16+

Новости партнёров

Lentainform

Петербург открывает двери празднику танца - фестивалю балета Dance Open

06/04/2017

Петербург открывает двери празднику танца - фестивалю балета Dance Open

Как известно, путь к точке сборки мира лежит через дорогу к себе. «Познай себя», - гласит древняя мудрость, - и столетия культурного опыта вторят ей на разных языках. А настоящее говорит на всех сразу. В пространстве культуры все глубже и ярче эксперимент, в котором танец, музыка, литература, театр, кино, живопись, фотография, телесные и духовные практики – встречаются, пересекаются и сплетаются в единый многослойный текст.


       И пусть эти языки непереводимы один на другой, но они дополняют друг друга и в этом обретают новые смыслы, новую силу и новое звучание.  В поисках гармонии, свободы, творчества мы жонглируем мирами: обращаемся к сказке – она мягко обнажает суть вещей; пускаемся в эзотерику, переосмысливаем историю, изобретаем формулу любви. Мы все те же, но иные: не боясь заглянуть в бездну, все яростнее ищем выход из экзистенциального лабиринта и, создавая культурный слой своего времени, не перестаем верить в силу и мудрость искусства.
 
Спектакли XVI сезона крупнейшего в России фестиваля балета Dance Open пройдут на Основной сцене Александринского театра с 13 по 24 апреля. По числу и статусу премьер, представительству балетных коллективов и стилистической многогранности программы зрителей ожидает крупнейший и один из самых ярких сезонов в истории Dance Open.  
 
Открытие сезона состоится 13 апреля всеми любимой сказкой. Важно отметить, что впервые в истории Dance Open в программу фестиваля включен детский спектакль. Но, поверьте, его надо смотреть обязательно, и именно всей семьей.  Свою «Снежную королеву» худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров создал в соавторстве с российским композитором Артемом Васильевым. Пронзительный смысл вечной истории на запредельном для слова уровне раскрывают музыкальные образы, захватывающие и обаятельные, и богатейший рисунок танца. 
 
Хореографию Самодурова сложно отнести к конкретному направлению: блестяще цитируя танцевальные стили от Петипа до «Риверданса», Вячеслав презентует зрителям и критикам «дайджест мирового балета», умудряясь при этом оставаться самим собой и никогда не опускаться до копий. Добавьте к этому потрясающую сценографию и изобретательную режиссуру, и вы поймете, почему во время недавней мировой премьеры спектакля на протяжении двух с лишним часов и дети, и взрослые завороженно смотрели на сцену. Никто не хотел пропустить что-то важное. В одном из интервью Вячеслав Самодуров сказал, что его «Снежная королева» – это, скорее, рассказ о том, что можно духовно расстаться с близкими людьми, физически не уходя от них. И о том, каких усилий стоит восстановить тепло и любовь родных, и какой путь порой надо проделать, чтобы вернуться и вернуть.
 
15 апреля размышления о поиске пути к себе будут продолжены едва ли не самым эзотерическим экспериментом в новейшей истории танцевального искусства. На протяжении многих лет израильская танцевальная компания «Батшева» во главе с ее бессменным лидером Охадом Наарином остается не просто хедлайнером contemporary dance, но идеологом и разработчиком одной из самых мощных философских телесных практик – импровизационной техники Gaga. Правда, сам Охад Наарин считает, что речь идет не о технике, а о новейшем языке телесности: овладев им, человек освобождает себя от искусственных оков гравитации и приличий, достигая извечно искомого баланса материи и духа, которые начинают работать в сотворчестве. Тело обретает мудрость, а разум – животную интуицию на уровне всех доступных природе органов чувств. Отсюда одновременно текучесть и исступленная точность, мучительная угловатость и, вместе с тем, ритуалистичная простроенность движений танца. 
 
На Основной сцене Александринского театра Dance Open представит знаменитый спектакль «Вирус Наарина». Строго говоря, его нельзя назвать балетом в традиционном понимании. Его основа и точка вдохновения — текст Петера Хандке, одного из ключевых писателей второй половины ХХ века, «великого смутьяна» европейской «новой волны». Пьеса «Оскорбление публики» была написана еще в 1960-х и стала едва ли не программным произведением неоавангардизма: отсутствие сюжета, действия и даже персонажей, позволяет очистить «данный момент времени в данной точке пространства» от любых смысловых примесей, диктуемых словами. 
 
Звукопись слов философского текста, каллиграфически выписанного не столько телом каждого конкретного танцовщика, сколько единым организмом ансамбля, позволяет проникнуть буквально в самую ДНК танцевального движения. Наарин не столько «ставит спектакль», сколько освобождает танцовщиков и зрителя, погружая их в глубины пластического креатива. 
 
Мировая премьера «Вируса» состоялась 14 марта 2001 года в Центре Сюзанн Деляль в Тель-Авиве. Но даже через полтора десятилетия после он выглядит ошеломляюще новаторским и «иным». Потому что из раза в раз процесс постановки спектакля продолжается. С танцовщиками и зрителями в главной роли. Из раза в раз – в поисках пути от себя к себе. 
 
17 апреля зрители Dance Open увидят «Золушку» Пермского балета. Художественный руководитель труппы Алексей Мирошниченко и его творческая лаборатория представят, пожалуй, самую оригинальную интерпретацию всемирно известной сказки: ее сюжет перенесен в Москву конца 50-х-годов XX века, а действие происходит в пространстве «Главного театра страны». 
 
Мировая премьера пермской «Золушки» состоялась в декабре прошлого года. Премьера в Петербурге обещает стать подлинным украшением фестивальной программы. В этом спектакле есть все. Полномасштабный классический балет с роскошной музыкой, обилием костюмов и декораций, «большая» хореография и оригинальная режиссура в духе рязановской «Карнавальной ночи» или даже «Весны» Григория Александрова. Есть хореографические приметы «балетного реализма» 30-х и «балетного симфонизма» 50-х, динамичная смена картин и эпизодов, сотни костюмов, создающих упоительно ностальгическую, порой щемящую ауру. Есть искрящийся юмор и богатый аллюзиями драматургический язык... 
 
А еще – умный, тонкий и по-человечески мощный финал: не благодаря, а вопреки. Другой, чем в сказке, предопределенный злокозненностью темных сил, но от этого только более пронзительный и светлый. И, конечно же, подлинное эстетическое удовольствие от работы Пермской труппы – особенно тепло принимаемой в Петербурге, несомненно, одной из лучших сегодня в России и в мире. 
 
19 апреля Национальный балет Польши представит спектакль «Буря» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, которую многие исследователи считают его поэтическим завещанием – непредсказуемым, многослойным и открытым для бесконечных интерпретаций. Предстоящая российская премьера во многих смыслах претендует на то, чтобы стать кульминацией сезона. 
 
Судите сами. Сказочно-философский сюжет притчи гения ренессанса. Достойная драматургического материала режиссура: дурманящий микс эмоций и смыслов, вихрь, несущий свежие силы духовного обновления. Неоклассическая хореография Кшиштофа Пастора – квинтэссенция современного переосмысления классических канонов. Сильная академическая труппа, стремительно поднявшаяся к верхним строкам балетных рейтингов. Изысканная сценография, сочетающая ожидаемую театральность и настоящий прорыв в применении современных технологий. Видео-сценография иранской художницы Ширин Нешат, названной в 2010 году «Художником десятилетия», созданная в сотворчестве с Шоджем Азари. Костюмы «предельно театральной» Татьяны ван Вальсум. Музыкальный ряд, напоенный ритмом иранских народных мелодий и прошедший сквозь единое ментальное пространство европейской культуры – от шекспировского современника Таллиса до молодого и дерзкого Мишеля ван дер Аа. 
 
Здесь – настоящее слияние талантов, и, несмотря на разновекторность сил, всё здесь гармония, все – единство, все – равновесие и баланс.
 
Сам Кшиштоф Пастор считает, что у этой пьесы нет однозначного финала или морали. Возможно, Шекспир намеренно оставил так много пространства для толкований. И тогда становится понятно, почему «Буре» не нужен пассивный наблюдатель: каждый раз она требует от зрителя интеллектуального соучастия, и в этом секрет ее современности.
 
Два вечера подряд, 21 и 22 апреля, Dance Open и творческий партнер проекта петербургская компания БУШЕ представляют исключительное событие, которое команда фестиваля готовила несколько лет: гастроли одной из ведущих современных балетных трупп мира – Нидерландского театра танца / NDT 1. 
 
В состав труппы под руководством мэтра Пола Лайтфута входят 28 феноменальных танцовщиков из разных стран мира в возрасте от 24 лет до 41 года, каждый из которых – подлинный талант. В репертуаре труппы – свыше 600 постановок таких выдающихся балетмейстеров, как Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Кристал Пайт, Марко Гёке, Александр Экман и других.  NDT1 активно гастролирует по миру: ежегодно спектакли труппы проходят в разных странах Европы, США, Азии и Австралии. 
 
В нынешнем театральном сезоне звездный маршрут NDT1 ведет в Петербург. Зрители Dance Open увидят три знаменитых одноактных спектакля: «Дотянуться до звезд» («Shoot The Moon») и «Немое пространство» («Silent Screen») Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Филипа Гласса, а также мини-балет «Тонкая кожа» («Thin Skin») Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кит Джарретт.
 
Cмешав в Shoot The Moon лирическую красоту движений с конвульсивной буффонадой внутреннего безумия, намеренно пропустив метафору паники и страсти сквозь ленту повторяющихся кадров черно-белого кино, Лайтфут и Леон создали бесконечную серию отражений одной истории. Истории любви, сюжет которой, казалось бы, затерт и прост, но… Покрытые черно-белыми обоями стены продолжают движение, и, каким бы способом ты не решил покинуть этот экзистенциальный лабиринт – через окно или через дверь, универсального ответа, как «Дотянуться до звезд», не существует в природе. Ведь путь от себя к себе у каждого свой.  
 
Продолжая сращивать танец с другими видами искусств – с театром, кино, музыкой, инновационным визуальным арт-опытом, – в «Немом пространстве» творческий тандем Лайтфут и Леон ставит блистательный психологический эксперимент. В буквальном смысле они создают историю, которую зритель рассказывает себе сам. Фон соткан из больших экранов, на которых, словно во сне, возникают, перевоплощаются и сменяют друг друга причудливые образы. 45 неимоверных минут Silent Screen окунает зрительный зал то в полное спокойствие, то в форменную панику под звуки известных кинематографических мелодий мистического Филипа Гласса. 
 
«Тонкая кожа» (Thin Skin) — это посвящение иконе панк-рока и поэту Патти Смит. Ритмически сложные музыкальные композиции, подчас исполняемые на одном дыхании, визуально и акустически созвучны ни на что не похожему неистовому языку тела, созданному Гёке. «Сознание — это картинка. И в этом намёке на спираль есть уголок. Возможно, — это вирус, возможно, — это татуировка духа», – пишет Смит, и танцоры Гёке, с ног до головы покрытые татуировками, создают под эти слова постоянно меняющийся эфемерный мир. Танец неуловим, но он проникает через кожу, через тонкую кожу… И становится частью тебя на пути, где никто не даст ответа: свою ли жизнь ты живешь? Никто. Кроме тебя самого. 
 
Кроме пяти спектаклей – встреч с великими хореографами и сильнейшими коллективами современности, зрителей фестиваля ждет Гала звезд Dance Open.  Традиционно завершающий сезон экскурс по вершинам мирового хореографического опыта соберет только самых ярких звезд балетного мира. В программе концерта, который состоится 24 апреля, заявлены солисты ведущих балетных трупп и их самые яркие номера. 
 
Международная образовательная программа для студентов балетных школ мира в этом году пройдет с 20 по 24 апреля в учебных классах Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Среди преподавателей мастер-классов – ведущие солисты балета с мировым именем, педагоги-репетиторы Мариинского театра, академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 23 апреля на сцене Эрмитажного театра пройдет отчетный Гала-концерт юных звезд.             


‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
ГК «Нефтетанк» - мягкие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов от российского производителя