16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

Ќе самые лучшие пам€тники поставили в ѕетербурге в 2015 году

09/10/2015

¬сего восемь пам€тников поставили в ѕетербурге за €нварь-сент€брь 2015 года. Ёто тот количественный уровень, на котором установка монументально-декоративных объектов находилась в ЋенинградеЦѕетербурге в 1986Ц1994 годах. »з 8 пам€тников хот€ бы забавным оказалс€ только один.


           јбсурд номер первый

»з семи объектов четыре св€заны с темой ¬еликой ќтечественной войны. —амый монументальный из них – это, естественно, “риумфальна€ арка ѕобеды. Ўума вокруг сбора средств и установки этого сооружени€ было произведено много, результат удручает нелепостью. ¬озможно, если бы  расное —ело было далеко отсто€щим от ѕетербурга населенным пунктом, то такой объект и мог бы котироватьс€ как представл€ющий  какую-то ценность. ќднако в ѕетербурге со словами «“риумфальна€ арка» ассоциируютс€ ћосковские и Ќарвские ворота, и именно в этот архитектурный и скульптурный контекст поневоле попал новый объект, который своим общим мрачным видом, жуткими черными швами между облицовочными плитами и скудным скульптурным оформлением (две статуи и арматура на аттике) производит впечатление не радостного триумфа в честь ¬еликой ѕобеды над врагом (ведь она была действительно великой – это не пропагандистское клише, а историческа€ истина), а глубокой кладбищенской скорби и заодно бедности. „тобы во втором по величине городе –оссии к 70-летию ѕобеды по€вилось вот такое монументальное сооружение – это уж надо было вообще утратить вс€кое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. ’оть  расное —ело – это и окраина города, все равно стыдно за это изделие.

 ладбищенское впечатление от него усиливают крайне неудачно сделанные √ении славы (одна п€та€ от общей высоты арки), которые демонстративной статикой, безразличными ко всему позами и бессмысленными лицами «в инфинитиве», скорее, напоминают √ениев скорби на надгробных монументах. ¬сему этому гораздо больше соответствовала бы не надпись «¬оинам победител€м слава» (с пропущенным дефисом), а «¬ечна€ пам€ть». 

 райне неудачна предложенна€ форма арки, контур которой представл€ет собой трапецию. Ёта форма больше напоминает некое военное долговременное сооружение, нежели пам€тник. ѕон€тно, что она восходит к своему историческому прототипу – временной дерев€нной арке, просто€вшей до 1949 года. ѕодозреваю, что тогда трапеци€ была нужна дл€ устойчивости дерев€нной конструкции как следствие использовани€ укосов. ѕовтор€ть эту форму было абсурдно, т.е. арка по своей эстетике, по форме, по скудности оформлени€ получилась временной. Ќадо было делать либо фундаментальную арку типа ћосковских триумфальных ворот, либо не делать ничего. Ѕез пышных украшений така€ арка не имеет смысла, это врем€нка, хот€ и сделана, веро€тно, прочно, из бетона, облицована гранитными плитами.

ѕри этом арку установили через 70 лет после того, как победили в войне. Ќо такие сооружени€ – и посто€нные и временные – став€т на эмоциональной волне отношени€ к историческому событию. я понимаю, когда это происходило в 1945 году, – страна победила в войне на уничтожение. “огда это было событие! Ќо сейчас арку восприн€ли безразлично, она не стала эмоциональным событием. «ато руководство города заложило в основание арки послание потомкам, которое предписано вскрыть 9 ма€ 2045 года.

–аньше на пересечении двух шоссе сто€л только бюст ј.‘. ћожайского, изготовленный в 1959-м и открытый в 1962 году. “еперь к нему добавили арку, а дл€ пам€тника ћожайскому сделали в процессе благоустройства территории новое основание.

 «абыли подумать

ќбъект в  рыловском государственном научном центре также посв€щен 70-летию победы в ¬еликой ќтечественной войне, называетс€ «—пасибо за счастливое детство». ќбъект представл€ет собой профессионально сделанную фигуру мальчика в тельн€шке, который пускает игрушечный кораблик и игрушечную подводную лодочку. »гра мальчика св€зана с профилем учреждени€ – здесь изначально испытывали модели кораблей и проводились исследовани€, св€занные с нуждами военно-морского флота. ѕозади мальчика установлена стела с фамили€ми сотрудников института, погибших в годы войны: отдельно в бо€х за родину (29) и в блокадном Ћенинграде (68).

 стати, в исторической справке на сайте научного центра указано, что «из почти 500 сотрудников »нститута, не призванных в армию, около 400 человек было эвакуировано в  азань. ¬ блокированном Ћенинграде оставалось около 80 человек. ќни и составили ленинградское отделение института. ¬ их задачу входило сохранение экспериментальной базы Ќовой √олландии и на территории —удбасстро€, оказание технической помощи судостроительным заводам и содействие флоту и фронту». —уд€ по надписи на стеле, из 80 оставшихс€ в Ћенинграде 68 погибли.

— одной стороны, пам€тник выгл€дит стандартно: стела, фамилии погибших, мальчик… Ќо как этот мальчик св€зан с погибшими – в том числе в блокаду? ѕри чем тут ребенок, пускающий кораблики, если речь идет о военно-научном учреждении?

јлогизм завершает название объекта.  то же не поймет, что это вариаци€ на тему попул€рной фразы 1930-х годов: «—пасибо товарищу —талину за наше счастливое детство!», размноженна€ бесчисленными плакатами. ¬осходит фраза к «ѕесне советских школьников» (1935) ¬иктора √усева: ««а детство счастливое наше спасибо, родна€ страна!» “ак что это либо латентный сталинизм, либо глубока€ ирони€: благодарность за детство в услови€х блокады, войны. ѕонимали ли заказчики этой монументальной самоделки, какой у нее окажетс€ смысл? 

Ќе менее странно выгл€дит и другой объект – «—имвол пам€ти» на территории пожарной части в јвиагородке. ќбъект представл€ет собой разорванную двухметровую звезду красного цвета, выполненную из камн€, между лучами внизу изображен огонь. Ќо почему красна€ п€тиконечна€ звезда, символизирующа€ армию и победу, разорвана? јрми€ была разбита, страна потерпела поражение?  аков смысл символики? ѕон€тно, что создатели забыли подумать.

„етвертый «военный» объект – пам€тник ќльге Ѕерггольц. я бы его даже одобрил, поскольку фигура сделана профессионально, стела лаконична и выразительна. ѕравда, некотора€ пластическа€ непон€тность получилась с ногами: права€ толще левой и обе производ€т впечатление опухших. ћожет быть, это сделано специально?

Ќо есть одно «но». ѕалевский сад – это район, где родилась ќльга Ѕерггольц и где прошло ее детство. ƒед ќльги Ѕерггольц по отцу – ’ристофор ‘ридрихович Ѕергхольц – служил в администрации фабрики ѕал€ с 1879 по 1926 гг. управл€ющим всем недвижимым имуществом  .я. ѕал€. ќтец ќльги, ‘едор ’ристофорович, был врачом хирургического отделени€ (1921–1941), главным врачом больницы (1941–1942) фабрики « расный ткач», бывшей фабрики ѕал€.

ј изображена ќльга Ѕерггольц периода войны, что подчеркивает и стилизованна€ стена со следами от осколков, и стихи 1942 года из «‘евральского дневника». Ќо в это врем€ Ѕерггольц уже жила на ул. –убинштейна и с Ќевским районом территориально св€зана не была. “ак что нужно было дл€ соблюдени€ историзма логики выбрать что-то одно: или место или военную тему.

“ворческа€ импотенци€ и ее плоды


ѕам€тный знак линкору «ѕолтава» и пам€тник адмиралу ”шакову также вызывают вопросы. Ѕронзова€ «ѕолтава» – подарок √азпрома в лице «—пецгазремстро€». Ќа боковых фасадах барельефы, повтор€ющие гравюры јлексе€ «убова, сверху – модель корабл€. Ќе думаю, что называющий себ€ скульптором “аратынов в точном смысле автор этого издели€, скорее – менеджер, организовавший его изготовление. Ќикаких эмоций эта модель не вызывает. «ачем эта модель корабл€ нужна и кому, почему она стоит именно в этом месте – один бог знает.

“о же самое могу сказать о пам€тнике ‘едору ”шакову в  ронштадте.  ак это обычно бывает, работа скульптора √оревого непрофессиональна. ћаловыразительна€ статуэтка высотой 2,5 м не выражает никакой идеи, более того, не имеет и €вного портретного сходства, и если бы было сказано, что это не ”шаков, а какой-то другой адмирал, то все бы поверили. Ёто нечто усредненное, штампованное, безликое. ѕоставлен пам€тник на фоне гигантского ћорского собора, и естественно, что на фоне этой громады смотритс€ несоразмерно крошечным.

ћежду прочим, еще 18 лет назад по€вилось распор€жение губернатора є 1299-р от 25.12.1997 «ќ проведении открытого конкурса на лучший проект пам€тника адмиралу ‘.‘. ”шакову». Ѕыло предписано объ€вить конкурс в декабре 1997 г., второй тур провести в первом квартале 1998 г.; место установки – ”шаковска€ наб., по оси здани€ ¬оенно-морской академии или в сквере, примыкающем к ¬ћј. ¬ первом туре первое место зан€ли я. Ќейман и ¬. —вешников, второе Ѕ. ѕетров и ¬. ¬асильковский, третье – ј. ћоскалев и ≈. —кворцов. ќднако второго тура не было, и все затухло.

—тату€ Ѕаланчина в јкадемии танца Ёйфмана выгл€дит неброско и иллюстративно: это скульптурное воплощение снимка знаменитого фотографа јнри  артье-Ѕрессона из знаменитой серии 1959 г. «George Balanchine teaching at the School of American Ballet». ѕока она стоит во внутреннем помещении јкадемии танца, но вскоре ее перенесут во внутренний двор, на открытый воздух. Ёйфман, как и многие, решил обставить свое заведение стату€ми. ѕравда, дизайн јкадемии танца, скорее, требует чего-то авангардного, абстрактного, но на это, видимо, воображени€ не хватает. ‘игуративизм – это норма, а дальше табу. «абавно, что как балетмейстер Ёйфман прекрасно ориентируетс€ в танце модерн, а вот в скульптурных иде€х зав€з в позапрошлом веке.

ѕодобное превращение фотографии в 3D-скульптуру напоминает о поделках “аратынова: к искусству скульптуры, к творчеству это отношени€ не имеет.  ак не имеют к нему отношени€ линкор «ѕолтава» “аратынова и ”шаков √оревого. ¬ целом о семи новых пам€тниках можно сказать, что они репрезентируют период полного упадка и вызванной им творческой немощи. јбсурдные самоделки, примитивные иллюстрации. ƒальше, кажетс€, падать просто некуда. ј ведь еще упадут.

¬прочем, отдушина все же есть – забавный пам€тный знак « расна€ ворона», установленный в Ћомоносове и посв€щенный пам€ти писател€ Ќикола€ Ўадрунова (1933–2007), почетного гражданина Ћомоносова, автора цикла рассказов «–амбовиана» и книги «ѕсихи».

ќбраз заимствован у јлексе€ –емизова, который в рассказе 1923 г. упом€нул, что попугаев, заведенных при јнне »оанновне в ѕетергофе, один солдат назвал красными воронами. ѕотом уже местный русофил Ќ.  он€ев придумал, что, согласно –емизову, только попугаи и остались единственными носител€ми чистого русского €зыка. » этот образ Ќ.  он€ев в 1990 г. применил к Ўадрунову. ƒескать, у него чистый русский €зык, как у ремизовских попугаев. Ќа самом деле –емизов ничего такого не утверждал, но кто же будет нынче читать –емизова? “ак что с исторической достоверностью и тут неблагополучно: наврал  он€ев про –емизова. ј всем понравилось.              

ѕам€тники, поставленные в ѕетербурге в 2015 году


1. ѕам€тный знак линкору «ѕолтава». ќткрыт 6 марта 2015 г. ”становлен на ¬оскресенской наб. (б. наб. –обеспьера) в створе пр. „ернышевского. —кульптор јлександр “аратынов. Ѕронза, медь, латунь, гранит. Ќа боковых фасадах барельефы «Ѕаталiа близ √ангута» (слева) и «Ѕаталiа при √рейнгаме» (справа). ” основани€ лицевого фасада изображение листа бумаги с надписью: «—обственноручный эскиз императора ѕетра I первого русского 54 пушечного линейного корабл€ «ѕолтава»». Ќа тыльном фасаде информационна€ доска с надписью: «ѕолтава. MDCCXII. ѕервый российский 54-пушечный корабль, построенный в —анкт-ѕетербурге по проекту мастера ‘едосе€ —кл€ева… —пущен на воду в 1712 году».

 

 
2. ѕам€тник «—пасибо за счастливое детство». ќткрыт 7 ма€ 2015 г.  ”становлен в  рыловском государственном научном центре (ћосковское шоссе, 44), на закрытой территории. —кульптор јлексей јрхипов, архитектор јркадий  окорин. автор идеи – инженер научного центра –оман ћатанцев (3 отделение, 31 лаборатори€). Ѕронза, гранит. ¬ысота статуи 85 см, высота постамента 80 см.
 

 
3.  “риумфальна€ арка ѕобеды с двум€ скульптурами √ениев славы и арматурой на аттике. ќткрыта 9 ма€ 2015 г. ”становлена в  расном —еле на пересечении  ингисеппского и √атчинского шоссе. архитектор ¬ладимир ѕопов, скульптуры Ѕориса ѕетрова по рисункам ¬. ѕопова. ¬ысота арки 20 м, ширина пролета 11 м. ¬ысота скульптур 3,75 м, материал – бронза. Ќа лицевом фасаде надпись: «¬оинам освободител€м слава», на постаментах скульптур надписи: «1941» и «1945». Ќа боковых фасадах арки информационные доски, на левой указано: «»нициатор возведени€ “риумфальной јрки ѕобеды – ѕочетный гражданин —анкт-ѕетербурга писатель ƒ.ј. √ранин, автор проекта народный архитектор –оссии ¬.¬. ѕопов, скульптор Ѕ.ј. ѕетров».
 


4.  ѕам€тник ќ.‘. Ѕерггольц. ќткрыт 16 ма€ 2015 г. ”становлен в ѕалевском саду (ул. —едова, между ул. ќльги Ѕерггольц и пр. ≈лизарова). —кульптор ¬адим “ро€новский, архитекторы  ј. „ернов и Ћ. „ернова. Ѕронза, гранит. ѕостамент высотой 180 см, высота скульптуры 280 см. Ќадпись на постаменте: «ќльга Ѕерггольц». Ќа левом боковом фасаде стелы из серого гранита выбита надпись: «я никогда героем не была, / не жаждала ни славы, ни награды. /ƒыша одним дыханьем с Ћенинградом, / я не геройствовала, а жила».
 

 
5. ѕам€тник «—имвол пам€ти». ќткрыт 1 августа 2015 г. в јвиагородке на территории —анкт-ѕетербургского государственного казенного учреждени€ «ѕожарно-спасательный отр€д противопожарной службы —анкт-ѕетербурга по ћосковскому району —анкт-ѕетербурга»  (Ўтурманска€ ул., д. 6, корп. 5). јвторы – работники отр€да. Ќадпись: «ѕодвигу защитников и жителей блокадного Ћенинграда. ћужеству и героизму пожарных, бесстрашно выполн€вших свой долг».
 

 
6. ѕам€тник адмиралу ‘.‘. ”шакову. ќткрыт 10 сент€бр€ 2015 г., установлен в  ронштадте на якорной пл., около ћорского собора.  —кульптор ¬ладимир √оревой. Ѕронза, гранит. ¬ысота постамента 180 см, высота скульптуры 250 см. Ќа фасаде надпись: «јдмиралу ‘едору ”шакову».
 


7.   ѕам€тник ƒж. Ѕаланчину. ќткрыт 17 сент€бр€ 2015 г. ”становлен во внутреннем пространстве јкадемии танца Ѕ.я. Ёйфмана (Ѕ. ѕушкарска€ ул., 14). —кульптор ѕрасто (¬ажа ћикаберидзе). Ѕронза. ¬ысота статуи 200 см. ѕодарок Lusignan Foundation.
 


8. ѕам€тный знак « расна€ ворона». ќткрыт 1 окт€бр€ 2015 г. ”становлен в г. Ћомоносове. —кульптор Ќиколай  арлыханов. Ѕронза, гранит, высота 170 см.
 

ћихаил «ќЋќ“ќЌќ—ќ¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве