16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

„то такое петербургска€ мода

20/04/2017

ƒва-три раза в год —ћ» сообщают о Ќедел€х моды в ѕетербурге. —южеты на телеканалах, фотографии моделей в журналах создают впечатление, что модной индустрии в городе неведомы кризисы и светска€ тусовка только и мечтает, как бы купить новые шедевры петербургских дизайнеров. Ќа самом деле все не так. Ђ√ород 812ї попыталс€ разобратьс€: что происходит в модном бизнесе, и вообще Ц есть ли мода в Cеверной столице.


          Ѕорьба за дефиле

ѕерва€ Ќедел€ моды – «ƒефиле на Ќеве» –  прошла в 2000 году. ≈е основательницей была »рина јшкенадзе. ћногие отмечают ее сумасшедшую энергию и фанатизм в создании дефиле как культурного €влени€. «√ород мне  сначала не помогал, – говорит г-жа јшкенадзе. – я понимала: буду € – будет «ƒефиле на Ќеве». Ќе буду – не будет и его». ¬се ведущие дизайнеры города стремились попасть в участники.

«»ƒефиле»  по€вилось, когда все верили, что к нам поедут байеры и дизайнеры из ≈вропы, начнут покупать наши вещи, – рассказывает —тас Ћопаткин. –  ћы делали коллекции, соблюда€ сезонность, на каждом показе демонстрировалось до 40 коллекций (дл€ сравнени€: сегодн€ на официальной —анкт-ѕетербургской неделе моды  их набираетс€ от силы 10. –  ј.ћ.).

«ћы за€вили, что «ƒефиле» может быть инструментом, который позволит профессиональному сообществу работать по профессиональным законам», – рассказывает »рина јшкенадзе. ѕо ее словам, тогда дизайнеры не знали элементарных вещей:  что такое договор, не слышали про сертификаты, вообще существовали сами по себе… «а четырнадцать лет существовани€ «ƒефиле» прошло 28 раз.

“ри года назад свою помощь  в организации Ќедели г-же јшкенадзе предложил холдинг Fabric Fancy, выпускающий собственные коллекции.  «ћне они показались симпатичными реб€тами,  – рассказывает »рина јшкенадзе. – Ќо в течение полутора-двух лет случилось то же самое, что в сказке про луб€ную избушку». Ќовые партнеры, по ее словам, сделали все, чтобы стать полновластными хоз€евами: прибрали к рукам все  соцсети и сайт «ƒефиле», уволили команду јшкенадзе, даже собирали на нее компромат. ¬ итоге она отказалась от сотрудничества с Fabric Fancy,  но так как марка «ƒефиле на Ќеве» была зарегистрирована на нее, то бывшим компаньонам г-жи јшкенаде пришлось придумать новое название. “ак по€вилась официальна€ Ќедел€ моды —анкт-ѕетербурга (St Petersburg Fashion Weeк).

ќтношение к SPbFW в профессиональном сообществе неоднозначное: от «вау-вау» до «непон€тно что это».  ѕерва€ оценка даетс€ теми, кто  принимает  в ней участие, втора€  – теми, кто близко к ней не подходит. ќснователь Aurora Fashion Week   јртем Ѕалаев сказал «√ороду 812», что  организаторы SPbFW «имитируют развитие индустрии».

—осто€вшиес€ дизайнеры называют более реальные причины непри€ти€. «Ёто частна€ Ќедел€ моды, – говорит —тас Ћопаткин. – ќна принадлежит  Fabric Fancy,  и на ней эта компани€ пиарит свои вещи. ќни приглашают молодых дизайнеров лишь по той причине, что без них она похожа на болото». ≈лена Ѕадмаева выразилась более сдержанно: «ќна нужна, как площадка дл€ молодых дизайнеров, но дл€ развити€ моды она не играет никакой роли».

« ака€ Ќедел€ моды без имен? – задала  вопрос ≈лена Ѕадмаева, и сама ответила. – Ёто выставка народного хоз€йства». ѕредложила спросить у организаторов: почему в ней не участвуют известные петербургские дизайнеры.

 огда мы спросил об этом президента и генерального директора SPbFW  онстантина Ћукина, то он  заверил, что  у них «показывались практически все ведущие дизайнеры ѕетербурга». » большое значение, по словам Ћукина, его недел€ имеет дл€ молодых дизайнеров, правда, из тех, кто чего-то добилс€ впоследствии, назвал только √алину ƒрозд с ее брендом Metrikа.

—колько еще модных показов в ѕетербурге

ќснователю и генеральному продюсеру Aurora Fashion Week   јртему Ѕалаеву повезло больше, чем »рине јшкинадзе, – он остаетс€ бессменным руководителем своего детища. ≈го проект недели моды был поддержан в 2010 году спонсорами (холдингом «јдамант»), а попечительский совет возглавила тогдашний вице-губернатор јлла ћанилова.  ÷ели  были за€влены исключительно патриотические: поддержка модной индустрии в ѕетербурге.

 —остав участников формировалс€ из дизайнеров, которые регул€рно создавали сезонные коллекции. ”частие дизайнеров в Aurora Fashion Week,  в отличие от «ƒефиле на Ќеве», было бесплатным.  јртем Ѕалаев, как и  онстантин Ћукин, утверждает, что в ней принимали участие «все ведущие дизайнеры города» плюс иностранцы (ƒавид  ома, “ом Ѕраун, ћэрика “рансу). ѕосле 2014 года участие заграничных модельеров стало проблематичным.

Ќекоторые дизайнеры называют проект Ѕалаева в большей степени светским меропри€тием, чем показом коллекций. «≈сли бы это было так, – удивл€етс€ Ѕалаев, – то почему мы интересны прессе?  Aurora Fashion Week сложно назвать непрофессиональным меропри€тием. ƒругое дело, что такие меропри€ти€ не могут существовать без работающей индустрии.   сожалению, в ѕетербурге ее нет.  Ѕолее или менее интересные дизайнеры уехали в ћоскву, где больше рынок, а в ѕитере очень низка€ покупательска€ способность дизайнерской моды».

¬еро€тно, поэтому, или по другой финансовой причине, с 2014 года Aurora Fashion Week проходит раз в год. —ам г-н Ѕалаев объ€сн€ет это нежеланием имитировать де€тельность. ѕо его словам, сезонность в моде стала анахронизмом, и мировые дизайнеры уже не готов€т  две коллекции в год.

¬ этом году «јврора»  решила круто помен€ть направление. «ћы решили уйти  от дизайнерской моды, – говорит јртем Ѕалаев. – » не планируем к ней возвращатьс€. Ќас больше интересует уличные мода и культура».

≈ще одно модное городское меропри€тие – театрализованное представление «јссоциации» – проходит с 2009 года в ћузее-заповеднике «÷арское —ело». «»значально мы задумали создать особый повод дл€ посещени€ ≈катерининского парка, – рассказала директор музе€-заповедника ќльга “аратынова. –  »сходили из того, что дизайн одежды, мода – составна€ часть культуры, а творчество модельеров органично вписываетс€ в музейную среду». »звестные петербургские дизайнеры создают дл€ «јссоциаций» коллекции  на заданную музеем тему, а показы проход€т в ≈катерининском и јлександровском парках. Ёто скорее шоу-дефиле дл€ туристов, несмотр€ на то что на подиуме показывают коллекции мастеров.

ѕериодически в городе по€вл€лись и другие Ќедели моды – то в торговом центре, то в ресторане, то в ночном клубе.  ак правило, проходили они один раз. »ногда, по рассказам дизайнеров, скучающие жены состо€тельных предпринимателей заказывают дизайнеру коллекцию,  оплачивают ее пошив, и все это ради того, чтобы после показа выйти на подиум дл€ аплодисментов публики и фотографий в журналах.

ќткуда деньги на Ќедели?

≈сли »рина јшкенадзе не скрывает источники финансировани€ «ƒефиле на Ќеве» (спонсоры, взносы участников и несколько сот тыс€ч рублей от  омитета по культуре) и называет сумму бюджета меропри€ти€ (3–4 миллиона рублей),  то ни один из организаторов других Ќедель моды не сказал нам о бюджете, сославшись на коммерческую тайну. »звестно, что основным спонсором SPbFW  в последние годы выступает ћинистерство промышленности и торговли –оссии, его баннеры украшают подиумы. “акже организаторы SPbFW  посто€нно благодар€т за поддержку вице-губернатора —ерге€ ћовчана.

«амминистра промышленности и торговли –оссии г-н ≈втухов отмахнулс€ от ответа «√ороду 812», а пресс-служба вице-губернатора ћовчана поручила подготовить ответ  омитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка.   ќтвет был  похож на отчет, из него можно сделать вывод, что поддержка организаторам SPbFW  оказываетс€ больше моральна€: «ƒавайте, давайте, реб€та!»

јртем Ѕалаев увер€ет, что  никогда не обращалс€ за помощью к госструктурам.

 ак приход€т в моду

ќдним из самых заметных участников прошлогодней SPbFW был бренд WEIRDo.  ≈го сооснователь »ль€  ћалиновский рассказал «√ороду 812», как он, по образованию экономист,  решил попробовать себ€ в модном бизнесе: «ѕервоначально была банальна€ иде€ – обогащение. ¬ одной из компаний познакомилс€ с дизайнером по одежде »риной »грушкиной. ” нее бурлили идеи, но ей не хватало команды и возможностей осуществить  их». ћалиновский и его друзь€ нашли такую возможность,  потратив свои сбережени€ на ткани и пошив. «—шить сегодн€ достаточно просто, дл€ этого не нужно иметь станки – есть производства, где все сделают по вашим лекалам и эскизам, – увер€ет »ль€ ћалиновский. – Ѕыло немного страшно, так как мы инвестировали сами в себ€». ¬ но€бре 2015 года WEIRDo организовало показ своей первой коллекции  в  јнненкирхе.   «аписи этого показа  в ютюбе увидел один из владельцев «—индиката моды» и пригласил их дл€ участи€ в Ќеделе. «”частие в ней платное, – рассказывает »ль€, – денег у нас на это не было, выручил грант – 150 тыс€ч рублей от господина  ондрушенко, благодар€ ему участие получилось бесплатным».
 
ѕо мнению »льи ћалиновского, сегодн€ в ѕетербурге осталось одно модное событие, сделанное профессионально, с расписанием – SpbFW: «ƒаже если она и на уровне детского утренника, то с годами станет расти. ¬ ѕетербурге выше концентраци€ творческих людей, чем в ѕерми или каком-то  раснодаре».

ќн очень доволен дальнейшей судьбой коллекции. ѕо его словам, в прошлом году перва€ коллекци€ (300 единиц) была распродана на 90 процентов (при цене от 3,5 до 22 тыс. руб). ¬ладельцы бренда отдавали  вещи в магазины, успешно шли продажи в »нтернете, особенно через »нстаграм: «ћы не только вернули все вложенные деньги, но и получили прибыль».

«—егодн€ мы находитс€ в стадии переосмыслени€, и новую коллекцию покажем осенью,  – говорит ћалиновский. –  ћы не хотим останавливатьс€. —ознание того, что двести человек в городе нос€т наши вещи, показало, что есть что-то важнее денег».

√де продаютс€

¬ городе не так много магазинов, которые продают одежду петербургских дизайнеров. ћодельеры с именами продают свои коллекции в своих ћодных домах.  “олько в Freedom представлен существенный ассортимент петербургской моды – более 60 процентов от всего ассортимента.  ак рассказал «√ороду 812» основатель компании Freedom Team ƒмитрий “имуршин: «ћы удел€ем внимание и тем, кто выпускает небольшие партии». ћногие иностранные покупатели, по его словам, интересуютс€ вещами, сделанными петербургскими модельерами.

«ачем столько дизайнеров?

¬ ѕетербурге есть несколько вузов, где учат на дизайнера одежды. Ќо  модельеры пожаловались «√ороду 812»,  что качество выпускников оставл€ет желать лучшего. «ќни ничему не научены», – говорит один. «¬се хот€т быть модельерами. Ќо их научили только рисовать эскизы», – поддерживает второй. «ќни не умеют шить», – выносит приговор третий. «ќчень многие молодые грешат тем, что шьют некачественно, – подтверждает четвертый. –  ¬ыгл€дит интересно, а сшито некачественно. —делано на коленке».

ѕо словам руководител€ кафедры дизайна костюма ’удожественно-промышленной академии им. барона Ўтиглица Ћарисы  оролевой, на курс набирают семь человек в год. «¬се наши выпускники состо€лись в дальнейшем», – утверждает она, называ€ имена јлександры Ўадриной, ≈вгении ћалыгиной, ѕавла ‘илатова. ќсобенную гордость вызывает в академии ƒавид  ома: сейчас он живет в Ћондоне, имеет свой ћодный дом, у него одеваетс€  Ћеди √ага.

»нститут дизайна костюма ”ниверситета промышленных технологий и дизайна выпускает в год 70 дизайнеров.  ак рассказал «√ороду 812» директор института, 80 процентов выпускников трудоустраиваютс€ по специальности – работают помощниками дизайнеров в ћодных домах. »з состо€вшихс€ дизайнеров он называет  ќльгу   ћал€рову, ћаксима —околова (одевает ведущих фигуристов –оссии, начина€ с ѕлющенко), ≈лизавету ќдиноких и  ≈гора —опова.

≈лена Ѕадмаева 15 лет руководила кафедрой костюма в Ёкономическом университете, но назвать имена своих учеников, ставших более или менее известными дизайнерами, не смогла. «Ќо они все трудоустроены», – увер€ет она.

Ќикто из состо€вшихс€ дизайнеров не смог назвать «√ороду 812» имена молодых дизайнеров, чьи работы им нрав€тс€ и за чьим творчеством они след€т. ¬се  кивали головами – дескать, много чего интересного по€вл€етс€, – но запоминать новые имена нет времени и необходимости. ѕри этом основательница бренда Satinn “ать€на ƒанилова считает, что дизайнеров в городе становитс€ больше и существует больша€ конкуренци€.
—тас Ћопаткин, чьи костюмы в прошлом году приобрел Ёрмитаж, считает, что показы стали более концептуальными. «Ќо концепт еще не одежда, – говорит он. – „тобы по€вилась одежда, нужна технологическа€ база».

«ћне кажетс€, причин дл€ волнений нет, – говорит он. – ћолодые не наступают нам на хвост. ƒа и работы хватит всем, и ничего плохого в том, что мы будем толкатьс€ локт€ми, нет. „ем больше претендентов, тем больше народа направит свой взгл€д на отечественную моду».

≈сть ли мода в ѕетербурге?


¬ мнени€х о существовании петербургской моды городские дизайнеры разделились: большинство мастеров с именем считают, что моды в ѕетербурге нет, оставшиес€ вер€т, что есть.

—огласны все только в одном: моды как индустрии нет. «ќна есть в ћоскве, – говорит —тас Ћопаткин, – ј в ѕетербурге – стиль». «¬ таком городе, как ѕетербург,  не может не быть моды», – не соглашаетс€ с ним јнна ќвчинникова. ≈лена Ѕадмаева увер€ет, что в петербургской моде  определенный стиль есть, но он не может развитьс€ без рынка.

ћолодые дизайнеры смотр€т на процесс более оптимистично. ёли€  ос€к считает, что молодежна€ мода в ѕетербурге ей интересна: «ћолодежь всегда лучше всех чувствует настроение времени».

ќ вкусах петербуржцев дизайнеры отзываютс€ некритично. ƒиректор по развитию F3 Studio ёли€ ‘омичева говорит, что в ѕетербурге очень много приезжих, поэтому столько смешени€, но подавл€ющее большинство жителей ѕетербурга предпочитают лаконичные образы и не€ркие тона в одежде. ј ≈лена Ѕадмаева говорит, что в ѕетербурге есть свой стиль,  и он в качестве вкуса.

ќсновательница бренда Satinn “ать€на ƒанилова считает, что   люди привыкли к стандартным брендам и дешевым ценам, а дизайнерска€ одежда стоит дорого. «ƒо кризиса было повеселее, – говорит она. – —ейчас идет импортозамещение, но особых улучшений € не вижу. “олько цены выросли на фурнитуру и ткани».

ќснователь Aurora Fashion Week  јртем Ѕалаев заверил «√ород 812»,  что та мода, которую мы знали в 90-е и 2000-е годы, умерла, это св€зано  с развитием средств производства и   коммуникаций. «—ообщество талантливых дизайнеров останетс€ и будет иметь свой круг почитателей, но это сложно будет назвать индустриальным развитием, потому что сегодн€ в мире одежда выпускаетс€ гигантскими тиражами, и девушки в ћоскве, Ўанхае и Ћондоне одеваютс€ одинаково».

ƒл€ кого работают ћодные дома

—тас Ћќѕј“ »Ќ, дизайнер:

– ћои клиенты в основном люди творческие. ” них необ€зательно может быть  професси€, св€занна€ с театром или телевидением. √лавное – что к своей одежде они подход€т творчески.  „аще всего € сам предлагаю им варианты пальто, костюма или плать€, но в процессе  примерок они делают свои замечани€, и € замечаю, как они относ€тс€ к тому, в чем хот€т показатьс€ в обществе.

¬ клиентской базе моего ћодного дома  200–300 человек. Ќекоторые заказывают вещи один раз в год, другие – два и более. ≈сть такие, кто носит мои вещи по дес€ть-п€тнадцать лет.

≈жегодно выпускаю   две – иногда три –  коллекции,  в каждой 60–80 экземпл€ров. Ёто могут быть  мужские костюмы, пиджаки, юбки, плать€, верхн€€ одежда.

я не был бы  против массового производства своей одежды, но в таком случае необходимо соблюдать определенные технологические процессы и придетс€ искать более дешевый вариант фурнитуры, что снижает качество  одежды.

я с восторгом отношусь к современной молодежной моде. ћне нрав€тс€ подогнутые джинсы и короткие носки дл€ кроссовок.

ћода – это когда большинство одето так или иначе, и следуют ей чаще всего люди от 20 до 30 лет. ≈сли человек не хочет стареть, то он стараетс€ одеватьс€ более современно.  стати, возраст легко можно определить по прическе у женщины или по брюкам у мужчины. — годами у любого человека определ€етс€ свой стиль: женщины станов€тс€ консервативнее в прическах, а мужчины склонны к классическим брюкам. Ќапример, стиль можно заметить у ћихаила Ѕо€рского по его знаменитым шл€пе и пилотке.

ћода всегда мен€етс€, и в этом нет ничего плохого. ќна должна существовать.               

јндрей ћќ–ќ«ќ¬



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru
 упить биткоин и лайткоин, лучший кошелек и биржа на Coinsbank.com