16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

–ежиссер ћамин - о том, почему его не любит министр ћединский

11/12/2015

ѕару лет назад ёрию ћамину не дали запуститьс€ с трагикомедией о судьбе советских переводчиков ƒжеймса ƒжойса, большинство которых были репрессированы. ¬ будущем году упр€мый режиссер планирует предприн€ть очередную попытку. ћы попытались узнать, на кого же ёрий ћјћ»Ќ надеетс€ Ц при нелюбви к нему министра культуры ¬ладимира ћединского.

(12) комментировать

            – »так, как складываетс€ судьба вашего ƒжойса?
– ≈го формально не поддержал ‘онд кино, а фактически закрыл министр культуры ¬ладимир ћединский, несмотр€ на то что в то врем€ это был главный проект Ћенфильма. «акрыл прежде всего потому, что ему мо€ личность несимпатична. я враждебен ему как социальный критик общества, как один из лидеров кино времени перестройки. ћен€ ведь так и называли в газетах – «режиссер перестройки»: можно подумать, € ее «поставил».

¬о-вторых, ћединского совершенно не интересует кино о сподвижниках культуры – видимо, это не вписываетс€ в его понимание «патриотического кино». Ќо летом ушла из жизни ≈катерина √ениева (директор ¬сероссийской √осударственной библиотеки иностранной литературы), вдохновительница проекта, и € чувствую себ€ об€занным в пам€ть о ней возобновить поиск финансовой поддержки.  Ќадеюсь на ирландских и вообще зарубежных поклонников ƒжойса, больше не на кого. —ейчас готовлю видеопрезентацию проекта на 10–15 минут. 

– ≈сли не ошибаюсь, тогда же был зарублен на корню и фильм «ќкно в ѕариж – 20 лет спуст€»?
– ƒа. ѕосле этого € целый год занималс€ его реанимацией, пыталс€ собрать деньги с помощью краудфандинга. Ѕезуспешно. ѕри том что у мен€ количество «друзей» в ‘ейсбуке увеличилось до максимальных 5 тыс€ч, которые поддерживали проект морально. ‘инансово же, увы, лишь очень немногие.

– ќбидно?
–  онечно. Ќо € не виню людей. ¬едь в нашей стране все зависит от административной поддержки. »звестно, что огромную сумму собрал кинопроект про 28 панфиловцев, но как? ¬о многом благодар€ ћединскому, потому что это была его иде€ вновь заговорить о панфиловцах, чей подвиг, скорее всего, миф. ѕричем этот миф был разоблачен еще в 1949 году √лавной военной прокуратурой, котора€ допросила всех, кто был причастен к его созданию. ј журналист  ривицкий, опубликовавший материал в « расной звезде», призналс€, что многое в ней придумал из патриотических побуждений. 

– ѕочему вы думаете, что люди сами не захотели поддержать кино о подвиге?
– ѕотому что достаточно посмотреть, как поступали средства. Ѕыло собрано несколько дес€тков  тыс€ч вкладов по 50 рублей – это массова€ студенческа€ акци€ в нескольких вузах.  ак это у нас делаетс€, знают все. ѕриказа по институтам, конечно, не было, однако инструктаж, без сомнени€, был проведен. ќбразовалась  значительна€ сумма, плюс деньги от  азахстана и от других состо€тельных источников, подыгрывающих желанию руковод€щих чиновников.

– Ќо, согласитесь, «патриотические примеры» нужны.
– Ќужны. Ќо у нас очень скудный набор публичных героев, в основном все замыкаетс€ на ¬еликой ќтечественной войне и нескольких советских спортсменах. » самое уродливое заключаетс€ в том, что «наверху» пытаютс€ соединить идеалы сталинско-брежневского времени с новым олигархическим феодализмом. ѕолучаютс€ «ножницы». — одной стороны, вспоминают о старых геро€х, которые есть порождение социализма, у них совершенно друга€ психологи€ и друга€ мотиваци€: ими двигала вера в справедливое устройство общества, называемое социализмом, и этот идеализм невозможно восстановить, сегодн€ он попросту смешон.

— другой стороны, нас всех призывают к успешности. Ќо оп€ть же, образцы успешности, которые у нас у всех на виду – скажем, јбрамович или  сюша —обчак, – не соответствуют представлени€м о «насто€щем человеке», которые все-таки из нас не вытравились за последнюю четверть века. » в результате кто же тогда может быть «патриотическим примером»?

– ћен€ удивл€ет, почему, «похоронив» социализм, никто не пытаетс€ легитимизировать и романтизировать капитал, как в свое врем€ романтизировали бандитов в «Ѕригаде». 
– ѕока те попытки, которые мы видим на экране – когда молодые московские режиссеры снимают про успешных людей, – напоминают кино эпохи Ѕрежнева про партийных бонз, все так же натужно и фальшиво. » там примеров дл€ подражани€ уж точно мы не видим. ѕотом, бессмысленно пропагандировать богатых людей той молодежи, котора€ еще не достигла богатства. Ёто все равно что кресть€н прошлого века вдохновл€ть примерами духовности помещиков. јдресатом кино о «правильных богатых» могут быть только мажоры, им надо внушать: не будьте балбесами, совершайте благие дела, раз уж вам дан капитал изначально. 

– “о есть мы вернулись к классовому разделению общества.
– “ак никто и не отрицает, что у нас есть олигархи, средний класс и малоимущие. Ёто особенно ощутимо после 70 лет советской власти, когда разница в доходах была незначительной, и от этого интересы соотечественников лежали в области науки, открытий, космонавтики, творчества, изысканий, а не денег.  ѕриоритет денег, к сожалению, подавил в люд€х все другие стремлени€. Ќу, например, как бы советский школьник ответил на вопрос: кем хочешь стать? ќтвечали: космонавтом, геологом, артистом, ученым, пол€рником, археологом. ј если бы кто-нибудь ответил: «’очу стать руковод€щим чиновником», – это восприн€ли бы как шутку. ј теперь самый большой конкурс в вузы, готов€щие руковод€щих работников.

– ” вас в «ќкне в ѕариж» в конце фильма учитель музыки „ижов призывает своих учеников вернутьс€ на родину: мол, да, несчастна€ и разоренна€ страна, «но это же ваша страна и от вас зависит ее будущее». ќ чем было бы продолжение?
– —пуст€ 20 лет пришли те ученики к „ижову и сказали: « акого черта ты нас вернул? „асть наших погибла в „ечне, часть спилась, часть стала наркоманами. ј кто-то все-таки уехал за рубеж. „то ты с нами сделал? “ы нам поломал жизнь». Ёти повзрослевшие ученики стали прагматиками и, зна€, что «окно» вот-вот должно вновь открытьс€, предлагают „ижову план, как использовать  полтора метра неохран€емой границы дл€ всевозможной контрабанды.  онечно, учитель отвергает их предложени€. » тогда бывшие ученики объ€вл€ют ему войну. ј „ижов неисправимый романтик, как и прежде, мечтает о новой встрече с ѕарижем. Ќо когда открываетс€ окно, его ждет глубокое разочарование: ѕариж сегодн€ совсем не тот, там и французскую речь не всегда услышишь. ј кроме того, он нужен новым воспитанникам. » ради них он снова отказываетс€ от ѕарижа.

– » вы бы вернулись?
– ƒа. ќт „ижова € отличаюсь лишь тем, что не стал бы агитировать детей возвращатьс€. ј дальше – как бог располагает. ” каждого свои упущенные возможности. я бы их упустил, жив€ в ѕариже, а скажем, ¬иктор √оголев, актер “еатра  омедии, который в «ќкне в ѕариж» сыграл рыбака – помните, на канале √рибоедова удит рыбу? – думал, что упустил их в –оссии. ќн впервые попал в ѕариж благодар€ съемкам, когда ему было уже за 70 лет. „то с ним было! ќн был потр€сен. «Ѕоже мой, – повтор€л он, – € зр€ прожил жизнь!» ¬скоре после выхода фильма он умер, но успел загрузитьс€ перед смертью новым мироощущением. “ака€ вот грустна€ и в то же врем€ светла€ нота.

– ћожет, лучше было ѕариж и не «пробовать», чтобы не знать, что тер€ешь?
– я так не думаю.  то-то из бывших репрессированных рассказывал, что когда он морозной  зимой  вышел из затер€нного в —ибири  лагер€,  у него в кармане был рубль, на который он хотел купить хлеб. Ќо увидев афишу фильма «Ѕольшой вальс», пошел, голодный, смотреть кино. ѕотом этот человек вспоминал, как он вдруг открыл, что, оказываетс€, помимо жуткого сталинского морока существует другой, прекрасный мир, в котором царит не страх, а красота,  любовь и музыка Ўтрауса.  онечно, горько осознавать, что этот мир не дл€ теб€, но все-таки лучше получить это €ркое впечатление, чем так и уйти, воспринима€ жизнь лишь в серых тонах.

– ≈сли пересмотреть «ќкно в ѕариж», то поражаешьс€, насколько чудовищен был ѕетербург в начале 90-х. —егодн€ это уже забылось.
– «наете, как воспринимают эту картину до сих пор? ѕолтора года назад в св€зи с юбилеем ее показывали в ћарселе. ѕомимо французов было много наших, в том числе пожилых представителей √осархива, √оскино, которые оп€ть начали обвин€ть мен€ в том, что € сн€л антирусский, антипатриотический фильм: то, в чем мен€ сегодн€ обвин€ет ћединский. ’от€ министру культуры при этом не кажутс€ антипатриотичными фильмы «√орько» и «√орько-2», где наши соотечественники нажираютс€, простите, как свиньи, и это €вл€етс€ главным комедийным эффектом.

«амечу: € не против этого фильма (хот€ авторы, нисколько не смутившись, использовали название моего фильма, вышедшего в 1998 году), € против двойных стандартов в отношении сатирического взгл€да на действительность. 

ј ѕетербург, безусловно, внешне стал другим. ¬озможно, потому что этот город важен президенту ѕутину как дворцова€ резиденци€ дл€ приема иностранных гостей. ѕо существу же наш город так и осталс€ в статусе провинции – с угодливыми начальниками, отсутствием —ћ» с собственным, а не московским голосом.

– ќдним из €рких перестроечных фильмов были ваши «Ѕакенбарды». ¬сегда хотела спросить, почему именно ѕушкин стал объектом сатиры.
– ѕотому что ѕушкин – это наше все. ќн стал трибуном, поскольку заменил в –оссии ’риста. »значально мы хотели написать злую комедию про новый лицей, куда отбираютс€ дети, дл€ того чтобы в будущем они стали государственными де€тел€ми –оссии. Ќо тут между родител€ми начинаетс€ смертоубийственна€ борьба, довод€ща€ саму идею лице€  до абсурда. “ак вот, однажды € поехал к своему товарищу и сценаристу ¬€чеславу Ћейкину, чтобы начать разрабатывать эту идею. ¬ метро на —енной € увидел, как активисты общества «ѕам€ть» разбрасывают листовки. ѕодн€в одну, € прочел в ней призыв к «истинным патриотам» €витьс€ в час «’» по указанным адресам и потребовать от проживающих там господ ответа за то, что они сотворили с –оссией. ѕервым в перечне сто€л ƒаниил √ранин. Ёто был призыв к погромам. ј вокруг ходили милиционеры, которые не обращали внимани€ на активистов «ѕам€ти» и на их листовки.  ћен€ так это возмутило, что € приехал к Ћейкину и с порога сказал ему: «—лушай, нам надо круто высказатьс€ по поводу новых националистов!»

– “о есть решили жечь глаголом, а не хвататьс€ за чемодан?
– ” мен€ никогда не было даже мысли обустроитьс€ где-нибудь за рубежом. ¬о-первых, € не из тех, кто бежит. ¬о-вторых, € искренне верил, что у нас будет другое будущее, что мы не вернемс€ к реставрации прошлого, как это происходит сейчас.

– » страха тогда никакого не было?
– Ќет. ћожет быть, потому что € был человеком попул€рным: где бы € ни по€вл€лс€, все вставали, кричали «ура» и в воздух чепчики бросали. —о мной все хотели дружить, в том числе и националистически настроенные  казаки, в этом смысле у нас очень противоречивый народ. ћне казалось, что у мен€ есть авторитет, и поэтому € должен делать то, что должен. я чувствовал то врем€ и хотел его отразить в своем кино. ” чиновников, которые убеждают, что «ќкно в ѕариж» или «Ѕакенбарды» – это пасквили, произошла аберраци€ пам€ти. ќни забыли, что врем€ действительно было страшным. Ќикогда не забуду, как один мой знакомый, бывший артист, собрал команду бомжей, которые доставл€ли ему крышки люков. ѕока этот мерзавец богател, отправл€€ их в ‘инл€ндию, люди падали в люки, бились машины. 

–   ак вы считаете, у  народа должны быть свои пастыри?
– ƒа, но только те, дл€ которых интересен мир духа. я не против того, чтобы миром управл€ли мудрые, справедливые, образованные люди, верующие в силу добра,  которым чуждо ст€жательство. Ќо почему-то к власти обычно приход€т корыстные ст€жатели.

– ј нест€жатели способны взойти на вершины власти?
– Ќа прот€жении веков существовал культ образованных людей.  ¬спомните про пушкинский лицей. »де€ јлександра ѕервого вкупе со —перанским  создать такого рода учебное заведение была правильной – в ту эпоху безвремень€ двор€не не знали ни €зыка родного, ни истории своей страны. Ётакие иностранцы в собственной стране. » наконец создаетс€ лицей, из стен которого вышли выдающиес€ де€тели культуры, политики, государственные мужи.

– ј итог все равно один – 1917 год.
– ¬ конечном счете вс€ беда была в ограниченности Ќикола€ II. ≈го сейчас к св€тым причисл€ют, но какой же это св€той! ќднажды мен€ попросили сделать фильм о захоронении царских останков. я, конечно, схватилс€ за эту возможность: «Ќу как же! ÷арь-богоносец, кроткий человек!» я это от –адзинского усвоил. —тал читать дневники Ќикола€. » что же € вижу?  акое ничтожество! ќн каждый день писал что-то вроде этого: играли в фанты, пили портвейн, после этого читал 15 минут. „то читал? Ќикогда не говорит, лишь однажды упом€нул какого-то писател€.

«наете, почему –осси€ проиграла €понскую войну 1905 года? ѕотому что Ќиколай II выступил третейским судьей. ѕредставьте себе: два министерства, железнодорожное и морское, спор€т между собой, кто должен доставить ƒальневосточному флоту вооружение, – борьба за финансы из госказны. ÷арь рассудил так: орудие отправитс€ по железной дороге, а снар€ды – морем. ¬ результате корабельные оруди€ на момент столкновени€ с €понской эскадрой оказались без боеприпасов. » случилс€ ѕорт-јртур. » что же пишет Ќиколай II в своих дневниках? «Ќепри€тное известие с театра военных действий. Ћучше об этом не думать. »грали в фанты». » это про то, что потопили российский флот! 

ѕочему расстрел€ли народ 9 €нвар€? Ќакануне Ќиколай пишет: «Ќе знаю, что им сказать, лучше уеду. –азбирайтесь с народом сами». Ќе от большого ума царь вв€залс€ в войну 1914 года, хот€ умные люди предостерегали его от такого популистского шага! Ќе послушал их и привел страну к революции. » после этого его к лику св€тых?

– —артр, посетив ———– в 60-е годы и увидев стадионы людей, внимающих поэтам, сказал: «Ќаверное, поэзи€ – это то, во что обратилась молитва русского человека»…
– Ќо сегодн€ даже смешно звучит: «ѕоэт в –оссии больше, чем поэт». ќбщество очень качественно изменилось. » не только у нас, естественно. „тобы прежде народ так массово ходил на сказки, как сегодн€?! «а пару мес€цев до выхода в прокат новые ««вездные войны» уже собрали астрономическую сумму. ѕочему? „то это?  ак можно дожить до 40 лет и радоватьс€ выходу на экраны очередного «¬ластелина колец»?  я не против сказок. я против их тотального засиль€.  аждый из нас проходит путь от сказок к чему-то более взрослому. ”влекались ¬альтером —коттом, потом переходили к ƒостоевскому.  ј кто еще более взыскателен, идет дальше – читает ѕруста, ƒжойса. Ќо в основной массе люди теперь до старости зависают в подростковом возрасте.

«наете, € каждый год смотрю проекты победителей фестивал€ рекламы « аннские львы». √оду в 2006-м было немало остроумных, очень удачных работ. „ерез 3 года – что-то невн€тное. ≈ще два года спуст€ – кака€-то пошла€, даже непристойна€ жуть, котора€ возникает исключительно в силу невоспитанности молодых людей, которые это снимают. ƒаже на примере рекламы очевидна деградаци€.   

– ј кто в этой деградации виноват?
– Ќаучно-технический прогресс – из-за гаджетов человеку не нужно напр€гатьс€. ¬ отличие от предков, наши дети, внуки не умеют шить, готовить, разжечь огонь, построить дом. ¬от она – антиутопи€.

– “о есть человечество к тупику пришло?
– ƒумаю, в конце концов разовьетс€ генна€ инженери€, она позволит человеку совершенствоватьс€.            

≈лена ЅќЅ–ќ¬ј



 омментарии:

ѕо первым трем позици€м своего папу своего записывать будешь. √лавное, что бы маму твою без сладкого не оставили, сынок!

Ќаписал ‘.—умкин - 2015-12-15 14:46:25 / ответить

“ы такой грозный, промокашка одноразова€.

Ќаписал Porto Franko - 2015-12-15 15:09:18 / ответить

” твоих родителей есть живые дети?

Ќаписал ‘.—умкин - 2015-12-15 15:32:06 / ответить

»шь ты, панфиловцам каким-то, совкам и быдлу, миллионы выдел€ют, а “ворцу и интеллигенту - даже копейки не выделили, что же творитс€, люди добрые, доколе тиранить —вободных Ћюдей будет власть ока€нна€!!! » ещЄ === "несколько дес€тков тыс€ч ¬ Ћјƒќ¬ (!) по 50 руб... собралась значительна€ сумма"== »так. ЅерЄм максимально 9,9 дес€тка тыс€ч = 99000, умножаем на 50 = 4 950 000р. ≈сли ћамин считает, что эта сумма значительна дл€ кино, то пусть у ћамина никогда не будет более этой суммы на его говно фильмы. ќдно слово - либераст.

Ќаписал  рол - 2015-12-15 16:09:09 / ответить

ј все просто - люди не хот€т смотреть очередной сюжет из зат€нувшейс€ сказки про злую советскую антиутопию, 28 ѕанфиловцев - люди поддержали, потом уже подт€нулись под глас народа остальные, причем тут ћединский,  азахстан? ’очешь снимать про то, что смотреть никому не хочетс€, снимай на свои шиши и мучай показами детей и родственников.

Ќаписал dasadiil - 2015-12-15 21:30:48 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru