16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

9 ответов на сложные вопросы про археологов

01/06/2016

„то такое современный российский археолог, где он копает, что находит и как зарабатывает деньги. Ќа эти сложные вопросы Ђ√ороду 812ї помогали найти ответы ќльга ўеглова, старший научный сотрудник ќтдела слав€но-финской археологии »нститута истории материальной культуры (»»ћ ) –јЌ, доцент кафедры археологии —ѕб√”, и —ергей Ѕелецкий, ведущий научный сотрудник ќтдела слав€но-финской археологии »»ћ  –јЌ, доктор исторических наук, которые периодически спорили друг с другом.


          1. „то такое археологи€?

јрхеологи€, осторожно формулируют специалисты, – это специальна€ дисциплина, котора€ изучает прошлое, опира€сь на материальные древности, остатки человеческой де€тельности. Ќаткнутьс€ на археологический пам€тник вроде погребени€ “утанхамона и даже раскопать его может любой человек, но это не будет ни исследованием, ни наукой. Ќужны специальные знани€ и усили€, чтобы пон€ть, с чем мы имеем дело.

— середины ’I’ века считалось: объектом археологии может быть все, что создано в допетровскую эпоху, и не позже. Ётот вопрос  был предметом специального обсуждени€ в ѕетербургском археологическом обществе. ѕутем голосовани€ тогда было прин€то решение считать концом древней русской археологии 1700 год.

ћногие современные археологи и сейчас признают именно эту дату в качестве верхнего рубежа археологических знаний, забыва€ о том, что 1700 год отсто€л от голосовани€ всего на полтора столети€. ј от сегодн€шнего дн€ на полтора столети€ отстоит середина XIX века.

«—ейчас верхней границей археологии следовало бы признать начало царствовани€ јлександра II, – говорит —ергей Ѕелецкий. – ’от€, на мой взгл€д, интересы археологии следует распростран€ть и на древности ’’ века».

ќльга ўеглова с этим не согласна: археологи€ начинаетс€ там, где мы перестаем понимать прошлое. —кажем, исследовани€ захоронений ¬торой мировой войны – это  не предмет археологии, потому что идентификаци€ погибших и перезахоронение с почест€ми не став€т никаких научных задач.

«¬ одном раскопе в ѕскове мы исследовали остатки постройки XVII века, в которой, по рассказам стариков, в первые послевоенные годы содержали лиц, арестованных работниками Ќ ¬ƒ, – не соглашаетс€ в свою очередь Ѕелецкий. – » в сло€х, датированных концом 1940-х годов, были найдены многочисленные обрывки колючей проволоки. ¬от и археологическое подтверждение недокументированных рассказов о существовании в центре города островка √”Ћј√а.   чему € это говорю? ”бежден, что археологически надо изучать не только древности, но и пам€тники новой и новейшей истории».

2. ¬озможны ли археологические сенсации в –оссии?

 онечно. ¬от самый свежий пример. ƒоктор наук ќлег Ўаров в €нваре-феврале 2016 года нашел на “амани поселение с достаточно сложной и глубокой водосборной системой VIII–VII веков до н. э. Ёто насто€щее научное открытие, потому что принадлежало поселение археологической культуре, предшествовавшей в тех кра€х греческой колонизации. –анее считалось, что первые колонисты зан€ли в районе современной  убани пустовавшие земли.

3.  Ќа чьи средства ведут раскопки научные археологи?

” »»ћ  –јЌ в последние дес€тилети€ нет возможности строить самосто€тельную политику в полевых исследовани€х, в отличие, например, от Ёрмитажа.  “ем не менее небольшие исследовательские экспедиции существуют на средства грантов научных фондов, пожертвовани€, целевые программы ѕрезидиума –јЌ. √ранты получают обычно инициативные проекты конкретных ученых. 

«Ќо это небольшие деньги, – уточн€ет ќльга ўеглова. –  роме того, существует р€д  дурацких и унизительных ограничений в их использовании, св€занных с тем, что институт – бюджетна€ организаци€. —егодн€ можно брать на работу в экспедицию  коллегу из соседнего отдела, завтра – нельз€, вчера можно было приобрести оборудование или заключить договор на проведение геофизических исследований, а  сегодн€ – нет, и так дальше. ћногие коллеги участвуют в коммерческих работах отдела охранной археологии, с тем чтобы заработать деньги на свои собственные полевые исследовани€: приобрести небольшую, но крепкую экспедиционную машину, купить палатки.  “ак поступаем не только мы: знаменита€ √нЄздовска€ археологическа€ экспедици€ ћ√” ведет сейчас  сетевой краудфандинг – собирает средства на покупку подержанного прибора дл€ современной  топосъемки.  я тихо радуюсь, что в —ѕб√” это оборудование закупить успели, но откладываю деньги на его поверку и ремонт».

4. „то такое коммерческа€ археологи€?

«ѕризнаем честно, – говорит —ергей Ѕелецкий, – стройна€ система получени€ нового знани€ – это идеальный вариант научной археологии. “акой программы никто у нас сейчас позволить себе не может. “еперь любые поисковые работы св€заны с хоз€йственной де€тельностью. ѕрокладываютс€ газопровод или шоссе, проектируетс€ дом с подземным гаражом, планируетс€ создание водохранилища. » всем этим работам должны предшествовать археологические изыскани€, чтобы вы€вить в пространстве, отведенном под хоз€йственное освоение, пам€тники, которым грозит уничтожение. » раскопать их».

¬ постсоветской –оссии в  1990-е и в начале 2000-х возникло много самосто€тельных лабораторий, и казалось, что они могут конкурировать между собой, подобно, например, архитектурным мастерским.  ¬ них работали в основном профессиональные археологи, а не очень большие заказы поступали от органов охраны пам€тников на обследование древних поселений и могильников и составление археологических карт. ћногие из возникших тогда лабораторий продолжают жить до сих пор, превратившись в јЌќ, Ќѕ.  “е, кто осталс€ на плаву, научились участвовать в конкурсах и тендерах.

— другой стороны, в академических институтах в нефт€ные годы развились и возникли отделы охранных раскопок. —ейчас это большие производственные структуры, способные организовать сеть экспедиций по всей стране. ¬ это же врем€ зан€тие охранной археологией стало приносить очевидную прибыль, и тогда р€дом с научными по€вились коммерческие фирмы и фирмочки, ориентированные исключительно на получение этой прибыли. ¬ них оседали люди, зачастую не имевшие профессионального образовани€, некогда работавшие на раскопках в лучшем случае лаборантами, но заказов было много, профессионалов – мало… 

»ногда дело  заканчивалось большим скандалом, рассказывает ќльга ўеглова. ќколо года назад в прессе было много сообщений о решении ѕушкинского районного суда в отношении коммерческой фирмы «Ќѕ‘ √амас», выполн€вшей многочисленные заказы на археологические исследовани€ перед строительными работами. ‘ирма была оштрафована  на 66 млн руб. за то, что в 2011 г. без производства каких-либо работ дала добро на уничтожение курганной группы яскелево в √атчинском районе, а отчет представила фальшивый. Ќесмотр€ на то что в этом вопиющем случае «√амас» поймали с поличным, рассмотрение дела шло 4 года, и € не знаю, вступил ли приговор в силу.

«¬ услови€х сегодн€шнего кризиса по€вл€етс€ весьма реальна€ опасность того, что дешевые, но непрофессиональные услуги «зачистки территории от археологических объектов в минимальные сроки» будут востребованы», – говорит —ергей Ѕелецкий. 

5. √де учат на археологов?

√лавные центры с отдельными кафедрами археологии – в ћ√” и —ѕб√”, очень сильные развивающиес€ школы в Ќовосибирском университете и в  азанском, школы с традици€ми существуют в ¬оронеже, »жевске, ѕерми и дальше на восток:  емерово, “юмень, “омск и т.д. ¬ 80-е и 90-е годы во многих вузах возникли археологические лаборатории и музеи, но специальные программы есть лишь в крупных университетах.

—ейчас —ѕб√”  набирает шесть бюджетных студентов на бакалавриат. «’орошо, если мы доведем их всех до диплома», – говорит ќльга ўеглова.

 «¬ школе € был троечником. Ќо профессионально ориентированным: в экспедиции ездил с отцом с 8 лет», – рассказывает о своем пути в археологию доктор наук Ѕелецкий.

—ейчас доктор Ѕелецкий мог бы и не попасть в университет. ѕри поступлении учитываетс€ только ≈√Ё, а не мотиваци€ абитуриента.

«” нас нет выбора: мы должны брать на бакалаврскую программу вчерашних школьников, получивших высокий проходной, балл ≈√Ё. ћы не встречаемс€ с ними на вступительных экзаменах (их теперь нет), не проводим собеседований, не можем повли€ть на зачисление, – говорит ќльга ўеглова. – — одной стороны, это демократично и справедливо по отношению к талантливым реб€там из провинции. Ќо есть и друга€ сторона: тестова€ уравниловка значительно затрудн€ет путь в образование профессионально ориентированных реб€т, которые занимались в археологических клубах и уже участвовали в раскопках. „асто они слабее сдают ≈√Ё и отсеиваютс€».

ќсобенно скверно, считает ўеглова, что та же система общих требований перешла и на следующий этап профессионального образовани€, в магистратуру: археологическое направление  в –оссии традиционно развиваетс€ в рамках исторического образовани€. “ак что даже если ты прослушал курсы четвертичной геологии, антропологии, археологии каменного века и много еще чего, все равно, сдавать придетс€ анонимное эссе по истории, скажем, ¬торой мировой войны… » оно, возможно, будет слабее, чем у историка новейшего времени, а приобретенные специальные знани€ пока в расчет никто не возьмет.

Ѕолонска€ система, примененна€ в –оссии, тоже вызывает нарекани€.

«—мысл болонской системы, – говорит Ѕелецкий, – сокращение объема лекционных зан€тий и значительное увеличение объема индивидуальных зан€тий преподавател€ со студентом: преподаватель дает задание, студент его выполн€ет, преподаватель  провер€ет и затем обсуждает со студентом качество выполнени€.   сожалению, наше ћинистерство образовани€ заимствовало из болонской системы только идею сокращени€ лекционной нагрузки, а вот увеличение количества часов дл€ индивидуальной работы преподавател€ со студентом не предусмотрело. ѕолучилась не болонска€ а болванска€ система. ѕри нынешней исходно слабой подготовке абитуриентов, когда приходитс€ тратить врем€ на повторение школьной программы, сокращение объема лекционных зан€тий – удар по профессиональной подготовке студентов».

«¬ существующем виде бакалавриат сломал хребет обучени€ археологии, – считает ўеглова. – „етыре года студенты учатс€ в основном как историки и не получают насто€щего объема знаний по археологии «из рук в руки». ¬ магистратуре на одной скамье оказываютс€ бакалавры-экономисты, которые вдруг осознали свое призвание, и бакалавры-историки, изначально затачивавшие себ€ под археологов. ”ровень специальных знаний у них оказываетс€ очень разным». 

Ќо самое страшное, по версии специалистов, что практически везде ликвидировано вечернее археологическое образование. Ёто плохо, потому что археологи€ во многом ремесло, тут проблема та же, что с инженерной подготовкой: можно много знать, но ничего не уметь. «Ѕыло врем€, когда наши археологические научные институты почти полностью рекрутировались из людей, работавших лаборантами и одновременно получавших вечернее образование. “огда веро€тность ошибки в выборе профессии была практически исключена», – говорит ќльга ўеглова.

6. √де будут работать выпускники?

ѕримерно 70 человек из 100, выпущенных в последние годы, устроились на работу по специальности, во вс€ком случае, с археологией не порвали, утверждает ўеглова. ќсновной «потребитель» выпускников —ѕб√”, как ни странно, Ёрмитаж, археологов в разные отделы туда пришло уже больше, чем в профильный академический »»ћ .   роме этих двух мест выпускники устраиваютс€ в музеи, библиотеки, в органы государственной охраны пам€тников и идут преподавать.

7. —колько времени археолог проводит в раскопе?

 ѕрактикующие археологи разные. ≈сли специалист задействован в спасательных раскопках (т.е. на месте будущих строек), то в поле он проводит обычно больше двух мес€цев в год и в любой сезон. Ётому предшествует период подготовки – научного обосновани€ проведени€ разведок или раскопок, подготовки к выезду. ѕосле раскопок – несколько этапов полевого отчета, камеральной обработки, реставрации и всевозможного исследовани€ материала.

Ќужно отдать должное, говор€т наши собеседники, тем немногим археологам, которые со всем этим справл€ютс€, и у них еще хватает воли и сил, чтобы вести собственные научные исследовани€. Ќо таких  мало, хот€ это ученые разных поколений.

ќсновна€ часть коллег, посто€нно ведущих охранные работы, станов€тс€ археологами-производственниками. ќни овладевают методиками раскопок и фиксации, приобретают кругозор, позвол€ющий работать с пам€тниками разных культур и эпох, но исследовательских задач перед собой не став€т.

«≈ще одна часть сотрудников, в основном старшего поколени€ (а таких в академических институтах большинство), от полевой де€тельности отходит совсем или сокращает ее до минимума, – говорит Ѕелецкий. – ќсновна€ задача этих исследователей – обработать и ввести в научный оборот материалы раскопок прошлых лет, завершить давние проекты, под новым углом зрени€ рассмотреть старые материалы».

8 .„ем западные археологи отличаютс€ от наших?

«ћы страшно переживаем, если из наших шести бакалавров кто-то не пойдет или не пройдет в магистратуру, – говорит ќльга ўеглова. – ј в ≈вропе крупные университеты готов€т по сотне бакалавров-археологов, из них в магистратуру попадают единицы, редко дес€ток. “о есть на самом первом этапе идет жесткий отбор. Ќо и это не обеспечит им работу в дальнейшем. ќни вступают в конкурентную борьбу за гранты. » почти все мен€ют специализацию, ориентиру€сь на то, что востребовано.

¬месте с нами в отделе »»ћ а работает наш коллега из √ермании …енс Ўнеевайс, он получил грант фонда √умбольта. ƒолго занималс€ археологией —ибири, ездил в поле, писал статьи. «атем изучал раннеслав€нские пам€тники на Ёльбе,  работал в Ѕелоруссии. Ќо получив грант, зан€лс€  российским —еверо-«ападом, теперь два года будет работать у нас. Ёто нормальна€ карьера специалиста».

9.  ак с доходами у археологов?

— доходами – плохо. Ћибо они приличные, но нестабильные, либо посто€нные, но мизерные. ” выпускника будут проблемы. ћы все работаем в нескольких местах. Ќо в большинстве случаев археологи работают за интерес, а не за деньги.

ћихаил јртамонов, знаменитый археолог, директор Ёрмитажа, как-то сказал: «јрхеологи€ – это професси€ дл€ идиотов и энтузиастов, потому  что если ты не энтузиаст, то ты идиот».             

¬адим Ў”¬јЋќ¬



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru