16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ѕочему 150 лет назад студенты протестовали активнее, чем сейчас

29/06/2017

’от€ молодежь по своей природе Ц сама€ революционна€ часть населени€, в современных российских протестах участие молодежи непривычно. » всегда вызывает ажиотаж. ќднако в отечественной истории был уникальный период, 1860Ц1870-е годы, когда тыс€чи, если не дес€тки тыс€ч студентов, отказавшись от карьеры и комфорта городской жизни, на годы уходили в деревни работать сельскими учител€ми и фельдшерами, чтобы готовить революцию. Ќазывалось это хождением в народ.


         ќ том, почему оно произошло и почему не повтор€етс€, «√ород 812» поговорил с Ѕорисом –ќ∆ ќ¬џћ, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры общеобразовательных дисциплин ¬осточно-≈вропейского института психоанализа.

–  ак так случилось, что эпоха јлександра II, самого либерального цар€ в истории страны, стала эпохой самого массового студенческого революционного движени€?

– ≈сть такое расхожее мнение, что чем больше нажим – тем больше сопротивление. Ќо это физика. ≈сли мы посмотрим на предшествующую николаевскую эпоху, там был колоссальный нажим – и никаких выступлений. Ёту эпоху называют апогеем самодержави€, что-то вроде нынешней вертикали. Ќо на штыке долго не усидишь. ѕоражение в  рымской войне показало обществу, что что-то не так.

– Ќо ведь есть другой пример – јлександр  III: тоже жестка€ политика, но при этом без экономического краха.
– ѕр€мых св€зей между политикой и экономикой нет, они развиваютс€ параллельно. ƒругой вопрос – экономика развиваетс€ благодар€ жестким мерам или вопреки им? Ќо возвраща€сь к интересующей нас эпохе: в стране с воцарением јлександра II начинаютс€ либеральные реформы. ¬роде бы общество должно аплодировать власти. Ќо именно в это врем€  начинаютс€ хождение в народ и политический террор, который завершилс€ убийством самого императора-освободител€. Ёто парадокс, который пытались объ€снить все – от современников, √ерцена, до –адзинского.

– » как он объ€сн€етс€?
– я думаю, во-первых, уходит страх. ќтмен€етс€ цензура, вводитс€ автономи€ университета, по€вл€етс€ знакомое нам по горбачевским временам слово «гласность», по€вл€ютс€ либеральные издани€ – «—овременник», «ќтечественные записки». ¬ласть пригласила общество к обсуждению проблем. ’от€, заметим в скобках, отмена крепостного права готовилась тайно. Ќо общество-то реагирует совсем не так, как ожидалось. ќно говорит: «ƒождались! –аньше мы вас бо€лись, а теперь мы вам покажем!»

– “о есть общество не противопоставл€ло консервативного Ќикола€ и либерального јлександра?
– я бы не стал говорить, что јлександр был таким уж либералом. ƒа, он был человеком умным и все понимал, но он воспитывалс€ отцом, убежденным сторонником самодержави€. Ќо речь шла не о личности конкретного цар€. –ечь шла о системе – самодержавной монархии. ¬ласть хотела перемен, но по принципу «такие гоголи, чтобы нас не трогали». ј общество требовало кардинальных. ¬ этих услови€х любое «нельз€» со стороны власти, на которое в николаевские времена и внимани€ бы не обратили, воспринималось болезненно. «ападники хотели парламент, слав€нофилы – земский собор, что, в общем, одно и то же. ¬ это врем€ вспоминаютс€ проекты декабристов.

– Ќасколько общество было с ними знакомо? ѕро них же в гимнази€х не рассказывали.
– “ак же, как общество при советской власти было знакомо с иде€ми —ахарова. Ќе очень хорошо, но как-то знакомо. ≈ще очень важный фактор: рост попул€рности образовани€. ¬ 1860-м университеты фактически получили автономию, отменена цензура. Ѕюджетное финансирование было небольшим, поэтому образование платное, но сн€ты сословные ограничени€, и в университеты пошли все, у кого были средства: дети купцов, мещан, св€щенников, а также много вольнослушателей.

”правление университетами перешло в руки советов профессоров. Ќо при этом, в отличие от ≈вропы, студентов к управлению не допускали. ќни у нас в –оссии всегда воспринимаютс€ как объект обучени€. „то ты тут выступаешь и рассказываешь бородатым профессорам в пенсне, как им жить? ¬от выучись, сам стань таким – тогда пожалуйста. » это, конечно, молодежи не нравилось.

ƒальше. ќбщежитий, за исключением военных и элитных учебных заведений, не было. —туденты снимали квартиры, а денег у них было мало. ¬спомните –аскольникова: сегодн€ мама прислала деньги, завтра – нет. ѕоэтому селились вместе, объедин€€сь по принципу земл€честв. Ёти земл€чества – база дл€ возникновени€ нелегальных кружков. „то студенту делать после лекций? Ќи »нтернета, ни даже кинематографа. »ли в библиотеке заниматьс€, или в трактире пиво с соленым горохом пить, или дома сидеть – книжки читать, обсуждать...

– ѕон€тно, создаютс€ предпосылки. Ќо должен быть повод.
– ѕервые студенческие выступлени€ произошли в 1861 году, как раз в год отмены крепостного права. Ќо это не св€занные между собой событи€. Ѕыл такой ≈вфимий ѕут€тин, адмирал и дипломат, долго служил в японии, и его зачем-то назначили министром просвещени€. ” него были разные проекты – например, ввести об€зательное преподавание €понского €зыка. японский €зык ему вводить не разрешили, а велели навести пор€док в университетах. ќн начал с того, что выгнал всех вольнослушателей. ј вольнослушатели в основном – это студенты, которые хот€т учитьс€, но сейчас у них нет денег. ѕотом запретил после лекций оставатьс€ в аудитори€х. Ёто было нарушение прав, к которым уже привыкли. Ќачались протесты. —туденты могли свистеть на лекци€х, топать ногами, если не нравилось то, что преподаватели говорили. Ѕыли случаи, если преподаватель оскорбл€л студента, студент публично давал ему пощечину.

– Ќе нравилось именно с политической точки зрени€?
– ¬ основном – да. —амый известный кружок того времени, созданный как раз на базе земл€честв, – ишутинский. Ќиколай »шутин 1840 года рождени€, ему 21 год, он исключен из университета. ќдин из членов его кружка – ƒмитрий  аракозов, того же года рождени€, который в 1866 году совершил первое покушение на јлександра II – стрел€л в него у Ћетнего сада. ¬се эти студенты-революционеры – люди, которые вообще не видели жесткой николаевской эпохи. ¬ера «асулич, например. –одилась в 1849 году. ”ж ей чего жаловатьс€? ќна градоначальнику “репову две пули в живот засадила за то, что он приказал выпороть политического заключенного, а суд ее оправдал. «асулич после этого быстренько сбежала за границу и продолжила революционную де€тельность.

– ј были среди молодежи сторонники существовавшей системы?
– ƒа. ќтличники, которые хотели именно учитьс€, а не митинговать. ƒвор€не. ¬се-таки тогда еще существовало сословное разделение: двор€не были в основном ло€льны монархии, а в революцию в основном шли разночинцы. Ќо эта молодежь никак себ€ не про€вл€ла. ¬ообще, студенты не раздел€лись: если бунтовал университет, то в основном из-за нарушени€ корпоративных прав. » тогда бунтовали все вместе.

—тудентов-революционеров заботило не их личное положение, это повод. ќни возмущались бедственным положением народа, причину которого видели в самодержавии.  “о, что царь проводил либеральные реформы, – неважно. »х интересовал јлександр Ќиколаевич –оманов не как человек, а как символ.  аракозов писал: «√рустно мне стало, что погибает мой любимый народ, и вот € решил уничтожить цар€-злоде€ и самому умереть за свой любезный народ». »менно в это врем€ публицист ѕетр Ѕоборыкин вводит термин «интеллигенци€». Ёто не европейские интеллектуалы, то есть корм€щиес€ интеллектуальным трудом. ќсновной признак русского интеллигента – наличие совести и вера в народ. ќщущение долга и вины перед народом: мы-то книжки читаем, а он за плугом ходим.

– —овестливый кресть€нин – не интеллигент?
– Ќет, хот€ был рабочий-интеллигент: начитанный рабочий, который переживает о судьбе народа. ƒолгое врем€, например, в левых кругах дебатировалс€ вопрос: подавать ли руку ћенделееву. ѕотому что он – монархист.

» вот после выстрела  аракозова началось закручивание гаек. ¬ведена цензура, закрыты либеральные журналы, арестованы „ернышевский и ѕисарев. “огда-то и начинает работать закон, что действие вызывает противодействие. —туденты устраивали демонстрации, собирались перед университетом и толпой шли по Ќевскому. ¬ ответ арестованных или замеченных за участием в беспор€дках стали из университета исключать. » вот образовалась критическа€ масса. ќтчисленные, выгнанные вольнослушатели, те, у кого нет денег на продолжение учебы. Ќо пон€тно, что их сил дл€ революции не хватит. «начит, надо поднимать народ. √ерцен так пр€мо и писал: « уда же вам детьс€, юноши, от которых заперли науку? —казать вам, куда? ¬ народ!»

– ј кака€ идеологическа€ программа?
– ќсобой программы нет. —вержение монархии, личные свободы. » у них было представление, что русский народ – социалист. Ѕыло три направлени€ революционной мысли. »х идеологи – не студенты, а уже взрослые и опытные революционеры. Ѕакунин, Ћавров и “качев с Ќечаевым. ѕервый говорил, что народ готов к бунту, надо только разжечь пожар, он захватит одну деревню за другой, и монархи€ рухнет. » вот эти бывшие студенты идут в деревни, приход€т на кресть€нские сходы и начинают там агитировать.

–  ресть€не так просто пускают их на свои сходы?
– ќни маскировались. ќдевались коробейниками – вспомним  картину –епина «јрест пропагандиста», книгоношами и т.д. ј кресть€нам было интересно послушать нового человека – телевизора-то нет. ¬от он им рассказывает, что землю у помещиков отобрать, все поделить, – это они слушают с интересом. ѕотом говорит: но главное зло – это царь, его надо скинуть. “ут кресть€не уже перегл€дываютс€: это крамола на цар€-батюшку. ќни народ тихий. ” —алтыкова-ўедрина, кажетс€, ур€дник рассказывает: €, когда слышу про бунт в деревне, мне лень ехать – € кладу свою фуражку в бричку и отправл€ю. Ѕричка проедет по деревне, кресть€не вид€т фуражку – и тишина. 99% арестованных народников сдали полиции сами кресть€не. Ќа этой же картине –епина экскурсоводы еще в советские времена обращали внимание публики: «ѕосмотрите, товарищи, кто держит пропагандиста? ”р€дник где-то в стороне, следователь сумки обыскивает, а держат – кресть€не». ¬ общем, иде€ Ѕакунина себ€ не оправдала.

ѕосле этого была втора€ волна, сама€ массова€ – в 1874 году. ¬ этом году как раз случилс€  большой голод в —реднем ѕовольжье, и кресть€не действительно были более склонны к бунтам. ’от€ весьма своеобразным. Ќапример, в одной деревне решают разграбить помещичий амбар, потому что у помещика есть зерно, а у кресть€н – нет. Ќо ведь за это можно попасть на каторгу. ќднако всех не арестуют – арестуют только зачинщиков, кто замок с барского амбара сбивал. ѕоэтому они вз€ли длинную веревку, прив€зали к скобе – и всей деревней замок сорвали. «ерно растащили, приехал ур€дник – а зачинщиков нет. ¬сю деревню-то не арестуешь.

¬ 1876 году возникла крупна€ организаци€ – ««емл€ и вол€». Ќекоторые считают, что в ней чуть ли не 80 тыс€ч участвовало, но это очень условные оценки. ≈динственна€ точна€ цифра – всего за хождение в народ было арестовано более 4 000 человек.

– » чем кончили эти 4 000 арестованных?
– «авели около 770 дел, до суда дошли 193 человека. Ѕыл в 1877 году знаменитый «процесс 193-х». »з них были осуждены на каторгу в тюрьму и ссылку 99 обвин€емых, остальных либо признали невиновными, либо зачли сроки предварительного заключени€. ¬ частности, освободили ѕеровскую и ∆ел€бова...

– ¬ернемс€ ко второй волне хождени€  в народ – они с чем в него ходили?
– Ёта втора€ волна следовала идеологии ѕетра Ћаврова, который говорил, что народ темен, но без него – никак. ѕоэтому надо заниматьс€ планомерной пропагандой среди кресть€н. ќни больше не звали –усь к топору, они шли в деревни устраиватьс€ учител€ми, фельдшерами, агрономами и просвещать народ. Ќо вот они год живут в деревн€х, два – а кресть€не как не могли выговорить слово «конституци€», так и не могут. ¬ 1879 году ««емл€ и вол€» раскололась на две части. ѕлеханов, «асулич и другие решили, что надо продолжать пропаганду. —оздали организацию «„ерный передел». ѕотом они переключились на рабочих, уехали в ∆еневу и пропагандировали оттуда. ¬тора€ часть встала на путь “качева и Ќечаева, так называемые народовольцы. ќни учат, что народ, при всем к нему уважении, – пассивное стадо. Ќо есть герои, которые могут повести его за собой. ѕомните, –аскольников вы€сн€л, к кому он относитс€ – к личност€м, или к толпе? “варь дрожаща€ или право имеет? Ќечаев написал « атехизис революционера», который озвучил во врем€ суда, а судебные выступлени€ публиковались в печати. “ам он выступал в духе того, что цель оправдывает средства: если дл€ революции надо убить, то убить, и т.д. Ёто все тоже использовал ƒостоевский в  романе «Ѕесы».

¬ конечном итоге эта часть ««емли и воли», получивша€ название «Ќародна€ вол€», пришла к идее цареубийства, потому что другие теракты – убийство шефа жандармов, покушение на петербургского градоначальника и т.д. – к народному восстанию не приводили. » это уже не истори€ революции, а истори€ индивидуального террора.

– ј какие вообще у студентов того времени были перспективы? —оциальные лифты существовали, или революци€ – единственный способ реализации амбиций?
– ѕерспектив было очень много. ћожно заниматьс€ наукой, естественные науки пользовались большой попул€рностью. Ѕлагодар€ реформам јлександра II идет мощное развитие экономики, массовое железнодорожное строительство. Ѕольшой спрос на инженеров, преподавателей. Ѕыл именно выбор между карьерой и революцией, совестью. ” “ургенева есть рассказ «ѕорог» – про девушку с гор€щими глазами, котора€ переступает через порог и отдает себ€ борьбе за народное счастье. » сзади слышит два голоса. ќдин говорит: «св€та€», другой: «дура».

– Ёпоха јлександра II – не перва€ волна либерализма в истории –оссии. ѕочему именно она породила такое массовое самопожертвование?
– ќбщество развивалось. »нформаци€ становилась более доступной. ¬ начале XIX века, когда јлександр I умер в “аганроге, в ѕетербурге узнали об этом только через 19 дней. “еперь система коммуникаций работала лучше. ѕлюс резкий рост образовани€, допуск к нему представителей разных сословий. ќбразование делает человека, во-первых, не таким тупым и послушным, во-вторых, дает ему чувство собственного достоинства.

– ¬ы говорили про поколение 1850-х годов, родившеес€ в эпоху свободы. ≈го можно сравнить с нынешним поколением 1990-х, которое тоже выросло свободным, а потом столкнулось с периодом закручивани€ гаек?
– —ейчас люди более прагматичны. “огда было больше идеализма, романтизма и фанатизма. “еррористы-народовольцы специально оставались на месте преступлени€, счита€, что, отнима€ чужую жизнь, должны отдать и свою. —пециально использовали судебные процессы над собой как трибуну дл€ пропаганды своих взгл€дов. Ѕлаго что судебные отчеты публиковались в открытой печати.

» если бы тот произвол, который творилс€ у нас на ћарсовом поле 12 июн€, произошел в 1870-х годах, все студенты вышли бы на улицы и пошли к полицейским участкам, где сидели их арестованные товарищи.                

јнтон ћ”’»Ќ



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru