Версия для печати
Рубрика: Культура

Как Дима Билан объяснил, в чем смысл жизни для русского человека

13/04/2016 16:00

Одновременно с появлением рекламы фильма «Герой», где бородатый Дима Билан в военной форме целует сестру милосердия, в новостях по телевизору показывали немного подзабытого Владислава Суркова, сидевшего одесную президента на переговорах с Керри.

           Так вот, Владислав Юрьевич был с бородой и практически неотличим от Билана, тем паче что оба они кавказской крови. В контексте ожиданий от фильма, который представлялся очередной беспомощной героико-патриотической пародией, Суркова можно было заподозрить в изощренном product placement. Но нет: фильм вовсе не про героев, пытающихся спасти стоящую на краю революционного безумия Россию. Фильм про любовь. Что не мешает ему быть набором чудовищных штампов госпропаганды.

Лето 1914 года, русские офицеры на пленэре играют в карты и пьют за здоровье государя императора. Один из них, фон Ливен, налакался до того, что поставил рядовому на голову яблоко и собирается повторить подвиг Вильгельма Телля. Другой, поручик Андрей Долматов (Дима Билан), выбивает пистолет из его рук. Как впоследствии выяснилось, подстраховался он не зря: фон Ливен редкостный мазила и не сможет в середине фильма попасть с такого же расстояния уже в самого этого солдата, когда тот станет красным лазутчиком. Офицеры ругаются почти до дуэли, все это видит княжна Вера, в поместье которой офицеры и бухают (впрочем, сами они не знают, где находятся). Вера и Долматов влюбляются друг в друга.

Не будем придираться к деталям, хотя совершенно невозможно понять, почему Долматов, отрекомендовавшись поручиком лейб-гвардии Конного полка, является на бал к Вере в гусарской форме. Видимо, потому, что гусарская форма красивее. В фильме только одна батальная сцена, минимум натурных съемок: скудость бюджета и сценария просто не дали авторам возможности сделать большое количество ляпов.

Параллельный сюжет. Наши дни, Дима Билан работает в гараже автомехаником, к нему приходит бритый барыга (Александр Балуев) и говорит: надо поехать в Париж к старой белоэмигрантке, которая продает свой «Руссобалт». Ей кто-то сказал, что вы лучший специалист по старинным автомобилям. Даром что работаете в гараже, перекрашивая ворованные иномарки. Так вот, «Руссобалт» надо оценить не дороже, чем в 300 тысяч евро. Но он же стоит миллионы, возмущается Дима. Барыга предлагает в благодарность выкупить и подарить Диме гараж, и парни бьют по рукам. Но вы не думайте, наш Дима не из этих.

Этот же барыга, но уже с бородой, в 1917 году является Михаилом Терещенко – историческим персонажем, крупным банкиром и министром Временного правительства. Почему из всех либералов того времени на роль главного злодея был избран именно Терещенко – загадка. Настоящий Терещенко внешне не имел ничего общего с Балуевым и к числу яростных нелюбителей монархии не относился. Однако именно ему суждено быть в фильме собирательным образом раскачивателей лодки.

Когда честные люди, узнав об отречении государя, хватаются за сердце и умирают от инфаркта, Терещенко произносит исполненные пафосом слова, что теперь-то они, демократы, придут к власти и дадут народу свободу. Пафос этот  нарочито лжив ровно настолько, чтобы даже самый тупой зритель понял: этих либералов интересует не благо родины, а власть и деньги.

Потом, уже в 1918 году, мы снова встречаем Терещенко. Самое начало Гражданской войны, знаменитый Ледяной поход Добровольческой армии. Белый офицер Дима Билан вступает в неравный бой с красным драконом, разбуженным Терещенко и ему подобными. И встречает Терещенко на Кубани, в станице Егорлыкской. Тот едет в Париж. Из Петрограда в Париж через Кубань, сквозь занятые красными, украинцами и немцами территории, сквозь линию фронта на Западе! В собственном вагоне с двуглавым орлом! И он таки доедет. Эти либералы такие пройдохи!

Однако тут зрители оказываются в идеологическом тупике: понятно, что Терещенко и Ко – подлецы, но кто же тогда демонстрирует правильную линию поведения? Старшая сестра Веры княжна Ирина, говорящая с легким акцентом и презирающая Терещенко за его подлое происхождение? Вряд ли. Значит, Дима Билан, который без моральных терзаний просто умирает за родину. Умереть за родину без вопросов – вот смысл жизни для русского человека. Правда, родина немного идеологически подправлена. Так, сообщая о начале войны, русский офицер кричит: «Ура, теперь Россия помирит все народы Европы!» В самом деле, не кричать же ему в соответствии с исторической правдой: «Ура, теперь Россия освободит братские славянские народы! Победа славянству, смерть германизму!» Публика не поймет. То ли дело – Россия будет воевать за мир во всем мире. Дешево и сердито.

Справедливости ради скажем, что в фильме есть и по-настоящему надрывные сцены. Так, после долгой разлуки Андрей Долматов в госпитале встречает Веру, ставшую сестрой милосердия. Тут же на носилках приносят его раненного товарища (он одновременно Верин родственник). В неописуемой тревоге они провожают его до дверей операционной, после чего бегут на чердак предаваться страсти. Но в тот самый момент, когда должна была начаться порнография, стучат в окно чердака и сообщают: «Молоденький офицер умер». В общем, секс не состоялся. Нетрудно представить себе, как горько восприняли этот облом герои. Вот подлинный и единственный трагизм фильма! Впрочем, с одной девушкой наш герой все-таки переспит. Но по ошибке, в бреду приняв ее за Веру. Так Дима Билан-офицер станет дедушкой Димы Билана-автомеханика. (А вы думали, это терминатор из будущего прилетел? Фиг вам!)

Но все это мелочи на фоне главной ошибки: выбора героя. И дело не в актерских способностях. В образе автомеханика, путешествующего по Парижу, Дима Билан смотрится органично, и форма бойца кадыровского спецназа была бы ему к лицу. Но форма белого офицера на нем так режет глаз своей чужеродностью, что шансов на серьезное восприятие фильма уже не остается.

И да – русский офицер и дворянин (как он сам представлялся в фильме) Андрей Петрович Долматов крестится рукою в перчатке.            

Антон МУХИН

Полная версия материала: http://www.online812.ru/2016/04/13/008/