16+

Новости партнёров

Lentainform

Как музеи решают проблему очередей

02/06/2016

Как музеи решают проблему очередей

Приближается лето. Толпы жаждущих общения с прекрасным туристов двинутся на петербургские музеи. «Город 812» выяснял, как самые популярные из них решают проблему очередей. И может ли рассчитывать индивидуальный турист за доплату на индивидуальное обслуживание.


          Эрмитаж

В пик туристического сезона Эрмитаж принимает около  25 тысяч человек в день. За лето это примерно 2 миллиона посетителей. По нормам противопожарной  безопасности, в музейном комплексе на Дворцовой набережной не должно находиться одновременно более  7 тысяч человек.

Но даже при таком количестве посетителей летом в залах Эрмитажа наблюдается вавилонское столпотворение, когда туристы-индивидуалы пытаются просочиться сквозь плотный поток разноязыких групп, чтобы хоть что-нибудь увидеть.

В музее обдумывают несколько вариантов решения этой проблемы. Введение сеансов представляется нереализуемым, если учесть масштабы Эрмитажа: на то, чтобы «изгнать» публику, потребуются часы. Более реалистичным, хотя тоже очень сложным, представляется раздельное посещение музея экскурсиями и индивидуалами. Например, группы идут только утром и вечером, отдельные туристы  занимают середину дня.

Несколько лет назад в музей пригласили математиков, которые разрабатывали модели разделения потоков групп и индивидуалов. Известно, что основная часть групп двигается в Эрмитаже по стандартному маршруту: парадные залы, Леонардо, Рембрандт. Примерно это же смотрят и большинство отдельных туристов. Зная это, можно запустить группы и индивидуалов по разным дорогам. По разным причинам работа с математиками не имела продолжения, но идея осталась. Возможно, музей к ней вернется.

В целом Эрмитаж исходит из двух вещей. Первая: очередь в музей – нормальное явление. В высокий сезон мировое культурное наследие привлекает повышенное внимание туристов. Вторая: задача музейных служб, которые занимаются туристами, – создать широкую линейку предложений, которые позволят избежать стояния в  очередях.

Интернет-продажи с отдельным входом стали важным шагом в этом направлении (Эрмитаж открыл долгожданный вход в музей из Шуваловского проезда, где пропускают купивших билеты через Интернет). Сейчас на билете указана только дата посещения музея. Но известно, что самый больший поток приходится на утренние часы, поэтому, если спрос будет расти, Эрмитаж готовит вариант продажи билетов партиями с указанием точного времени запуска в музей. 

Еще один вариант разделения потоков – продажа билетов по 400 и 600 рублей. Российские граждане имеют право на льготу, но если не хотят стоять в очереди, могут добавить две сотни и купить билет в автомате в Большом дворе Зимнего дворца. Летом для обладателей 600-рублевых билетов открывается вход с Салтыковского подъезда. 
Несмотря на рост индивидуального туризма, как отечественного, так и зарубежного, более трех четвертей посетителей Эрмитажа – организованные туристы. Для них предусмотрены утренние и вечерние посещения (цена определяется договором с турфирмой), экскурсии с живой музыкой в залах, знакомство с реставрационными мастерскими и т.д.

Для малых групп до семи человек можно заказать индивидуальную обзорную экскурсию за 5 тысяч рублей.

Царское Село

Из наиболее востребованных туристами музеев «Царскому Селу» труднее всего. Вся масса туристов обрушивается на   Екатерининский дворец с его Янтарной комнатой. В высокий сезон 2015 года в музее-заповеднике было зафиксировано около 3 млн посещений.

Екатерининский дворец посетили 1,2 млн человек. Это предельно возможное число посетителей для дворца.

По заключению НИИ стандартизации музейной деятельности по результатам исследования пропускной способности экспозиционных помещений Екатерининского дворца, его максимальная пропускная способность – 900 человек в час. Дальнейший рост посещаемости создаст угрозу безопасности пребывания посетителей, приведет к ухудшению условий хранения экспонатов и качества предоставляемых услуг.

В предыдущие годы приезжавшие в музей в летний период одиночные туристы, желавшие посетить Екатерининский дворец, должны были сначала приобрести билеты в парк, а затем, простояв в другой очереди и попав в вестибюль дворца, покупать билет во дворец и идти на экскурсию.

В 2015 году музей полностью изменил логистику прохода одиночного туриста во дворец, чтобы избавить его от необходимости стоять в двух очередях. Были введены сеансы, исходя из пропускной  способности дворца, билеты во дворец продавались уже на входе в парк.

Но введя новую систему, музей столкнулся с беспрецедентной спекуляцией билетами во дворец. Все обращения в РУВД, прокуратуру, миграционную службу, правительство Петербурга, к сожалению, не дали положительных результатов. Спекуляция происходит вне территории музея-заповедника, и хотя сотрудники охраны музея постоянно дежурили около касс, они не имеют полномочий на задержание спекулянтов.

Чтобы пресечь спекуляцию, в 2016 году музей вынужден вернуться к прежней системе продажи билетов. Посетители также могут заранее покупать электронные билеты на сайте музея.

Что касается организованных туристов, то в системе бронирования онлайн в высокий сезон возможно забронировать экскурсии в Екатерининский дворец для 5100 человек в день. Турфирмы направляют заявки и согласовывают дату и время посещения группы.

Петергоф

В Петергофе, лидере по посещаемости среди петербургских музеев (5,2 млн туристов), две трети посетителей составляют индивидуалы. В Большом дворце могут побывать не более 6 тысяч человек в день.

Чтобы избежать толп у входа в музей, придумана экскурсия из Нижнего парка в парк Александрия на паровозике, а также экскурсия на электрокарах к самым живописным фонтанам. 

В  Петергофе выделены отдельные кассы для обмена ваучеров онлайн-билетов на входные билеты в Большой Петергофский дворец и Нижний парк.

В высокий сезон в Большом дворце администратор на входе формирует группы, которые с интервалом в 5 минут проводит по залам экскурсовод. Экскурсионное обслуживание этих групп входит в стоимость билета.

На вопрос «Города 812», возможна ли продажа более дорогих  билетов, чтобы пройти без очереди, Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф», отвечает отрицательно: «В условиях  переполненных  анфилад  Большого дворца, где идет сплошной людской поток,  организовать проход вне экскурсионных сеансов  или  провести короткую  экскурсию для тех, кто не располагает временем, практически  невозможно. По этой же причине в высокий сезон невозможно поставить на поток экскурсии для групп в несколько человек».

Используя мировой опыт, музей разработал мобильное приложение – экскурсию, которую можно услышать из собственного телефона. Но пока люди упорно стремятся к общению с живым и компетентным экскурсоводом.                 

Вадим ШУВАЛОВ

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...