16+

Новости партнёров

Lentainform

Об антикризисных мерах, общественных пространствах и туристическом сборе

14/06/2016

В рамках борьбы с кризисом в Петербурге предложили не брать транспортный налог с владельцев машин, купленных и зарегистрированных в Петербурге в 2016 году, и освободить покупателей новых квартир от уплаты налога на имущество. Что еще кроме антикризисных мер занимает умы экономических властей Петербурга, «Городу 812» рассказала председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елена УЛЬЯНОВА.


           – Какой у вас прогноз по городской экономике – длительным будет спад?
– Последние месяцы мы видим, что происходит, хотя и неравномерное, улучшение экономических показателей в большинстве сегментов городской экономики: значительно лучше себя чувствует промышленность, наметилась позитивная динамика на потребительском рынке. Если внешнеэкономические условия не будут меняться кардинальным образом, то восстановительный тренд удастся сохранить.

– Какие из антикризисных мер оказались успешными, а какие не сработали?
– В 2015 году в городе был реализован ряд мер налогового стимулирования, и по итогам года мы видим, что эти меры работают. Так, поступления по НДФЛ увеличились на 10%, по налогам при применении упрощенной системы налогообложения – на 14%.

Эффективными являются мероприятия, направленные на поддержку бизнеса. Введен мораторий на увеличение действующих ставок арендной платы за имущество в собственности Санкт-Петербурга. Предоставлено право заключения договора без проведения аукциона на размещение автолавок по продаже пищевой продукции, для них же установлена постоянная льготная базовая ставка арендной платы: 0,51 руб. за 1 кв.м в год.

Из мер, которые не нашли отклика у предприятий, могу отметить вопрос внедрения механизма зачетной локализации для предприятий автомобильной промышленности. Изначально сами предприятия предложили этот механизм, но по итогам проведенного Комитетом по промышленности адресного опроса оказалось, что данная мера поддержки сейчас не является приоритетной для них.

Часть мероприятий, требующих решения на федеральном уровне, не была поддержана. Наиболее критичным для Петербурга является отказ в предоставлении иностранным гражданам права находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз для всех видов пассажирских перевозок.   

– Вы предложили освободить на три года от выплаты транспортного налога владельцев купленных в этом году в Петербурге автомобилей и покупателей квартир, сданных в этом и прошлом году, от уплаты налога на имущество. Это реально сможет поддержать рынок?
– Освободить физических лиц от уплаты налога на имущество мы предлагаем в целях ускорения реализации построенных объектов, что позволит разморозить вложенные в объекты денежные средства. Что касается транспортного налога, мы исходим из того, что его отмена сможет стимулировать спрос, что в итоге позволит сохранить рабочие места в Петербурге.

– Вы поддерживаете идею введения туристического сбора для приезжих. Разве это не ухудшит имидж города? Неужели много денег принесет?
– Туристический сбор – это мировая практика, он есть и в Барселоне, и в Риме – разве это сказалось на их привлекательности для туристов? Другое дело, что необходимо рассчитать оптимальный размер сбора и определить механизм и порядок его администрирования. В Европе размер сбора в основном зависит от количества дней пребывания в стране. Думаю, что аналогичная практика может быть применима для Петербурга.  При незначительном размере туристического сбора встает вопрос соотношения поступлений и стоимости администрирования платежей в бюджет, при высоком значении – вопрос влияния на потребительские настроения. Этот вопрос требует взвешенного подхода, но если бы мы, например, в качестве туристического сбора брали по 1 евро с каждого туриста (не за день, а за все время пребывания в городе), то по итогам прошлого года получили бы в бюджет дополнительно около 400 миллионов рублей.

– В чем заключается адресная государственная поддержка городских предприятий? Кому город помогает, и дает ли это эффект?
– Список предприятий будет актуализирован с учетом результатов их деятельности за 2015 год. Поддержка предприятиям в прошлом году оказывалась в области ускорения прохождения документов через исполнительные органы власти, содействия в продвижении продукции на внешних рынках, также осуществлялось консультирование по вопросам привлечения финансирования для реализации инвестиционных проектов, в том числе из федерального бюджета. Самым ярким примером стало содействие в решении вопроса с прохождением таможенного оформления поставок комплектующих из Турции для производственных предприятий города – предприятия были под угрозой закрытия.

– Год назад вы предлагали создавать проектные команды для реализации программ (например программы сохранения исторического центра или развития «серого пояса»), куда входили бы чиновники, депутаты и общественность. Пока проектных команд не появилось. Кто-то сопротивляется?
– Сначала мы обсуждали концепцию, затем приступили к ее проработке и согласованию со всеми участниками процесса. Можно сказать, что сейчас мы на финишной прямой. Комитетом разработан проект Положения по проектному управлению в Санкт-Петербурге. Формируется Комиссия по стратегическим программам под председательством губернатора Санкт-Петербурга. Надеюсь, что в сентябре она сможет уже полноценно начать работу.

– Закончилась ли инвентаризация «серого промышленного пояса»?
– В прошлом году в силу различных обстоятельств мы не смогли приступить к инвентаризации «серого пояса», сейчас Комитетом по промышленной политике инициирован процесс инвентаризации всех промышленных территорий Петербурга. Технология проведения инвентаризации отрабатывается на примере пилотного проекта (с применением метода исследования территории посредством использования беспилотных аэрофотосъемочных комплексов отечественного производства). Одновременно КГА объявил закрытый международный архитектурно-градостроительный конкурс на разработку Концепции преобразования части территории исторического промышленного пояса Санкт-Петербурга.

Рассчитываем к концу 2016 года получить максимально подробную информацию по всем участкам для принятия решения о возможных механизмах и этапах преобразования «серого пояса».

– Недавно вы заявили о создании единой системы общественных пространств Петербурга. Что это за система?
– Новая подпрограмма должна включать проекты по созданию современных общественных пространств в тех районах города, где сейчас отсутствует качественная городская среда для прогулок, детского отдыха, занятия спортом, проведения культурно-массовых мероприятий.

В качестве общественного пространства, которое может выступать в качестве прототипа, назову ЦПКиО. Так вот, таких парков в городе должно быть не менее трех, я уже не говорю о тематических парках, специализированных пространствах, например для занятий отдельными видами спорта, и просто комфортных прогулочных маршрутов, включающих велосипедные дорожки. Потребность в качественной городской среде со стороны горожан крайне высокая. Город должен изыскать возможности финансирования реализации подобных проектов как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, так и активизируя работу с инвесторами. Инвесторы, заинтересованные в реализации проектов создания общественных пространств, есть, их много, но в настоящее время они сталкиваются с ограничениями законодательства, не позволяющими осуществлять капитальное строительство в зоне зеленых насаждения общего пользования и на охраняемых природных территориях.

Проекты, не предполагающие сооружения строений капитального и временного характера, не окупаются, поэтому в условиях бюджетных ограничений, мы и не можем сдвинуть с мертвой точки ни один крупный проект в области создания новых парков и садов.  Так что борьба за неприкосновенность парков и зон зеленых насаждений приводит к тому, что эти территории превращаются в места несанкционированных пикников, свалок, места выгула собак, зарастают травой и кустарником, и в результате в них просто перестают приходить.

– Вы хотели создать банк идей городского развития. Не пошла идея?
– Почему же? На постоянной основе мы изучаем те предложения, которые поступают в адрес исполнительных органов власти от горожан через портал «Наш Петербург», сайт «Стратегия-2030», от общественных движений. Хорошо проработанные предложения реализуются. Например, пешеходная Большая Морская улица, отказ от использования соли на улицах города этой зимой.

– Насколько необходимо с точки зрения развития города масштабное жилищное строительство в контексте тех издержек, которые несет город (как финансовых, так и нагрузки на социальную инфраструктуру)?
– Возможности дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства без обеспечения территорий объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктур исчерпаны. С другой стороны, тот объем жилищного строительства, который находится на этапе реализации, превышает потребности города в жилье как минимум до 2025 года, даже с учетом решения задачи улучшения жилищных условий горожан, поставленной в «майских указах» президентом РФ.  Мне кажется, что акцент нужно делать на реновации старого жилого фонда и освоении территорий, обеспеченных соответствующей инфраструктурой за счет любых источников финансирования (инвесторы, город, монополисты).

– Некоторые бизнесмены говорят, что Стратегия-2030 не в полной мере отвечает понятию «стратегия». У Петербурга нет четких приоритетов в вопросе основных направлений его развития. И надо бы провести  открытый тендер, победитель которого и разработает новую стратегию Петербурга. Не согласны?
– Наш комитет сейчас как раз занимается разработкой плана реализации Стратегии. И хочу напомнить, что в процессе подготовки Стратегии-2030 участвовали представители не только власти, но и науки, и бизнеса. На мой взгляд, мы заложили вполне определенные приоритеты развития – обеспечение устойчивого экономического роста и стабильного улучшения качества жизни горожан.

Вместе с тем, исходя из нынешних возможностей города и с учетом современных экономических вызовов, будет проведена работа по корректировке целевых показателей развития Санкт-Петербурга, уточнению приоритетов социально-экономического развития города. К этой работе комитет планирует привлечь аналитиков и экспертов в области стратегического планирования не только из России, но и из зарубежных стран.                

Андрей МАВРИН



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru