16+

Новости партнёров

Lentainform

«Русские школьники очень хотят учиться, но не понимают зачем»

10/02/2016

СИЛЬВАНА ШТАПЕЛЬ

Более 10 последних лет я проработала завучем и директором разных школ в Германии. С этого года я руковожу Немецкой школой Петербурга. И хотя у меня было не так много времени, чтобы глубоко изучить различия между немецкой и русской системами образования, некоторые очень важные отличия я уже успела подметить.


         Очевидно, что сама по себе немецкая школьная система построена иначе, чем русская. Начальная школа, в зависимости от федеральной земли, в Германии длится с первого по четвертый либо по шестой класс. После этого учеников, в зависимости от их успеваемости, делят на три потока: гимназию (Gymnasium), реальное училище (Realschule) и базовую школьную ступень (Hauptschule). Ученики гимназии заканчивают школу после 12 или 13 класса (в зависимости от региона), реальной школы – после 10 класса, а базовой школы – после 9 класса. Практически все выпускники реальных и базовых школ после получения аттестатов, как правило, продолжают обучение в профессиональных заведениях, в то время как гимназисты поступают в университеты.

Мы в немецких школах всегда стараемся, чтобы ученики как можно раньше определились с дальнейшим выбором профессии и могли «попробовать» ее.  Для этого старшеклассники – в зависимости от выбранного направления, это может быть в восьмом или девятом классе, либо позже – отправляются на двух-трехнедельные практики на различные предприятия. Причем происходит это не во время каникул, а во время учебы и является важной частью занятий. Школьникам самим приходится искать место для практики и подавать на нее заявку, этому их учат учителя.

В последнее время перед переездом в Россию я работала в школе недалеко от Франкфурта-на-Майне. Излюбленным местом для практики моих учеников был аэропорт Франкфурта, а также детские сады, ветеринарные клиники, местные радиостанции и телеканалы. Такие практики постоянно  контролируются и со стороны сотрудников компании, и со стороны педагогов школы.

На мой взгляд, ученики русских школ оказываются не очень готовы к дальнейшей жизни в профессии. Я вижу, что российские старшеклассники прилагают огромные усилия, чтобы после школы поступить в вуз. Но что будет после его окончания, многие из них просто не понимают! Мне кажется, что российской системе образования не хватает ориентации на профессиональное образование учеников. Она полезна во всех отношениях: и для самих ребят, и для экономики страны в целом.

Но и нам есть, что позаимствовать у российских коллег. Например, мне очень нравится, как построена система проведения олимпиад для учеников из разных школ. Участие в них учит школьника в определенное время концентрировать все свои знания по отдельному предмету и показывать высокие результаты. Немецким школьникам таких навыков не хватает.              



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве