16+

Новости партнёров

Lentainform

Чем наш загородный отдых отличается от ненашего

23/12/2016

В Ленобласти резко подскочил спрос на загородный отдых премиум-класса. Дорогих курортов вблизи Петербурга уже не хватает на всех. Куда и как развивается загородный туризм и что ему мешает? – узнавал «Город 812».

(0) комментировать

           Не дом колхозника

В Ленинградской области  сегодня работают 650 объектов размещения, еще около 1500 коттеджей сдаются в аренду. Плюс в Курортном районе Петербурга действуют порядка 40 пансионатов, санаториев и отелей. Все эти «койко-места» занимают чуть более 4% общероссийского курортного рынка.

Заполняемость  объектов неравномерная. Самые дорогие отели и коттеджи почти всегда заняты. На Новый год, например, мест там давно нет, и кое-где уже начинается бронирование на лето. Зато бывшие советские пансионаты стоят полупустые.

По словам отельеров, в последние год-два в Ленобласти наблюдается рост спроса на отдых премиум-класса.

– Вероятно, этот сегмент начал расти благодаря политическим событиям, из-за которых часть людей стали, в принципе, «невыездными». В итоге возник очень большой спрос на качественный внутрироссийский отдых. Отсутствие инфраструктуры и малое количество предложений на этом рынке стимулируют развитие новых проектов, – говорит Алексей Макаров, коммерческий директор УК «Дом у моря», управляющей загородным курортным комплексом, построенным в этом году.

В проект был вложен миллиард рублей, владельцы рассчитывают окупить его за 10–14 лет. Комплекс состоит из деревянных коттеджей уровня 4 звезды, гостиницы и ресторана, расположенных в лесу. Позиционируется  он как «дачи», куда семьи с детьми могли бы приезжать, например, на всё лето. Стоимость аренды семейного домика на сезон составляет примерно 400 тысяч рублей.

Такой вид отдыха – один из самых востребованных сегодня, и бизнес спешит занять пока еще полупустую нишу. За последние год-два в Ленобласти были построены около двух десятков коттеджных комплексов для сдачи в аренду: «Черничное», «Царство глухаря», «Русская красавица», De La Rey и другие. Большинство из них предлагают сервис уровня 4–5 звезд (спутниковое ТВ, халат-тапочки, камин, сауна-баня) в окружении дикой природы.

Владелец комплекса De La Rey, расположенного в лесу, бизнесмен Алексей Наровлянский говорит, что построил его для своих друзей – тех, кому надоели «нищенские дома отдыха»  и «дома колхозника» (вероятно, намекая на бывшие советские пансионаты в пригороде Петербурга).

– Я знаю, как неприятна пьяная толпа пляшущего быдла... Кажется, это называется у них "опин эйр". У нас нет караоке, мы не устраиваем народных гуляний, запрещаем разводить костры в лесу и девочек не держим. Цены, установленные нами, надеюсь, позволят создать однородную социальную среду.

По его словам, в одном шале (площадью 120 кв. метров) могут расположиться «26 студентов, или 52 китайца, или один англичанин». Но крупные партии студентов и китайцев  в отель не пускают.
Стоимость аренды коттеджей зависит от сезона. Как правило, от 15 до 30 тысяч рублей хотят за домик в будние дни. 300–600 тысяч рублей  – за все лето. От 70 до 150 тысяч – за три новогодних дня. Почти все такие домики на Новый год уже заняты.

Воспитание дворников

Основными потребителями загородного коттеджного отдыха сегодня являются петербуржцы – управленцы среднего уровня, отцы семейства в возрасте 40+. Отельеры рассчитывают, что вслед за петербуржцами подтянутся москвичи и иностранцы.

По словам Галины Студеникиной, замгенерального директора «Дома у моря», раньше курорты Ленобласти проигрывали  Финляндии по ценам и уровню сервиса . Сегодня ситуация меняется. Из-за падения курса рубля отдых в России для финнов и прибалтов  стал дешевле, чем на родине.

– Раньше в России хромал сервис, но сегодня качество подтягивается на европейский уровень, и наши курорты по соотношению цена/качество становятся для иностранцев интереснее, – говорит она.

По ее словам, открывшийся осенью «Дом у моря» уже получает запросы от финнов и от китайцев. Китайцы каким-то образом первыми узнали про новый курорт и даже  успели там пожить – небольшой семьей в 10–12 человек. Неподалеку от коттеджного комплекса находится Выборг, куда китайцам нравится ездить на экскурсии.

По словам отельеров, и у наших и у иностранцев нынче в моде экотуризм. Что это такое, клиенты сами толком не знают, но обычно понимают под ним единение с природой, наличие в локации каких-нибудь зверюшек (лошадок, хасок, оленей и т.п.), фермерских продуктов с вегетарианской кухней или с возможностями сыроедения. И корпоративы теперь устраивают в экостиле.

Кроме того, клиенты хотят, чтобы загородный отдых включал в себя  баню, мангал, а также крытый бассейн или спа. Западная фишка, которой у наших курортов почти нет,  – анимация.

– Людей надо развлекать. Наш опыт говорит, что им интересны практически любые виды активности, – говорит Галина Студеникина.

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются загородные отельеры, – трудность в подборе персонала. Возить работников из города далеко и дорого, а из местных жителей трудно набрать даже  горничных и дворников.

– Был у нас дворник. Подметал идеально! Но лицо у него было неприветливое. Пришлось расстаться, – объясняет Галина Студеникина.

По ее словам, с местными вообще трудно. Как правило, они боятся клиентов, угрюмы на вид и стараются незаметно прошмыгнуть мимо. А это неправильно. Дворник должен чувствовать себя членом команды. Для воспитания в персонале дружелюбия менеджмент курорта проводит тренинги. Кому-то помогает.

Смольный поддержит спа

Власти Петербурга имеют собственное представление о том, куда будет развиваться загородный отдых. В Смольном считают, что он должен быть с медицинским уклоном. Бизнесу, которому захочется вложиться в эту сферу, обещают господдержку.

Как рассказал «Городу 812» глава Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев, буквально на днях Смольный договорился со Всемирной туристской организацией о совместном продвижении региона как центра медицинского туризма. Под этим  понимается не лечение тяжелобольных, а популярные нынче на Западе направления SPA, Wellness и Healthcare, что на русский можно перевести как «санаторно-курортное лечение». По словам Мушкарева,  Healthcare занимает сегодня до 90% рынка медуслуг во всем мире.

– Медицинский туризм – самый активно развивающийся вид туризма на планете.  По темпам роста он опережает все другие виды. Для его развития в Петербурге и окрестностях  есть огромные перспективы – как для внутреннего так и для международного турпотока, например, из Финляндии. Скажем, зубы полечить у нас стоит ровно в четыре раза дешевле! Мы сделали простые подсчеты. Если купить билет на «Аллегро», туда и обратно,  приехать в Петербург и  вылечить всего лишь два зуба, это будет в два раза дешевле, чем вылечить те же самые зубы в Хельсинки. Потенциал в этом плане у нас огромный. И Курортный район, например, обладает самым большим курортным комплексом на севере России. В Ленобласти есть достойные места, где имеются и массаж, и  сауна, и спа, – говорит Андрей Мушкарев.

По его словам,  два месяца назад  губернатор Полтавченко  дал команду  разработать госпрограмму развития туризма в Петербурге на 2017–2025 годы. Одним из ее направлений станет  медицинский туризм, в том числе санаторно-курортный отдых. Программа будет финансироваться из бюджета города. Сейчас она проходит согласование с  17 комитетами,  которым придется участвовать в ее реализации.  В феврале программа будет вынесена на обсуждение  городского правительства.  Смольный обещает преференции инвесторам, которые захотят вложить деньги в санаторно-курортные комплексы.

– Впервые в истории Петербурга делается государственная программа развития туризма, – говорит Андрей Мушкарев.

Иностранцы вместо собеса

Между старыми (бывшими советскими) и новыми, недавно построенными курортами сегодня пропасть. Принципиально разный взгляд на то, каким должен быть курортный отдых. 

Представители здравниц советской закалки возмущаются тем, что коттеджные комплексы рекламируются как курорты. По мнению  председателя Ассоциации курортов Северо-Запада Анатолия Меньшова, правильно называть курортами  только лечебно-оздоровительные комплексы  и санатории.

– А домики в лесу или на берегу – это не курорт. Но нас все путают, – переживает он.

По его словам, у народа смешались понятия просто отдыха, медицинского туризма и оздоровления. Загородные санатории стали восприниматься как место, куда едут отдыхать, а не лечиться.

По мнению представителей новых курортов, сегодня уровень сервиса в старых пансионатах не дотягивает даже до минимального. В советских санаториях было когда-то передовое лечебное обслуживание, но медицина давно ушла вперед, а здесь зачастую все осталось на прежнем уровне.
Среднегодовая заполняемость  санаториев в 2016-м  составила 75%, пансионатов – 45%. И это притом что часть клиентов здравницам поставляют «собесы»: пенсионеры и инвалиды получают туда льготные путевки.

Какой была заполняемость экс-советских здравниц в прошлом или позапрошлом году, Анатолий Меньшов говорить не хочет. И видеть причину бизнес-провала внутри системы тоже. На вопрос, не устарело ли оборудование, инфраструктура и номера, Анатолий Меньшов ответил: «Как вам не стыдно такое спрашивать». По его словам, все наши здравницы предоставляют суперпрофессиональные  медицинские услуги и койко-места европейского уровня. Основной причиной низкой заполняемости здравниц курортники считают отсутствие рекламно-информационной поддержки, в том числе со стороны государства. Народ не знает, что в наших санаториях можно поправить здоровье, потому и не едет. А журналисты должны писать больше хороших статей о пользе санаторно-курортного лечения.

Ассоциации курортов Северо-Запада участвует в разработке госпрограммы по развитию медицинского туризма в Петербурге. С помощью этой программы здравницы надеются привлечь иностранных гостей на пустующие пока койки.                

Елена РОТКЕВИЧ



Оставить свой комментарий



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru