16+

Lentainform

Как российские туроператоры переживут «закрытие» Египта

10/11/2015

Как российские туроператоры переживут «закрытие» Египта

Российский туристический бизнес за последний месяц пережил сразу несколько сильных ударов. Уход «Трансаэро», авиакатастрофа А321 и приостановка полетов в Египет поставили под угрозу не только отпуска россиян в популярных курортах, но и деятельность туристических компаний, связанных с чартерными рейсами. «Город 812» побеседовал с руководителем отдела продаж туроператора «Планета Travel» Дмитрием ГОРОДЕНСКИМ и выяснил, что будет с туризмом в России.


           - В каком состоянии сейчас российский туристический бизнес? Есть ли спрос на путевки  с наступлением кризиса?
- Спрос, конечно, есть. Причем он не сильно изменился с падением курса рубля. Есть люди – очень богатые, которые могут позволить себе такие вещи, которые обычный, среднестатистический человек не может позволить себе даже в своих мечтах. Эти люди как покупали себе шикарный отдых, так и покупают. А основная масса по-прежнему предпочитает Египет. 
 
- Даже после катастрофы А321?
- Даже после этого.
 
- Вспоминается трагедия  в Тунисе, когда террористы ворвались в отель и устроили стрельбу. Это как-нибудь повлияло на желание отдыхать там?
- На российский рынок практически нет. Такие вещи приводят, как правило, к взрывному падению спроса всего на несколько дней. А потом он обратно восстанавливается, как ни в чем не бывало. Потому что, как ни крути, людям надо где-то отдыхать. И если летом кроме Египта и Турции, если они вдруг «закроются», спрос распределится на другие страны, то в данный момент, в условиях приближающейся зимы, Египту просто нет альтернативы. Во-первых, туда близко лететь. Во-вторых, дешево. В-третьих, все включено. А это для россиян – просто всё. Без «всё включено» для наших туристов просто не жизнь. 
 
- А Индия или Таиланд? Туда слишком далеко лететь?
- Мало того, что туда дорого и далеко лететь, так еще и дух Индии подходит не каждому.  Индия – другая. Ее нужно прочувствовать, и многим это не удается, а значит, и отдых там многим не понравится. Египет уже давно стал европейским курортом, он выхолощенный и, прямо скажем, вне времени и пространства, и стоит особняком. Таиланд тоже, к сожалению, для центральной России и Петербурга, в частности, слишком далеко. И как следствие, намного дороже традиционных для русского туриста Египта и Турции.  И отели Тая не работают по системе «всё включено» вообще. А летом все же есть выбор. Отели целого ряда стран работают на «всё включено» – это не только Египет и Турция, но и Кипр, Греция и Тунис. А с недавнего времени некоторые отели Болгарии начали работать по этой же схеме. 
 
- Российские власти приняли решение приостановить полеты в Египет. Что будет с российскими туристами и туроператорами?
- Начнется постепенная эвакуация из Египта – силами туроператоров и может быть МЧС. А туристический рынок перебазируется на смежные курорты – Эйлат или Акабу. Скорее всего, туда полетят простаивающие чартеры. Ничего страшного в «закрытии» Египта не произойдет. В конце концов, мир от этого не перевернулся. По моему мнению, начнут активно разрабатывать Индию. Туда кстати могут долететь те же А321 и «Боинг-757»,  которые составляют основную массу парка. Люди поскрипят зубами, заплатят большие деньги и полетят. Но тогда  авиаперевозки тоже перераспределятся. Пустые самолеты никому не нужны. А это значит, что возникнут предложения на данные направления, возможно снизится стоимость перелетов, и как следствие, и самих путевок тоже. Те, чей доход не позволяет такую поездку, скорее всего, просто никуда не поедут. Дождутся лета и выберут – Турцию. 
 
Возможно, что туроператоры переключатся на Тенерифе, Гоа и Израиль.  В общем, паники на туристическом рынке не будет.
 
- А что делать с теми путевками, которые уже приобрели наши туристы?
- Как вариант, туроператоры предложат им путевки в Турцию, как альтернативу. А тем, кто откажется от такой «замены», придется повозиться с возвратами. Однако, повторяю, ничего криминального не случилось.
 
Сейчас как раз наступил такой момент, когда нашим туроператорам нужно переключатся на те направления, которые уже освоены европейскими коллегами. Это и Кения, и Занзибар, и Кабо-Верде, Гамбия. Туда уже давно летают чартеры из Хельсинки, например. Отели в этих странах тоже работают по системе «все включено». 
 
Проблема всех наших туроператоров в том, что все они складывают все яйца в одну корзину, делая ставку на Египет и Турцию. Хотя нужно было переключиться и сделать более верифицированный рынок предложений. 
 
- Египет, Тунис… Куда еще летают россияне в Африке?
- В Марокко есть чартеры из Москвы. А все остальные страны, которые южнее, уже не так популярны. И если вы хотите посетить Кению, Занзибар, Сейшельские острова или Мадагаскар, то вам придется оформлять индивидуальный тур, который естественно стоит дороже, так как прямых рейсов в эти страны из России нет. 
 
- Но в Египет можно было улететь только чартерными рейсами, каким был и упавший А321?
- Да, но сейчас появился и регулярный рейс из Москвы в Шарм-эль-Шейх у «Аэрофлота». Но дело тут не только в авиакомпаниях. Несмотря на то, что туроператоры заключают договора с отелями на выгодных условиях, люди продолжают упорно бронировать номера через пресловутый Booking.com и покупать билет у «Аэрофлота», прекрасно понимая, что переплачивают и значительно. Знаете, это такая мода – «назло оператору куплю сам». Причем люди охотно пишут об этом на форумах, постоянно подчеркивая, какие они молодцы, самостоятельные и умные. Это же льстит их самолюбию – я сам открыл сайт, что-то там натыкал и получил свою поездку, не важно, что при этом у меня налоги, сборы и платные завтраки. И не надо забывать, что если у вас нет опыта в путешествиях, если вы не летаете каждый месяц по несколько раз, то, скорее всего,  вы допустите какие-то ошибки или досадные промахи. У таких поездок бывает множество неудачных моментов. Правда, о них эти «независимые» туристы умалчивают, тщательно это скрывая.  Никто не напишет: «Знаете, я такой дурак, и меня развели.…». Зато туроператорам за все прегрешения, которые в основном-то и не их вовсе, в Сети достается очень сильно – плохой гид, плохой отель, плохой самолет и т.д.
 
- Сейчас же турист может сам выбрать  себе подходящий тур, а затем просто пойти и купить его в агентстве?
- Да, все базы доступны в интернете. Клиент выбирает себе подходящий ему тур, учитывая всё – от «звёздности» отеля до каких-то индивидуальных тонкостей, а затем приходит в турфирму и оформляет его. При этом размер комиссии, которую «накручивают», как это принято говорить, эти турфирмы, достаточно невысок и в целом не сказывается на стоимости путевки. Средний размер комиссии составляет всего 10%.
Цена любой путевки складывается из  стоимости отеля, перелёта, трансфера и страховки. Комиссия прикладывается туроператором, а агентство ее получает уже по факту продажи. Специально никто ничего не накручивает. Сейчас это уже попросту невозможно. Напротив,  многие турфирмы в качестве привлечения клиентов предлагают различные акции и скидки, так что путевка через турфирму вам обойдется гораздо дешевле, нежели забронированный отель и отдельно оплаченный перелет. Плохо или хорошо, когда вам предлагают скидку – это вопрос индивидуальный и ответственность не только агента, но и туриста, покупающего такую путевку. В конце концов, если вам предлагают подозрительно дешевую поездку – откройте интернет, посмотрите отзывы на отель, сделайте какие-то выводы для себя. Голову, конечно, терять не стоит. 
 
С другой стороны есть группа клиентов, которые работают с одним и тем же агентом уже много лет, а потому доверяют ему как себе.  Они так и говорят: «Вы нам выберете тур, а мы все оплатим». Но это уже скорее личные отношения с агентом, подкрепленные полным доверием.
 
- Вы говорите – посмотреть отзывы, но интернет сейчас представляет собой такую помойку, что там могут быть об одном и том же отеле написаны противоположные вещи? Как тогда быть?
- Ну, конечно, как вкусы, так и мнения у людей разные. Однако, просматривая, что написали в отзывах туристы, можно, по крайней мере, для себя выявить некоторые тенденции и определить, устраивает ли вас этот отель, готовы ли вы, если что, поступиться тем-то и тем-то, а в каких-то вопросах, вы наоборот очень категоричны.
 
Самой больной темой остается питание. Это как в ресторан сходить – нельзя угодить всем, кому-то ужин встанет поперек горло, а кто-то будет расхваливать шеф-повара. 
 
- А у российских туристов есть такая привычка: раз я заплатил, меня должны все «облизывать»?
-  Да, конечно. Причем, чем ниже ранг туриста, тем больше у него претензий. Наши люди почему-то считают, что если ты купил путевку, то тебе должны сразу все – туроператор, авиакомпания, лично стюардесса, которая должна принести воды исключительно тебе, а не кому-нибудь еще,  гид, обязанный спросить, как у тебя дела, отель и так далее. 
 
Европейские туристы в этом плане более лояльны и адекватно воспринимают какие-то недостатки, возникающие в процессе поездки.  Тогда как выходцы из бывшего СССР, как правило, пытаются везде качать права. А если это еще и в состоянии алкогольного опьянения, то за наших туристов становится не только стыдно, их поведение оказывается действительно неприличным.  Особенно эта проблема актуальна как раз в отелях all inclusive. 
 
- Как туроператор выбирает авиакомпанию, с которой он будет работать?
- В большинстве случаев, как и везде, – это коммерческие предложения, тендеры, конкурсы.  Но не стоит забывать, что сейчас некоторые операторы обзавелись собственными авиакомпаниями.  «Пегас Туристик», Tez Tour, Coral Travel, Anex Tour и тот же Brisco, который теперь «прославился» на весь мир, благодаря этой авиакатастрофе, используют самолеты, которые предоставляются им на основе эксклюзивных договоренностей с авиакомпаниями. Как правило, оператор выкупает контрольный пакет акций у авиакомпании и уже может диктовать свои условия – по какой цене перевозить туристов. 
 
Такие компании занимаются исключительно чартерными рейсами. Однако ожидается, что многие из них выйдут на рынок регулярных рейсов. И первые, кто уже на это пошел, это компания Pegas Fly. Они выбили себе разрешение на рейсы по направлениям в Магадан и Благовещенск. Раньше в эти города летало «покойное» «Трансаэро». Несмотря на то, что этот прецедент вызван исключительно уходом «Трансаэро», оставившим бесхозными некоторые направления, это очень важный шаг, который говорит, что чартерные компании могут изменить модель своего развития и составить конкуренцию «Аэрофлоту». В данном случае летать в Магадан могла только та компания, которая владеет дальномагистральным флотом. Pegas Fly, как раз, использует такие самолеты, пусть старые и когда-то собственно проданные им «Аэрофлотом», но тем не менее вполне функционирующие.
 
- Кстати, о «Трансаэро» – они же летали и по популярным курортам, в Египет тоже?
- Да, «Трансаэро» – это уникальный случай полного совмещения регулярного и чартерного сообщения. Это их и погубило, они слишком распылились, не акцентируя внимания на каком-то одном сегменте. 
 
- Уход «Трансаэро» может затащить за собой туроператоры, которые имели договоренности с этой авиакомпанией?
- Это повлияло только на одного туроператора в России – «Библио Глобус». Только у них были эксклюзивные права на перевозки «Трансаэро». Но, скорее всего, они выживут. Просто ужмутся в своих масштабах, и перестанут быть оператором «номер один» в России, а опустятся на пятое-шестое место. Сейчас с «закрытием» Египта возможны большие потрясения для «Библио Глобуса», вплоть до закрытия. Но однозначно говорить что-либо пока рано.
 
- А кто у нас сейчас в Петербурге оператор «номер один»?
- На данный момент сложно кого-то выделить. Все те же – «Пегас Туристик», Tez Tour и Coral Travel. И даже Brisco имели достаточно сильные позиции по Турции и Египту. Сейчас, конечно, их ожидает огромное  падение спроса. Потому что катастрофа нанесла непоправимый ущерб по их репутации. 
 
- То есть эффекта массового закрытия туроператоров, как в прошлом году, не предвидится?
- Нет, такого точно не будет.
 
- Есть ли риск в том, что туроператоры работают с чартерными компаниями, которые в большинстве своем владеют старыми судами? Безопасно ли это?
- Да, суда на чартерных рейсах в основном старые – и визуально, и внутри. Но, замечу, что никто никогда не будет выпускать на рейс неисправное и абсолютно «убитое» авиасудно. Последняя крупная авария в России была в Казани в 2013 году. Но даже этот факт не позволяет говорить, что российские самолеты падают налево и направо. Можно с таким же успехом вспомнить и малазийские «Боинги» – ну, один сбили, а второй – вообще неизвестно где. При этом Malaysia Airlines – одна из лучших авиакомпаний в мире.  У Lufthansa‎ сумасшедший пилот направил самолет в горы. У AirFrance самолет разбился несколько лет назад прямо над Атлантикой. Жуткая трагедия, людей тогда так и не нашли. И это отнюдь не чартерные авиакомпании. Поэтому не стоит огульно говорить, что у нас в России все плохо, а «там» все хорошо. 
 
Даже в этом конкретном случае (катастрофа А321 – прим.ред.), там еще ничего не доказано. Одна из версий, что это был теракт. Так бомбу можно подложить и в новое авиасудно. А вы были когда-нибудь в аэропорту Шарм-эль-Шейха?! Он настолько загружен, что египтяне вообще ничего не досматривают – проноси, что хочешь. Поэтому я не считаю, что эта версия маловероятна.
 
Ни одна компания не сможет до конца обезопасить себя от угрозы терроризма. Разве что только одна –  EL AL («Израильские авиалинии»). У них не было никогда ни одной аварии. Пожалуй, то как в Израиле досматривают багаж, пассажиров, техническое состояние самолетов, не делает в мире никто. Безопаснее их трудно себе что-то представить. Я бы полетел их рейсами с закрытыми глазами в любую страну. 
 
- Думаете, если в А321 действительно была бомба, нам об этом скажут?
- Сомневаюсь, это такой удар по имиджу Египта и по их рынку туризма, что, скорее всего, большая политика и деньги сыграют свою роль. Дело замнут, в официальной версии будут какие-то неполадки, спишут на несчастную «Когалымавиа», закроют ее, хотя, по сути, это совершенно нормальная чартерная компания с судами, как у всех. Мы никогда не узнаем правду, будет такая же ситуация как и с малазийскими «Боингами».
 
- Кто ответственен за чрезвычайные ситуации во время туристической поездки? Например, нападение террористов или ограбление? Или просто человек ногу сломал? Или отравился в отеле?
- Это очень сложный вопрос, потому что если вас ограбили, даже кто-то из персонала отеля – попробуй, докажи это. То же самое и с отравлением. Тут уже, скорее всего, зона ответственности страховых компаний, которым за это платят деньги. И не малые, между прочим. Потому что чрезвычайные случаи происходят далеко не с каждым туристом, а страховку покупает каждый. Аналогично и с переломами, травмами. Правда, стоит заметить, что речь идет только о тех случаях, когда турист был трезвый. Специальный пункт об этом есть в каждом договоре. А то какой-нибудь пьяный лихач врежется в столб на мопеде, а потом будет требовать компенсации. Это же абсурд. С другой стороны, в Египте или Турции, где развита система all inclusive, практически все туристы постоянно пребывают в «измененном» состоянии. 
 
Если же это террористическая угроза или возникает военное положение, то этим уже занимается туроператор, который обязуется оперативно и цивилизованно вывести всех туристов из страны на родину, чтобы обеспечить их безопасность. 
 
- Что просят наши туристы, когда приходят в агентство. Море, пляж?
- Да, конечно же, самый популярный отдых – пляжный. Затем – тусовки, клубы, дискотеки. И на третьем месте – романтический отдых вдвоем. Для этого вам нужно ехать на Мальдивы, Сейшелы и Мадагаскар. Не стоит забывать и про детский отдых. Тут конкурентов Египту и Турции просто нет. Там развиты детские клубы и анимация.
 
- Секс-туризм пользуется спросом?
- У наших туристов это табуированная тема. Как правило, никто не выносит это на обозрение. К примеру, все знают, что в Таиланде есть улица красных фонарей. Поэтому люди просто берут тур, уезжают туда и уже там занимаются тем, чем им хочется.
 
- Автобусные и водные туры в России составляют конкуренцию авиатуризму?
- Автобусные туры по Европе у нас остались еще со времен Перестройки. Особым спросом они не пользуются, но стабильно собирают своего клиента. Тут вопрос только в том, куда можно доехать на автобусе. В Египет вы точно не доедете. Водные круизы тоже слабо популярны – разве что Финляндия-Швеция-Эстония. Речной туризм оставляет желать лучшего из-за технического состояния судов. Вспоминается та же «Булгария», затонувшая в Волге. Недавно, я плавал на Валаам, и конечно, каюты старые, питание ужасное. За те деньги, которые приходится платить за такую поездку, хотелось бы другого уровня сервиса.
 
- Вы регулярно летаете?
- Да, в среднем, 20 направлений в год. В этом году у меня «юбилей», я посетил 50-ю страну. Путешествия – это как наркотики. Один раз попробовав, уже невозможно остановиться.
 
- Где приятней и безопасней всего летать?
- Безопасней, как я уже сказал, в Израиле. А по уровню сервиса опережают всех компании Ближнего Востока и Азии. И если в Азии это завязано на традициях и менталитете, поэтому на борту персонал работает на уровне чуть ли не раболепства. То компании Ближнего Востока пользуются тем, что Дубаи или Доха расположены фактически в центре мира и выполняют функцию транзитных пунктов. Сейчас к ним активно присоединяется Стамбул. Поэтому для пассажиров организуются удобные рейсы и пересадки, чтобы не приходилось ждать по много часов, уровень обслуживания тоже достаточно высок. Европейские и российские авиалинии конечно не дотягивают до них. Ну и совсем все плохо у авиакомпаний стран третьего мира. Если вы летите из Конго или Зимбабве, не стоит ждать первоклассного сервиса. Сравнивать их с российскими компаниями тоже неправильно, хотя бы из-за разницы в уровне жизни.
 
Понимаете, многое зависит от настроения, в котором вы летите. Если даже авиакомпания работает прекрасно, но вы ждали рейс несколько часов, никакого положительного восприятия уже не будет. И вы предвзято отнесетесь к полету, и как следствие, получаются все эти антирейтинги и отзывы в интернете. 
 
- Были ли какие-нибудь запоминающиеся или опасные происшествия во время полетов? Может быть, связанные с техническим состоянием самолетов?
- Конечно, в каждом полете что-то запоминается. В основном из-за пассажиров, вернее их поведения – иногда неадекватного. Так, у одной женщины при мне случился приступ шизофрении, наверное. Она попыталась открыть аварийный выход прямо во время полета. К счастью, бортпроводнику удалось ее скрутить. Между прочим, именно для этих целей на борту всегда есть хотя бы один мужчина среди бортпроводников. А на популярных курортных направлениях и вовсе амбалы – усмирить наших нетрезвых сограждан иногда бывает не так-то и просто. Однажды одна из пассажирок, будучи подшофе, поругалась с подругой и воткнула ей в ногу каблук. Крик стоял неописуемый. 
 
- Про полёты на наших авиакомпаниях часто рассказывают ужасы…
- Люди склонны придумывать мифы. Люди рассказывают выдумки, или же пытаются высказывать свое «авторитетное мнение», в тех областях, в которых совсем ничего не понимают. К примеру, самая распространенная фраза: «самолет жестко сел». Вот, что это?! Причем здесь жесткость, и зачем эти претензии сваливать на пилота, когда при посадке учитывается множество факторов – ветер, погода, качество посадочной полосы и пр. Но эти «диванные аналитики» пытаются делать выводы из воздуха.
 
Или другая история с самолетами Airbus. Перед взлетом у них запускают ВСУ (вспомогательная силовая установка – прим.ред.). Звуки она издает, мягко говоря, неприятные. И люди начинают шептаться – «бомба», «самолет не исправен» и так далее. Все это и смешно, и грустно. Ведь такие умельцы заводят и остальных пассажиров, и в салоне самолета повисает нервозность.
 
-  С хамством персонала не встречались?
- Нет. Бывали случаи, когда по бортпроводникам видно, что они устали. На наших авиалиниях часто происходят переработки. Если в Европе заработная плата достаточно высокая, то нашим, чтобы заработать деньги, приходится трудиться внеурочно. Особенно, это заметно, как раз на чартерах. Бортпроводники бывают усталыми, раздраженными. Но, как правило, даже в таких случаях обучение и опыт берут верх.
 
- Почему люди так боятся летать?
- Тут дело в спекуляциях. Вот упал в Египте самолет, и все социальные сети наполнились соболезнованиями, переживаниями и опасениями. Они связаны с тем, что люди боятся не самого полета, а того, что если случится катастрофа, то погибнут все и сразу. Если вы попадаете в ДТП, то шансов спастись кому-то одному гораздо больше, нежели самолет, в котором летите, упадет. И это чувство психологически очень трудно пережить. Однако не стоит поддаваться этому. Лучше про себя повторять, что в автомобильных авариях погибает гораздо больше людей, это уже давно известно. И даже самые уверенные в себе водители могут нарваться на какого-нибудь дурака.  А еще на мой взгляд не надо забывать о судьбе. Некоторые летают всю жизнь и остаются живыми, а кто-то, как эти малыши, впервые вместе с родителями, полетевшие на море, больше уже никогда не откроют глаза.                 

Артур КИРЕЕВ