16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

60 лет назад в Ёрмитаже показали ћатисса...

10/06/2016

60 лет назад в Ёрмитаже произошло событие, которое стоит отметить особо: с 21 апрел€ по 25 окт€бр€ 1956 года, в самый разгар Ђоттепелиї, в музее была открыта временна€ выставка Ђ»скусство ‘ранции XII Ц ’’ веков (из собраний музеев ———–)ї. ѕосетители увидели то, что до этого увидеть не могли в силу идеологических запретов, Ц картины французских импрессионистов и постимпрессионистов, ранее спр€танные в фондах.


            ¬ыставка стала событием мирового значени€, о ней писали на «ападе. ¬ ———– писать о ней было практически запрещено, во вс€ком случае, ничего, кроме маленькой информационной заметки в местной газете, опубликовано не было. ƒл€ «оттепели» это было закономерно: политические метаморфозы, которые инициировал ’рущев в борьбе за власть, были невозможны без соответствующего идеологического обеспечени€, однако новации в этой сфере пугали руководство. ќтсюда непоследовательность и противоречивость.

Ќо все-таки, в отличие от русского авангарда, который старательно пр€тали в закрытых фондах –усского музе€ и “реть€ковской галереи до конца 1980-х годов, французское искусство начала ’’ в. начали показывать в ћоскве и Ћенинграде вскоре после смерти —талина, причем еще до разоблачений ’’ съезда  ѕ——. ѕосле сталинизма страна оказалась в состо€нии культурного одичани€, которое определили, с одной стороны, борьба с так называемым «формализмом» (пики которой пришлись на 1936 и 1947–1948 годы), с другой стороны, ксенофоби€, котора€ выразилась в борьбе с «космополитизмом». ¬ живописи все это привело, в частности, к закрытию в ћоскве в 1948 году ћузе€ нового западного искусства, где находились картины, реквизированные из собраний ўукина и ћорозова (после закрыти€ картины распределили между Ёрмитажем и ћузеем изобразительных искусств им. ј.—. ѕушкина, но не дл€ экспонировани€, а дл€ содержани€ в закрытых хранилищах). ѕод полным цензурным запретом оказались импрессионизм, постимпрессионизм и кубизм.

Ёлен Ћазарефф и чердак Ёрмитажа

» вот в 1955 году ситуаци€ начинает мен€тьс€. ¬ залах Ёрмитажа постепенно по€вл€етс€ кое-что из запрещенного ранее. ≈стественно, что в услови€х «холодной войны» большой интерес к процессу про€вл€ет «апад. ¬ Ёрмитаж едут «сталкеры», и первой из известных оказалась ≈лена Ћазарева (Hélène Gordon-Lazareff, 1913–1988), французский журналист, основательница и издательница знаменитого журнала дл€ женщин Elle.

≈лена была дочерью табачного магната из –остова Ѕориса √ордона, который во врем€ революции эмигрировал из –оссии во ‘ранцию. ≈е биографи€ – материал дл€ отдельной статьи, в данном случае существенно другое: вместе с мужем (тоже выходцем из –оссии) она в 1954 году совершила путешествие в ———–, итогом чего стала их книга «L’U.R.S.S. à l’heure Malenkov» («———–: ¬рем€ ћаленкова»), изданна€ в ѕариже, а потом в Ћондоне под другим заглавием – «—оветский —оюз после —талина». ќдновременно она написала статью «L’U.R.S.S. inconnue» («Ќеизвестный ———–») в журнале Le Nouveau Femina (1954. N 5), директором которого была сама √ордон-Ћазарева. Ќа статью обратил внимание издававшийс€ в ѕариже журнал Preuves, после чего эту статью перевел американский Look. ¬ американском издании (тираж которого в 1954 г. составл€л 3,7 млн экземпл€ров) ее стать€ называлась «—окровища искусства, найденные в –оссии на чердаке» и рассказывала о том, что французский модернизм в основном спр€тан в Ёрмитаже на чердаке, а не представлен в экспозиции.

≈стественно, такое утверждение было преувеличением, вызванным потребност€ми пропаганды: лофт в Ёрмитаже не использовалс€, а «чердаком» было названо фондохранилище на третьем этаже. ¬ остальном же √ордон-Ћазарева была совершенно права.

Madam Lazareff, в частности, сопоставила число картин французских художников в открытой экспозиции и в фонде (в Ёрмитаже употребл€лс€ термин «картинохранилище»). “ак в закрытом от посетителей музе€ хранении она насчитала 30 картин ћатисса, 8 или 9 работ —езанна, 12 – ѕикассо, 15 – √огена, 6 – ¬ан √ога, картины јнри –уссо, портреты ƒерена, ћориса ƒени, ћодиль€ни (в Ёрмитаже его картин не было), ¬ламинка, ”трилло, всего 300 картин, написанных не позднее 1913 года.  алькул€ци€ не была точной, хот€ тенденцию √ордон-Ћазарева уловила верно. Ќа самом деле в Ёрмитаже хранилось 116 произведений ћатисса (включа€ скульптуру и графику), а в зале было выставлено 13 живописных работ (но не самых характерных и известных); хранилось 14 картин јндре ƒерена, а в экспозиции была всего одна. »з 39 работ ѕикассо экспонировалось 5, из 19 картин √огена – 6, из 11 —езанна – 8, из 9 ƒега – 2.

» вот на эту статью резко отреагировал директор Ёрмитажа ћихаил јртамонов, который в 1955 году написал отповедь « леветнические измышлени€ американского журнала». ќпубликована эта отповедь не была: возможно, в редакции «—оветской культуры» она уже показалась анахронизмом. —тать€ јртамонова – характерный документ переходного времени «оттепели».

« леветнические измышлени€ американского журнала»

«Ќедавно в американском журнале «Look» по€вилась стать€ под ошеломл€ющим заглавием: «—окровища искусства, найденные в –оссии на чердаке». ¬ ней живописуетс€, как нека€ ≈леонора √ордон-Ћазарева, издательница парижского журнала дл€ дам, посетив √осударственный Ёрмитаж в Ћенинграде, «открыла» в темных и пыльных чердачных хранилищах музе€ бесценные художественные сокровища, которые большевики скрывают от народа, чтобы не подвергать его тлетворному воздействию западной культуры.

–ечь идет о наход€щихс€ в Ёрмитаже картинах художников конца XIX – нач. ’’ вв.: ƒега, ¬ан-√ога, ћатиса (так! – ћ.«.), ѕикассо. ÷ветные воспроизведени€ некоторых из них помещены в журнале с кричащими подпис€ми, изобилующими восторженными похвалами этим картинам и «€звительными» замечани€ми по адресу большевиков, которые лишают народ возможности любоватьс€ шедеврами красоты. <…> ѕрежде всего, несколько слов о пыльном, темном чердаке, в котором были «открыты» шедевры новой западноевропейской живописи. Ёто наход€щеес€ на третьем этаже, а не на чердаке или мансарде светлое, просторное, благоустроенное картинохранилище, оборудованное выдвижными щитами, на которых помещены картины, по тем или другим причинам не включенные в экспозиции. <…> “акой музей, как Ёрмитаж, никогда не может выставить все свои фонды дл€ всеобщего обозрени€, да этого и не требуетс€ <…>. ¬ насто€щее врем€ на выставке нового французского искусства в 4 залах помещено только картин, не счита€ гравюр, офортов, автолитографий и скульптур: ћоне – 6, ƒега – 2, –енуара – 5, ѕиссаро – 2, —исле€ – 3, —езанна – 8, √огена – 6, ћарке – 6, ¬ей€ра – 2 (правильно: ¬юйар. – ћ.«.), ƒерена – 1, Ѕоннара – 2, ћатиса – 13 и ѕикассо – 5 экземпл€ров.  роме того, 3 картины ¬ан-√ога наход€тс€ на выставке бельгийского искусства».

јртамонов имел в виду скромную посто€нную экспозицию «»скусство ‘ранции XV – начала ’’ вв.», на которой в залах 111–112 были представлены ћоне, –енуар, —езанн, √оген, ћарке, а в залах 113–114 – “улуз-Ћотрек, —тейнлен, ћатисс и ѕикассо докубистического периода.

ѕосле этого јртамонов отметил, что в картинохранилище допускают специалистов – искусствоведов и художников, надо лишь получить разрешение, как получила его на общих основани€х и √ордон-Ћазарева. ќднако открыто выставл€ть весь западноевропейский модернизм нет необходимости, поскольку советские посетители все равно отдают предпочтение Ћеонардо да ¬инчи, –афаэлю, “ициану, –убенсу, –ембрандту, ƒелакруа,  оро, так как наход€т в них глубокое содержание, равного которому по силе, выразительности и человечности в произведени€х упом€нутых Look художников нет и не может быть.

«»менно поэтому на выставках наших музеев не показываютс€ произведени€ кубистического и абстрактного искусства как вовсе лишенные содержани€ и не вызывающие у наших посетителей так же, как и у всех психически здоровых людей по обе стороны границы… ничего, кроме удивлени€ и досады. ѕропагандировать это, с позволени€ сказать, искусство миллионам посетителей Ёрмитажа было бы по меньшей мере глупо. ѕусть оно остаетс€ досто€нием узкого круга пресыщенных гурманов, извращенный вкус которых вовсе не €вл€етс€ нормой дл€ здоровых людей». ƒалее следовал финал статьи, сплошь составленный из пропагандистских штампов.

“аким образом, от полного запрета к 1955 году пришли к запретам выборочным. ѕотому что разрешить всЄ – это было просто немыслимо.

ƒо и после ’’ съезда

ќднако «крот истории» свою работу продолжал, и в окт€бре 1955 года в ћоскве, в ћузее изобразительных искусств им. ѕушкина открылась выставка французского искусства XV–XX веков. Ёто было эпохальное событие в художественной жизни ———–.  ак писал корреспондент американского журнала, «студенты художественных вузов часами сто€ли в очереди в морозную погоду перед московским ћузеем им. ѕушкина и покидали выставку, гуд€ от возбуждени€, вызванного тем, что они увидели».   

¬ советской печати событие уже не интерпретировалось как идеологическа€ диверси€ врагов народа. ќбразцы «буржуазного упаднического искусства» решились продемонстрировать публике, однако автор статьи в «—оветской культуре», известный искусствовед, получивший ответственное пропагандистское задание, был вынужден указать на идейную ограниченность импрессионистов и сурово отчитать постимпрессионистов, пошедших в противоположную от реализма XIX в. сторону, все за тот же «формализм»: «”частниками выставок импрессионистов были —езанн и √оген, но они пошли по пути абстракции, отвлеченности от реальной жизни, который (так! – ћ.«.) привел в тупик буржуазное искусство. ‘ормализм наложил печать на творчество таких больших мастеров, как ћатисс и ѕикассо <…>. Ѕолее п€тидес€ти лет во французском искусстве господствовал формализм <…>»**.

»мпрессионизм если и одобр€лс€, то в вариантах не радикальнее ««автрака на траве»  . ћоне и «ƒевушек в черном» ќ. –енуара***.

ѕосле ’’ съезда Ёрмитаж сделал еще один шаг вперед. Ѕыла открыта временна€ выставка «»скусство ‘ранции XII – ’’ веков (из собраний музеев ———–)», котора€ занимала 56 залов****.
«¬ыставка ‘ранцузского искусства XII – ’’ вв., размещенна€ в 51 зале (так! – ћ.«.) II и III этажей. ќткрыта 20 апрел€ с.г. ¬ св€зи с организацией французской выставки XII – ’’ вв. проведена больша€ подготовительна€ работа, а именно: а) —вернута экспозици€ французского искусства XV – ’’ вв. в 34 залах, из них в 17-ти производилс€ ремонт. б) —вернута выставка немецкого искусства XV – XVII вв., в 6-ти залах и в 4 залах XVIII – XIX вв. в) —вернута выставка Ўведского и ƒатского искусства XVII – XIX вв. в 3-х залах. г) „астично свернута выставка искусства средних веков»*****. ќтдел западно-европейского искусства (заведующий отделом ¬.‘. Ћевинсон-Ћессинг) подготовил путеводитель по выставке и каталог.

Ёта выставка стала эпохальным событием в жизни Ёрмитажа в постсталинскую эпоху.  огда в 1956 г. в ———– на рекогносцировку приехал јльфред Ѕарр, первый директор (1929–1943) нью-йоркского ћузе€ современного искусства (ћоћј), он съездил в Ћенинград и посетил Ёрмитаж. ¬скоре отчет об этом по€вилс€ в американском журнале.

«¬ течение многих дес€тилетий художественные эксперты по всему миру стремились пройти сквозь железный занавес и самим увидеть, что находитс€ на стенах ленинградского прославленного, широко раскинувшегос€… Ёрмитажа»******.  ак писал далее анонимный автор Time, Ѕарр «прошлой весной (т.е. весной 1956 г. – ћ.«.) воспользовалс€ культурной оттепелью, чтобы съездить в Ћенинград ради первой большой эрмитажной выставки французской живописи. ѕомимо выставки Ѕарру было позволено увидеть изумительный тайный арсенал модернистского искусства, которое складировано подальше от глаз <публики>». ћожно предположить, что Ѕарр познакомилс€ с директором Ёрмитажа јртамоновым, который сопроводил коллегу в фонды.

јвтор статьи привел мнение Ѕарра о собрании постимпрессионистов в целом: «Ёрмитаж имеет самую большую коллекцию работ ѕикассо, написанных до 1914 г., и крупнейшую коллекцию работ ћатисса. —обрание √огена в Ёрмитаже безоговорочно €вл€етс€ самым большим в мире.  оллекци€ работ —езанна занимает второе место в мире среди институциональных (т.е. принадлежащих учреждени€м. – ћ.«.) коллекций, уступа€ только коллекции Ѕарнса в ћерионе, ѕенсильвани€. ¬ Ёрмитаже есть три перворазр€дных –уссо. ќтличные работы ¬ан √ога. ∆ивопись периода, скажем, 1885–1914 гг. великолепна. —обрание французской живописи более позднего периода поражает».

ѕроцитированна€ стать€ «—окровища Ёрмитажа» («The Hermitage Treasures») из журнала Time за февраль 1957 г. была второй из двухчастного материала, а из первой следовало, что в Ёрмитаж специально направили доктора —терлинга  аллисена, декана ћетрополитен-музе€ по образованию, который усердно изучал коллекцию Ёрмитажа в течение шести дней. ÷ель визита: уточнить, что из искусства западного модернизма и в каком количестве в залах уже экспонируетс€, а что по-прежнему скрыто в фондах.

 стати, в биографии  аллисена есть любопытный штрих: во врем€ ¬торой мировой войны он был офицером ”правлени€ стратегических служб (Office of Strategic Services) – предшественника ÷–”, а также принимал участие в поиске и изъ€тии на территории √ермании после окончани€ ¬торой мировой войны живописи, котора€ в качестве репараций была перемещена в —Ўј.

Ќа основании материалов, собранных ветераном разведки  аллисеном, во второй статье было подытожено: на выставке в Ёрмитаже экспонируютс€ картины п€ти столпов модернизма, но многое по-прежнему скрыто (в запасники, суд€ по всему  аллисен проникнуть не смог): «—оветы мало-помалу реабилитировали импрессионистов... ѕрошлой весной выставкой французских модернистов Ёрмитаж двинулс€ дальше, повесив 20 ћатиссов, 17 √огенов, 19 —езаннов, 21 ћоне и 24 предкубистических ѕикассо. Ќо веро€тно пройдут годы, прежде чем великолепие советских приобретений модернистского искусства будет считатьс€ настолько безопасным, что на него можно будет смотреть. »скусство модернизма до сих пор €вл€етс€ подозрительным. √оворит осторожный директор Ёрмитажа ћихаил јртамонов: «—овременное западное искусство неоднородно. Ќекоторые новые картины совершенно неприемлемы дл€ нас, хот€ без сомнени€ в искусстве модернизма есть несколько выдающихс€ достижений»».

¬ообще-то  аллисен был не вполне точен. —огласно эрмитажному каталогу, на выставке экспонировалось 20 картин ћатисса (и еще 7 рисунков из √ћ»» им. ј.—. ѕушкина), 17 – √огена (из них 9 из Ёрмитажа, остальные из √ћ»»), 18 – —езанна (10 из Ёрмитажа), 14 ћоне (5 из Ёрмитажа), 16 – ѕикассо (9 из Ёрмитажа). Ќо самые знаменитые работы ћатисса – «ћузыка» и «“анец» – на выставке по непон€тным причинам не экспонировались.

«а€вление «осторожного јртамонова», относ€щеес€ к 1956 г., показательно: в идеологических установках произошли сдвиги в сторону толерантности, но атмосфера непри€ти€ модернизма и режим борьбы с чуждой идеологией сохран€лись, и директор музе€ должен был соответствующим образом подтверждать ло€льность официальным установкам и одновременно выражать тревогу: как бы не пропустить в залы то,  что «совершенно неприемлемо дл€ нас». «ћузыка» и «“анец» јнри ћатисса в 1956 г. все еще считались неприемлемыми.

«абавно, что такой выставке в советской прессе была посв€щена только крошечна€ информационна€ заметка******* и более ничего.  ак ни крути, а искусство-то буржуазное, тупиковое, бесконечно далекое от родного социалистического реализма.

’арактерна дл€ этого периода стать€ одного из ответработников критического цеха, призвавшего по-новому отнестись к тем художникам, которые еще недавно символизировали тупик буржуазного искусства: «Ќеобходимы коррективы в оценке и таких одаренных, честных, трудолюбивых художников конца XIX – начала XX века, как ¬ан √ог, √оген, —езанн, ћатисс. Ёпоха извратила их талант, безжалостно растратила его на множество ненужного, ложного, болезненного, что глубоко чуждо нашему искусству, да и вообще искусству как таковому». ‘ранцузским художникам-извращенцам советский искусствовед противопоставил полноценную партийную живопись: «ƒопрос коммунистов» (1933) Ѕ.¬. »огансона, «‘ашист пролетел» (1942) ј.ј. ѕластова и «ћать партизана» (1950) —.¬. √ерасимова. 

ј после выставки французского искусства 24 окт€бр€ – 21 но€бр€ 1956 г. работала выставка —езанна (25 картин из Ёрмитажа и √ћ»»), потом 1–19 декабр€ 1956 г. – нашумевша€ выставка произведений ѕ. ѕикассо (98 экспонатов из Ёрмитажа, √ћ»» и от самого художника).

ѕостскриптум

≈стественно встал вопрос: а когда закончилс€ период временных выставок, и картины, включа€ ѕикассо кубистического периода, по€вились в посто€нной экспозиции Ёрмитажа?  огда, например, посетители увидели п€ть эрмитажных  андинских, прежде всего гениальную « омпозицию VI» (1913)?   сожалению, истори€ экспозиции Ёрмитажа не написана, а на мой запрос на им€ главного хранител€ —.Ѕ. јдаксиной с просьбой предоставить сведени€ из отдела научной документации  € получил формальную отписку, подписанную ученым секретарем ћ.ћ. ƒандамаевой. —мысл отписки в том, что данных у них нет, а искать долго: «„то касаетс€ вашей просьбы о предоставлении архивных документов, то работа в архиве как раз и состоит в многолетнем труде по поиску документов», – нравоучительно закончила письмо ƒандамаева. ќднако проблема заключена именно в том, что в отделе рукописей Ёрмитажа, где € как раз и работал, таких сведений нет, там искать бесполезно, а хран€тс€ они в отделе научной документации, куда исследователей не пускают.

ћихаил «ќЋќ“ќЌќ—ќ¬

 

** яворска€ Ќ.¬. —ила национальных традиций // —оветска€ культура. 1956. 5 €нвар€.

*** —м.: Ќикулин Ћ. ‘ранцузска€ живопись // ќгонек. 1956. є 20. 13 ма€.

**** —м.: ќтчет о экспозиционной, научно-исследовательской, научно-просветительной и учетно-хранительской работ √осударственного Ёрмитажа за 1956 год.

***** ќтчет отдела западно-европейского искусства за 1956 г. 2.

****** The Hermitage Treasures: I // Time. 1957.

******* ¬ечерний Ћенинград. 1956. 21 апрел€.

******** «именко ¬.ћ. «а партийность в искусстве и критике // —оветска€ культура. 1956. 15 декабр€.               

 



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве