16+

Новости партнёров

Lentainform

За что из БДТ хотели убрать Андрея Могучего

12/04/2016

ЛИЛИЯ ШИТЕНБУРГ

14 апреля истекал трехлетний контракт Андрея Могучего в БДТ. Ничего особенно торжественного в этой дате нет, никто бы и не заметил, тем более что сейчас театральный мир думает в основном не о контрактах, а о «Золотой Маске», где у БДТ в конкурсе целых три спектакля, – но тут как раз активизировались слухи.


          Дескать, Министерство культуры недовольно Могучим на посту художественного руководителя театра, его будут снимать, а на его место поставят то ли Сергея Безрукова, то ли Сергея Женовача, то ли Рудольфа Фурманова, а может быть и самого Олега Басилашвили.

Отмахнуться от этих слухов не получалось, хотя надо бы – уж очень они глупые. Но мало ли глупостей происходит в последнее время? Это три года назад Минкульт мог совершить лихой демарш, назначив Андрея Могучего в БДТ и удивив этим «аттракционом неслыханной смелости» всю культурную общественность. Теперь не то. Однако историческое решение уже успело подтвердить свою дальновидность: Могучий с БДТ справился. Более того – он сделал почти невозможное: театр, который умирал, ожил. Как бы ни хотели сейчас те, кому не нравится происходящее в сегодняшнем БДТ, сделать вид, что Могучий «попрал заветы», «надругался над традициями» и «исказил», допустим, принципы великого товстоноговского театра, даже они вынуждены были признать, что от прежних великих побед осталась только легенда.

Легенды на сцену не выходят. Они остаются в музеях, в исторических документах. Мы не увидим ни знаменитой Федры в старинном многоярусном театре, ни товстоноговских «Мещан» нигде, кроме видеозаписи. А в покинутом Темуром Чхеидзе театре царило унылое провинциальное запустение, в котором уже не оставалось ничего не только возвышенного, но и благопристойного, и именовать все это «сохранением дома петербургской интеллигенции» могли только те немногие, для кого интеллигентность – синоним беспомощного убожества.

Театру нужно было вернуть достоинство. Три года назад это было ясно всем. В противном случае ни один министерский чиновник не осмелился бы даже подумать о «знаменитом авангардисте» Могучем в связи с БДТ. Требовалось принимать радикальные меры – вот они и были приняты.

Но Андрей Могучий повел себя вовсе не как стопроцентный бескомпромиссный радикал, напротив, он сделался даже и дипломатом – зря ретрограды трусили. Никаких повальных увольнений в труппе, никаких размашистых жестов в сторону обожаемых народных артистов, ни намека на то, что пресловутое товстоноговское наследие в чем-то ограничивает творческую свободу театра. Напротив: в союзе с соратником Товстоногова Эдуардом Кочергиным Могучий довел до конца реконструкцию исторического здания (а там вместо современного оснащения сцены хотели было подсунуть липу – не вышло), в союзе с Алисой Фрейндлих выпустил первую премьеру – с красноречивым названием «Алиса». А потом за три года и еще немало спектаклей – разной художественной ценности (по другому и не бывает), но преимущественно любопытных, а в прошлом сезоне так и вовсе отменных, недаром на «Золотой Маске» случился «хет-трик». При Могучем расцвела труппа – и стала именно труппой, а не прихотливым набором талантливых и посредственных артистов, волею судеб собравшихся под одной крышей. И актеры это превосходно поняли – и потому написали президенту и премьеру письма в защиту Могучего. Алиса Бруновна Фрейндлих и вовсе пригрозила покинуть театр, если чиновники не внемлют.

А вот Олег Валерианович Басилашвили никаких писем не подписывал, потому что ему перемены, происходящие в БДТ, не близки. Мягко говоря, имеет право. Но несмотря на досужие слухи, возглавить БДТ уважаемый артист вряд ли способен – по состоянию здоровья, прежде всего.

Светлана Николаевна Крючкова, которая не скрывала своего сложного отношения к новому художественному руководству (и в предыдущей порции слухов называлась одним из претендентов на пост), в своем бенефисном «Игроке» распевая хиты Rammstein, вряд ли может посетовать на ущемление ее творческой свободы. Может – на недостаток высококлассной режиссуры. Ну так это все могут. По-настоящему хороших режиссеров в мире очень мало. Вот, кстати, в БДТ работает Андрей Могучий – считай, повезло.

Все это – качество и количество выпускаемых спектаклей, состояние здания (а у БДТ их два), творческие кондиции труппы, заполняемость зала и его состав (в БДТ пошла молодежь), финансовая стабильность, характер критических публикаций и участие коллектива в солидных фестивалях – и есть показатели качества руководства театром. С этим в БДТ Могучего все в порядке. Отчего же вдруг положение худрука сделалось неустойчивым?

Из просочившихся (слитых, попросту говоря) в прессу новостей и списочного состава «претендентов» ясно, в чем дело. Кому-то показалось, что в БДТ играют мало классики, а та, что играют, недостаточно «классическая». Да вот еще какие-то «Пьяные» на сцене, выходит и вовсе неприлично.

Это и в самом деле беда. Нет, БДТ тут ни при чем. Беда в том, что беспощадно наивная борьба с режиссерским театром – на каждом своем витке – сводится к одним и тем же заскорузлым аргументам. Ну не бывает никакой «классической классики». Бывает только бесконечность интерпретаций: некоторые из них более приятны массовой публике, некоторые – менее.

Особым почтением у зрителя, неохотно читающего пьесы, пользуется повествовательный театр 50-х годов прошлого века – там внятно рассказывали фабулу произведения (не сюжет, он уже предполагает интерпретацию) и возвышали интонацию в тех местах, где надо было хлопать. Есть ли желающие воспроизвести эту историческую аномалию? Есть. Люди пытаются. Но – таков уж парадокс времени – получается у них вместо чинной прописи разухабистый сентиментальный кабак (и отнюдь не только в забубенных антрепризах). Найдутся любители и на него – вот ведь и Сергея Безрукова кто-то рассматривал в роли спасителя БДТ.

Можно, наверное, попытаться удовлетворить разные вкусы. Просто надо очень ясно себе представлять, что именно было бы на сцене товстоноговского театра, если бы Могучего сняли.

Но этого не случилось. Контракт Могучему продлили. Бывают приятные неожиданности на свете.              

ранее:

«Хочется спросить: члены жюри «Золотого софита» видят театральные премьеры лично?»
Почему телесериал «Однажды в Ростове» стал большим событием в нашей жизни
Зачем в БДТ зрителей оставляют после спектаклей
«Песни Высоцкого оказались на территории той непроходимой пошлости, которая у нас получила гордое имя "шансон"».
«В новом фильме «Григорий Р.», Распутина принялись «отмывать добела» со всем усердием»




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...