16+

Lentainform

Кому достаются самые крупные государственные подряды

10/02/2017

Кому достаются самые крупные государственные подряды

Для любого бизнесмена в России получить крупный государственный подряд, это предел мечтаний. «Город 812» вычислил пятерых счастливчиков, которые в прошлом году освоили самые значительные бюджетные деньги и отобрал пять самых значительных строек, где тратились средства налогоплательщиков.


               1. 17,1 млрд рублей. Поставка поездов для «Петербургского метрополитена»
Подрядчик: ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод»

К чемпионату мира по футболу 2018 года завод должен будет поставить петербургскому метро 32 состава. Завод обошел в двух тендерах «Вагонмаш», принадлежащий чешской Skoda и «Кировскому заводу». Сам ОЭВРЗ входит в структуру «Трансмашхолдинга». Его бенефициары – французский концерн Alstom и структуры Искандера Махмудова и Андрея Бокарева.

2. 10,8 млрд рублей. Достройка стадиона на Крестовском острове для Комитета по строительству
Подрядчик: ОАО «Метрострой»

В июле Смольный разорвал контракты на строительство стадиона с «Трансстроем». Передача площадки «Метрострою» фактически была безальтернативной. Крупные частные фирмы не хотели заходить на масштабную стройку за полгода до сдачи. Тем более – отягощенную двумя уголовными делами по работе предыдущих подрядчиков.

3. 7,8 млрд рублей. Поставка топлива для «Пассажиравтотранса»
Подрядчик: «Татнефть – АЗС – Запад»

«Пассажиравтотранс» обеспечил автобусы топливом на следующие 5 лет. Контракт впервые заключили на столь длительный срок. Кроме того, сменился подрядчик – до этого дизель в автопарки заливала «Петербургская топливная компания».

4. 4 млрд рублей. Строительство дороги к Крестам-2 в Колпине для дирекции транспортного строительства
Подрядчик: «АБЗ – Дорстрой»

Контракт с компанией заключили вопреки предписанию ФАС. Она настаивала на проведении аукциона, а не отбора с ограниченным числом участников. Тем не менее Смольный решил вызвать ФАС в суд, а тем временем – заключить договор. Работы должны завершить к концу 2019 года. Фирмой владеет ЗАО «Строительные технологии»  Дмитрия Носанова.

5. 2,3 млрд рублей. Строительство Финляндской улицы в Колпине
Подрядчик: СК «Орион плюс»

Компания «Орион плюс» к концу 2018-го должна будет построить еще один выезд из Колпина, соединив Финляндскую улицу с Софийской. Она – второй по счету подрядчик, к которому перешло возведение дороги. В 2014-м контракт заключали со «Стройновацией», входящей в группу «Сумма» Зивуядина Магомедова. Компания так и не приступила к работам, и контракт с ней расторгли. «Орион плюс» принадлежит на 40% Алексею Вихареву. В 2016-м остальную часть компании у него выкупило ОАО «Стальметалконструкция» (СМК). Ее, в свою очередь, контролирует Александр Усов, бизнес-партнер Валерия Пузикова, зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.

Самые быстрорастущие государственные подрядчики

1. «Навигатор-СБС», 5,3 млрд рублей
Семью бывшего вице-губернатора Олега Виролайнена на рынок господряда привел кризис. На фоне сокращения коммерческих строек «Навигатор-СБС» превратился в крупнейшего подрядчика «Водоканала Петербурга». Всего за год объем их контрактов вырос в 12 раз, до 4,2 млрд рублей. Компания строит водовод в Мурине и сети в районе станции Сергиево. К этому можно прибавить заказы Комитета по энергетике на 570 млн, подряды от «Ленэнерго» и «Петербурггаза».

По закону сохранения бюджета в 2016-м без контрактов остались другие подрядчики «Водоканала» – «ВК Сервис» и банкротящийся «Водоканалстрой». Снизился объем заказов у традиционного подрядчика «ПР и СС».

2. «Орион плюс», 5 млрд рублей
В 2016-м объем господрядов «Ориона плюс» взлетел больше чем в 4 раза. Компания выиграла 11 тендеров дирекции транспортного строительства и начала получать подряды Городского центра управления парковками. «Орион плюс» перекладывает Лиговский проспект и Санкт-Петербургское шоссе, строит Финляндскую улицу в Колпине.
Появление в капитале компании бизнес-партнеров зятя Анатолия Сердюкова совпало с назначением главой Дирекции транспортного строительства Вячеслава Урусова, ранее служившего на разных должностях Минобороны.

3. СК «Дальпитерстрой», 5 млрд рублей
«Дальпитерстрой» Аркадия Скорова – давний поставщик бюджетного жилья для социальных нужд Смольного, но в прошлом году он вышел на рекорд. Компания выиграла 15 тендеров Комитета имущественных отношений. Даже традиционный конкурент «Группа ЛСР» не готова продавать жилье в таком объеме за 61 тысячу рублей за квадратный метр.

Заключению контрактов со Смольным не мешает даже то, что «Дальпитерстрой» числится в списке проблемных застройщиков Комитета по строительству. Компания просрочила сдачу жилых домов в Шушарах и Парголове.

4. СК «Нострум», 4,7 млрд рублей
Войти в рейтинг самых быстрорастущих подрядчиков «Ноструму» также помог «Водоканал». Компания попробовала силы на рынке госзаказа два года назад. А за 2016-й сумела удвоить число контрактов. Она будет строить новые сети и реконструировать канализационные стоки за 3,9 млрд рублей. Еще 800 млн ей готово заплатить за подключение новых потребителей «Ленэнерго».

Компания принадлежит Михаилу Ковалеву и Татьяне Соловьевой. Однако действительным бенефициаром компании считают Константина Голощапова, бывшего партнера братьев Ротенбергов. Успех «Нострума» компенсируется падением фирмы «ВК Сервис». В 2015-м она получила подряды «Водоканала» на 5 млрд, а в прошлом году – ничего. Два года назад одним из бенефициаров «ВК Сервиса» стала Татьяна Соловьева. 

5. «А-Проект», 2,3 млрд рублей
За минувший 2016-й «А-Проекту» удалось совершить прорыв. В начале года все 100% компании консолидировал Владимир Панкин, отец бывшего замминистра финансов Дмитрия Панкина (теперь он возглавляет Евразийский банк развития).

В итоге компания получила в 3,5 раза больше контрактов, чем в 2015-м. Теперь она строит развязку Пискаревского проспекта с проспектом Непокоренных и набережную Обводного канала от Атаманского моста до Французского ковша. Всего «А-Проект» заключил 11 контрактов с дирекцией транспортного строительства и еще один – на достройку бюджетных домов в Пушкине – с Комитетом по строительству. Дорогу для роста новичков открыл уход с рынка тяжеловесов – «Мостостроя 6» и «Мостоотряда 19».               

Антонина АСАНОВА, фото pixabay.com