16+

Новости партнёров

Lentainform

Русский дирижер в стеклянном коробе

30/09/2016

ИВАН ЖИДКОВ

В прошлом году Финляндия праздновала 150-летие Яна Сибелиуса, в следующем будет отмечать «стошку» сама. То, что финнам удалось создать за этот ничтожный с точки зрения Вселенной срок – восьмое, девятое, десятое чудо света. Поэтому здесь мы будем периодически произносить тосты.


          Они будут разными – веселыми, странными, трогательными, серьезными. Сегодня «едем» в Лахти произносить музыкальный. Нас в этом поддерживает администрация города и генеральное консульство Финляндии в Петербурге.

Итак, в Лахти два «градообразующих» центра. Первый – спортивный ареал у подножья знаменитых лыжных трамплинов, где в феврале-марте 2017-го пройдет чемпионат мира по зимним видам спорта. Второй – Сибелиус Тало, дом Сибелиуса. На его фоне мы играли в игру «Мелкки» (о ней – в следующей истории), доказывая главную формулу финнов – гармонии различных влечений человека с природой, приведение к ней всего, на первый взгляд, несочетаемого.

- Сегодня у нас еще один день фестиваля Сибелиуса, – говорит директор один из руководителей мероприятия, – а так бы я обязательно пошел на футбол. Обычно ведь стараюсь не пропускать матчей «Лахти».


Русский дирижер в стеклянном коробе

Одни и те же люди могут оказаться в один день на стадионе, на второй (особенно, если это пятница) в одном из шумных баров в маленьком центре, напичканном, как городки на Ибице, разнообразными пабами, на третий – на симфоническом концерте в Сибелиус Тало. Дмитрий Слободенюк, главный дирижер нынешнего фестиваля Сибелиуса, не колеблясь, отвечает на вопрос, какой концертный зал в Европе (если кому не понятно – это настоящая акустическая Лига чемпионов) он считает лучшим.

- Очень сложно рассуждать об этом, находясь здесь, в Лахти. Наверное, именно Сибелиус Тало и есть лучший зал. Можно еще, конечно, добавить Люцерн, Катовице, Вроцлав, Концерт Гебау в Амстердаме, но с Лахти мало что сравнится…

Дима Слободенюк (без фамильярностей – так его называют финны) мог никогда не оказаться в этом зале. Останься он в России с ее специфической природой карьерного роста, мы могли получить очередного «рабочего» дирижера, теряющего вкус от перегрузок при замене «маэстро». Но семья переехала в Финляндию, когда Диме было всего 16. Во время, когда России было не до искусства, не до спорта. Не до самой себя. Сейчас Слободенюк разрывается между двумя оркестрами – в Лахти и Галисии. Одинаково хорошо говорит на финском, английском и русском. Не стесняясь, признается, что не знал особо Сибелиуса до переезда в Финляндию, и не читал «Калевалы», которая вдохновляла композитора.

- В России какие-то вещи получаешь быстрее. Сольфеджо, все, что связано с ухом – там дают на более высоком уровне. А вот с точки зрения ритмики, в Финляндии я почерпнул очень многое. Как и о Сибелиусе, который для страны – один из символов национальной идентичности. Его я начал впитывать одновременно с погодой, природой, культурой вокруг. А через «Калевалу», которая написана на финском, сильно отличающемся от разговорного, становится понятно, что подпитывало его мистическую музыку, и как именно описан оттенок воды в пруду, чтобы вы поняли, какая она черная-черная…

Доверив Слободенюку исполнение Сибелиуса, финны выдали ему ключи от города. Программу нынешнего фестиваля Дима подбирал сам, руководствуясь самостоятельно сформированным принципом: «После последней ноты у слушателей должно остаться общее ощущение от того, что он услышал». Поэтому в день нашего посещения Сибелиус Тало в первом отделении шли мистические сюиты «Дочь Севера» и «Тапиола», а во втором – еще «добрая» 1-я симфония, навеянная то ли Бетховеном, то ли Чайковским. Знакомый, понимающий финский, в антракте подслушал, как один дедушка жаловался другому на фальшь третьей скрипки в одном из мест. Неужели на следующий день он пошел на футбол?

- Финская публика очень обученная, – признает Слободенюк – Воспринимает практически все. Может, чуть тяжелее им дается французская музыка, но и французы в свою очередь не всегда понимают Сибелиуса, Шенберга…

Дима хлопает в ладоши, звук, чуть шурша, улетает куда-то в самые верхние ряды второго яруса.

- Такого, как здесь, пожалуй, все же нет нигде, – чуть склоняет голову на бок дирижер.

Сибелиус Тало еще при принятии решения о строительстве «приговорили» к тому, что в нем должна быть лучшая акустика в мире. Хотя такого понятия в принципе не существует – есть высший уровень акустики, после которого включается режим «дело вкуса». Здание должно было появиться в трудное время – в городе закрыли несколько предприятий, безработица достигала 30 процентов. Государство могло с чистой совестью не поддерживать проект, и быть может, его бы даже поняли. Если бы речь не шла о Сибелиусе. Первая запись лахтинского оркестра, исполнявшего, конечно, его, прошла 30 лет назад в местной церкви Ристинкиркко, которую спроектировал «архитектурный брат» Сибелиуса – Алвар Аалто. Все это прошло в присутствии 1000 человек, а скоро оркестр уже вовсю конкурировал с самым старым и знаменитым, из Турку.

Киммо Линтула и Ханну Тикка не подвели старика Аалто. Сибелиус Тало стал самым большим деревянным зданием во всей Финляндии за много лет. Перевод народного добра? Из другой оперы. Постройка зала решила сразу несколько вопросов. Во-первых, стимулировала экспорт финской экологически чистой древесины. Во-вторых, наконец-то закрыла бессмысленную промзону, вид на которую даже озеро не могло спасти. Наконец, культурный центр, находящийся чуть в отдалении от центра Лахти, потянул за собой развитие микрорайона, который сейчас можно считать самым престижным для жилья.

Акустику, о которой чуть с придыханием говорит Дима Слободенюк, обеспечивает стеклянный короб, плотно закрывающий кирпичное здание старой столярной фабрики. На восприятие звука влияет полная тишина. Если, например, в Кельне над крышей местного концертного зала – площадь, где во время программы ограничивают движение пешеходов, чтобы те не топали, то в Лахти у стен зала можно истошно кричать целой роте сумасшедших. Концерт сорван не будет, ни одна из «черных-черных» или кристально чистых нот Сибелиуса не пострадает.


Русский дирижер в стеклянном коробе

Впрочем, о том, что происходит у стен Сибелиус Тало вы узнаете из следующей истории…           

ранее:

«Начинать и заканчивать отпуск нужно в Хельсинки...»
«Грекам неинтересно работать ради работы, а слово «процветание» они трактуют по-разному»
 «После покупки машины, счастье длится ровно до того, как не закочится гарантия»
Какой я увидел Польшу в дни чемпионата Европы по футболу
«Для человека из России попадание в Польшу — временное перемещение в рай»



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
ГК «Нефтетанк» - мягкие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов от российского производителя