети зачастую вид€т множество ошибок, а потом и сами начинают неправильно писать… 
— ≈рунда! ќни делают ошибки в »нтернете, потому что изначально безграмотны. √рамотный человек и в переписке в соцсет€х будет писать правильно. 
 
— —казываетс€ ли как-то на развитии детей тот факт, что с по€влением планшетов, компьютеров они стали меньше писать от руки? ¬едь из-за этого не развиваетс€ мелка€ моторика. 
— ƒл€ овладени€ грамотой не так уж важно, пишут дети от руки или печатают. ≈ще когда не было компьютеров, реб€та, у которых были серьезные проблемы с мелкой моторикой, обучались грамоте, работа€ на печатной машинке. ƒети успешно овладевали грамотным письмом, а постепенно и проблемы моторики исчезали.
 
¬перед в прошлое 
 
— ¬ последнее врем€ в школе стало много детей с синдромом дефицита внимани€ и гиперактивности (—ƒ¬√). ѕочему у нас по€вились еще и такие проблемы? 
— —ейчас до 45 процентов детей, поступающих в школу, имеют эти функциональные нарушени€. ƒо начала 90-х годов их было от 6 до 12 процентов. ќдна из причин — плоха€ экологи€, котора€ вли€ет на организм будущей матери. Ќедаром в городе „ереповце ¬ологодской области, где расположены крупные металлургические и химические предпри€ти€, детей с функциональными нарушени€ми еще больше — около 70 процентов. ѕлюс будущим матер€м приходитс€ сейчас много работать, а тут еще и вредные привычки, неправильный образ жизни.  ак только подрываетс€ здоровье, повышаетс€ риск осложнений при будущих родах.   тому же к 90-м годам в наших роддомах по€вилась родовспомогательна€ аппаратура. » те дети, которые раньше погибали, теперь выживают, а затем пополн€ют группу реб€т с —ƒ¬√. Ќо с этим можно боротьс€. —огласно исследованию ученых, одна из причин этого нарушени€ — проблемы с позвоночником. ” детей пережимаетс€ позвоночна€ артери€, снижаетс€ кровоток в сонных артери€х, которые снабжают лобные доли. ћозг ребенка недополучает кислорода и питательных веществ, резко снижаетс€ его обща€ работоспособность. ¬ итоге он работает 3–5 минут, а потом на некоторое врем€ отключаетс€. — этим сталкиваемс€ все мы, когда слушаем, например, скучную лекцию. Ќо мы отключаемс€ на секунды и сравнительно редко — раз в час-два. ј дети с —ƒ¬√ — минут на 5. », конечно, они потом не понимают, что было на уроке. я давно работаю с этими детьми и могу сказать, что их проблемы можно решить за полгода. Ќадо не лекарства пить, а выправить позвоночник. ј чтобы смещение снова не произошло, каждый день делать ребенку укрепл€ющий массаж и заставл€ть его заниматьс€ специальной гимнастикой.
 
—  ак помочь дет€м с дефицитом внимани€ — пон€тно. ј у вас есть рецепт, что сделать в нашей школе, чтобы так стремительно не падал интеллектуальный уровень остальных реб€т? 
— »зменить программу «началки», вернутьс€ к тому, что было в 60-х годах прошлого века. ѕоверьте, никакого коллапса не случитс€. ≈сли вы вспомните, советска€ школа образовывала всех. ј сейчас репетиторов нанимают чуть ли не с первого класса…  онечно, и сами родители могут внести свой вклад в образование детей. —амый простой совет: научите свое чадо читать еще до школы. ѕричем не надо просить его пересказывать тот или иной рассказ. Ёто бессмысленно. Ћучше задавайте вопросы о прочитанном. Ёто научит ребенка думать, правильно формулировать свои мысли.                 

≈катерина ƒ≈ћ≈Ќ“№≈¬ј



ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru