16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ѕод угрозой передачи –ѕ÷ наход€тс€ все музеи-заповедники –оссии

20/03/2017

ѕроблему (или дилемму) Ц храм в музее или музей в храме, Ц резко обострившуюс€ в св€зи с намерени€ми государства передать церкви »саакиевский собор, Ђ√ород 812ї обсудил с Ћевоном Ќ≈–—≈—яЌќћ, специалистом по древнерусскому искусству, сотрудником “реть€ковской галереи. ќн получил всероссийскую известность 10 лет назад, когда выступил против трехдневных Ђгастролейї нетранспортабельной иконы Ђ“роицаї јндре€ –ублева в “роице-—ергиеву лавру.

(1) комментировать

            – ѕередача »саакиевского собора – сенсаци€?
– Ќи в коем случае. Ёто совершенно закономерна€ истори€, пр€мое следствие прин€того в 2010 году  под страшным давлением церкви закона о передаче церкви имущества религиозного назначени€.

ћузейное сообщество тогда пыталось внести в текст закона список музейных объектов, обладающих иммунитетом от «реституционных» претензий. Ѕезуспешно.

“еперь передано может быть все что угодно: ѕетропавловский собор, храмы ћосковского  ремл€. ѕод угрозой наход€тс€ все музеи-заповедники в древних городах: –остов ¬еликий, ¬еликий Ќовгород, ¬ологда, ¬еликий ”стюг… ¬се зависит от того, поступит просьба или не поступит.

– ѕоступление просьбы зависит от кого?
– я не вхож во властные кабинеты, тем более в их задние потайные комнаты, где подобные вопросы, надо полагать, обсуждаютс€. Ќо мне хочетс€ верить, что есть разумные архиереи, которые понимают,  что лучше проводить службы в музее, а не требовать его закрыти€.
 роме того, напомню, что первые музеи были созданы по инициативе церкви: это было в ¬атикане в XVI веке. ¬ –оссии епархиальные древлехранилища с музейным режимом по€вились на рубеже XIX–XX веков.

– ѕо тому же закону 2010 года высел€емые музеи должны получить эквивалентные помещени€?
– Ћогика закона такова: музейные здани€ – это хранилища экспонатов, вход€щих в ћузейный фонд –‘. ѕеревозим музей, то есть экспонаты, отдаем здание церкви. Ќо экспонатами могут быть, например, и стенные росписи, которые невозможно вывезти, а оценить, пон€ть, рассмотреть их можно только в услови€х музейного показа.

¬ ярославле высел€ют музей из —пасо-ѕреображенского монастыр€, там останутс€ уникальные фрески монастырского собора середины XVI века. ” мен€ нет уверенности, что церковь сочтет задачу их сохранени€ важной. Ќет у нее суммы профессиональных знаний, что можно и нужно делать дл€ сохранени€ фресок.

–  ак быть?
– я вполне религиозный (хот€ и не православный) человек. ¬ моем представлении в храме должны совершатьс€ молитвы. Ќо при этом каждый должен заниматьс€ своим делом. ÷ерковные люди знают, как молитьс€ по уставу. ћузейные климатологи – как по уставу поддерживать услови€  дл€ сохранени€ икон и фресок. “акое равновесие интересов и ответственности существует в »саакиевском соборе.  Ќе понимаю, зачем уничтожать это равновесие, а за ним и сам музей. ¬не стен собора он не может существовать. “очно так же, как и любой музей с фресками.      

– √осударство ликвидирует музеи, чтобы сэкономить бюджетные средства?
– Ѕоюсь, дело хуже. ѕространство культуры стремительно скукоживаетс€, и это власти не сильно беспокоит.

– ћного разговоров о том, что будет с церковными предметами, вход€щими в ћузейный фонд –‘.
– ѕриведу примеры. ≈ще до прин€ти€ закона 2010 года при передаче церкви »патьевского монастыр€ в  остроме музей просто выгнали, а монахи оставили себе те вещи из ћузейного фонда, которые сочли принадлежавшими прежде монастырю.

ƒва других примера – московские. ¬ Ќоводевичьем монастыре иконы, вход€щие в ћузейный фонд, переданы церкви на временное хранение. ¬озможный вариант, и, насколько € знаю, они даже пытаютс€ сейчас принимать какие-то меры, чтобы их не испортить, но учтите, что в данном случае речь идет о столичном пам€тнике, включенном в число объектов ёЌ≈— ќ, который у всех на виду. ƒругой пример – храм “роицы в Ќикитниках. “ам вынули музейные иконы из иконостаса и собираютс€ их заменить на копии. ¬ результате будет разрушен редчайший ансамбль архитектуры и живописи, а по-прежнему принадлежащие музею иконы будут похоронены в запасниках, поскольку их негде выставл€ть.

Ѕолее близкий ѕетербургу пример вовсе вопиющий. “оропецка€ икона XIV века была изъ€та у –усского музе€ и передана на посто€нное хранение в –еставрационный центр им. √рабар€. Ќо туда можно передавать музейные предметы только на временное хранение на период реставрации. ѕо факту, как мы знаем, “оропецка€ икона находитс€ в храме в частном элитном поселке под ћосквой.

–  ак вы думаете, каким мог бы стать итог референдума о передаче церкви »саакиевского собора?
– —овсем не таким, как думают многие петербуржцы. ѕредставьте себе жител€ промышленного города, возникшего в советские времена. »з музеев там есть только краеведческий с отделом изобразительного искусства, где выставлены скромные картины местных художников. Ётот житель не знает тонкостей музейного хранени€ древних икон. ƒл€ него храм ассоциируетс€ с церковной службой, музей – с культпоходами и экскурси€ми. ј мы не сможем прийти к каждому и объ€снить суть дела. 

¬прочем, российский обыватель, который в массе своей не ходит в церковь, будет сохран€ть к ней ло€льность до определенного предела.

–  акого именно?
– я не социолог, чтобы выдать точный ответ. Ќо если вопросы «ј не слишком ли жирно?», «ѕочему все им?», даже не высказанные публично, овладеют массами, то ло€льность к церкви  исчезнет.         

¬адим Ў”¬јЋќ¬



 омментарии:

Ћиквидаци€ музе€-заповедника в ярославле - дикое преступление против русской культуры, вокруг которого должен быть дикий скандал. » что самое печальное, никто не оказывает этому сопротивлени€. Ќарод не в состо€нии сам мыслить. ” нас выход€т на ћарсово поле с глупыми антирелигиозными лозунгами, а сути никто не понимает, отождествл€€ интересы веры и церкви как таковой и интересы  ирилла и его мафии (а ведь они действуют как суща€ мафи€).

Ќаписал Uralico - 2017-03-24 21:24:56 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru