16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ћогут ли врачи стать жертвами потребительского экстремизма

14/06/2017

ѕетербургска€ стоматологи€ оказалась в центре двух громких историй. —начала российские —ћ» Ц с подачи —ледственного комитета Ц сообщали о пациентке, которой удалили в клинике ЂЅерикетї два дес€тка здоровых зубов. ѕотом вы€снилось, что зубы не удал€ли, а только депульпировали. » тут же случилс€ другой инцидент: балетмейстер ћариинки —ергей ¬ихарев умер в кресле стоматолога во врем€ медикаментозного сна.


         “еперь врачи-стоматологи опасаютс€ двух вещей: проверок со стороны надзорных органов и потребительского экстремизма – миллионных исков от пациентов, которым вдруг разонравитс€ проведенное лечение.

„лен правлени€ ѕетербургской стоматологической ассоциации ‘илипп »льин по€снил, что сам он против общего наркоза в амбулаторных услови€х, а не в стационаре. ¬ больнице в любой момент можно вызвать реанимационную бригаду, там всегда есть необходимые препараты. ¬ маленькой стоматологической клинике об€зательно должен иметьс€ реанимационный комплекс, в который входит мешок јмбу (дл€ искусственного дыхани€), жгут, аппарат дл€ трахеотомии и еще много чего. ƒифибрилл€тора в комплексе нет. “ак, ¬ихарева пытались вернуть к жизни непр€мым массажем сердца. ћешок јмбу если и был, то не помог.

– ¬ карточке пациента должен быть записан его аллергический статус, – говорит ‘илипп »льин. –  ак правило, пациентов опрашивают, были ли у них раньше полостные операции. ≈сли да и без осложнений, значит, организм доселе не выдавал аллергическую реакцию на подобные препараты, и их можно примен€ть. ≈сли же операций не было, препарат можно примен€ть с осторожностью, сделав специальную пробу. —ам € не люблю общий наркоз, потому что в процессе лечени€ нужна обратна€ св€зь с пациентом, а если он без сознани€ – ты его лечишь как некий фантом. ’от€ в 90-е годы очень часто стоматологическое лечение проводили под общим наркозом. ѕотом его попул€рность упала, потому что по€вились хорошие местные анестетики, полностью отключающую рабочую зону. “акже по€вились удобные эргономичные кресла, и врачам стало проще работать. —пециалистов по общему наркозу, который нужен эпизодически, часто приглашают со стороны: главное, чтобы врач представл€л организацию, котора€ обладает лицензией на проведение общего наркоза в амбулаторных услови€х.

– ј дет€м пропофол дают?
– ¬сегда выбор препарата остаетс€ за врачом-анестезиологом. — детской стоматологией сложна€ ситуаци€: дет€м часто нужен общий наркоз не только из-за их чувствительности, но из-за гиперактивности. ’орошо, что чаще всего его у нас дают  в услови€х стационара.  ѕлохо, что стационаров таких только два: больница –аухфуса и больница —в€той ќльги. ¬прочем, подвижки уже начались: рассматриваетс€ вопрос о возможности и целесообразности организации кабинетов дл€ лечени€ детей под седацией. „то может быть компромиссом  между общим наркозом и лечением под местной анестезией дл€ детей с резковыраженным негативным отношением к стоматологическому лечению. ј пока что дети вынуждены ждать своей очереди на операцию по полтора года. ƒети! ” которых зубы и прикус в стадии развити€. Ёто чревато еще большими осложнени€ми: ранн€€ потер€ зубов, изменение прикуса, которое впоследствии придетс€ исправл€ть другими методами и, возможно, с другими затратами, дисфункци€ жевани€ – а отсюда потер€ веса и обща€ недоразвитость.

– ≈сли наркоз давал приглашенный специалист – к кому в итоге будут обращены претензии?
–   организации, с которой заключен договор на осуществление общего наркоза. ѕри условии, что стоматологическа€ клиника свои об€зательства по стоматологическому приему выполнила без нарушений. ¬ том и заключаетс€ наша беда, что врач, дающий пациенту неправильное лечение – а такое тоже бывает, – немногим рискует. ¬ суд подадут не на него, а на клинику. ¬рач же в худшем случае получит нелестные отзывы в »нтернете. ≈сли бы врачи рисковали лишением своих сертификатов – как в јмерике, – они бы больше пеклись о своей репутации. ј у нас мне неизвестен ни один случай, когда у врача отзывали бы сертификат.

– ј про доктора  алмыкову, котора€ депульпировала 22 зуба пациентке „ижовой, вы что думаете?
– ћне категорически не нравитс€ ни эта истори€, ни то, как ее интерпретируют. ¬ телепередачах нагнетают истерию, а врача выставл€ют шарлатанкой, котора€ с помощью ЌЋѕ и какого-то непон€тного чаепити€ вынудила пациентку заключить с ней договор. — другой стороны,  алмыкова совершила ошибку, когда стала скрыватьс€ от пациентов, а потом не пришла на судебное заседание. » практику псевдобанкротства – когда проигравша€ миллионный иск в суде клиника закрываетс€, а на ее месте тут же по€вл€етс€ нова€ с теми же владельцами – € тоже никак не могу одобрить. ќднако это лично мое мнение, и € воздержусь от обсуждени€, так как не видел ни материалов дела, ни экспертного заключени€.

– ј как надо строить отношени€ с пациентом, чтобы не было  потребительского экстремизма?
– ћой совет пациентам: никогда не начинайте лечени€, пока доктор не объ€снит вам весь смысл, последовательность действий и возможные осложнени€ лечени€. ќн, например, скажет: зуб может поболеть при надкусывании в течение двух дней, а если будет болеть дольше – приходите. ѕри более глубоком лечении – установке импланта или резекции корн€ – боль или отек могут продержатьс€ дольше, вплоть до недели. ≈сли дольше – это уже повод забить тревогу.   сожалению, иногда врач может про€вл€ть неуместный снобизм, ничего не объ€сн€€ про ход лечени€ или так, что неспециалисту будет непон€тно. Ќо пациент вправе требовать пон€тного объ€снени€ – и только после него подписывать добровольно-информированное согласие на лечение. я всегда объ€сн€ю пациенту, что ситуаци€ может оказатьс€ сложнее, что глубокий кариес может обернутьс€ пульпитом, а это потребует уже другого лечени€. » вс€кий раз, когда пациент высказывает малейшее недовольство или сомнение, – нужно предлагать ему послушать мнение другого врача.

»стори€ болезней


ѕациентки клиники «Ѕерикет» и конкретно доктора Ёммы  алмыковой предъ€вл€ют одинаковые претензии. ќбе заплатили за лечение пор€дка 800 тыс€ч рублей. »справл€€ им дисфункцию височно-нижнечелюстных суставов (это редкое заболевание), врачи поставили коронки на здоровые, но слишком короткие зубы. ƒл€ этого их потребовалось депульпировать. ѕациенты считают, что лечение получилось неудачное: процесс жевани€ стал болезненным, корни зубов воспал€лись. ѕациент „ижова решила обратитьс€ к врачам из другой клиники. —оставленна€ ими смета впечатл€ла: за переделку всей предыдущей работы они попросили 3 миллиона рублей. ќтсюда гигантска€ сумма предъ€вленного «Ѕерикету» иска: 850 тыс€ч – возврат по чеку еще столько же – за просрочку этого возврата, три миллиона за повторное протезирование и нека€ сумма за моральный ущерб – и в общем итоге почти 6 миллионов. » суд, справившись за два заседани€, удовлетворил этот иск в полном объеме. ѕравда, получить по нему деньги не удалось, так как клиника обанкротилась. ј в конце ма€ стало известно, что против доктора  алмыковой возбуждено уголовное дело о мошенничестве. “огда и по€вилс€ мем про 22 удаленных зуба.

Ќа профессиональных форумах стоматологи удивл€ютс€ решению суда, но отмечают, что истица-пациентка сама юрист по профессии: она же консультировала потом других пациенток, благодар€ чему в уголовном деле по€вилось еще двое потерпевших. ”дарившуюс€ в бега Ёмму  алмыкову почти не вспоминают, но все озабочены тем, что скандал приведет к необоснованным жалобам пациентов. ќбщее резюме такое: самый опасный пациент – это юрист, который не задает вопросов. ќчень возможно, что лежа в стоматологическом кресле, он уже вынашивает мысль, как получить квалифицированную помощь, а потом не платить по счету.

ѕо факту гибели —ерге€ ¬ихарева ведетс€ доследственна€ проверка.               

Ќина ј—“ј‘№≈¬ј



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru