16+

Новости партнёров

Lentainform

Британский студент — том, почему русский народ так любит Путина

03/07/2017

Студент из Британии, прожив год в России, многое понял – про Путина, народную любовь и наше будущее. Выдержки из его труда предлагаем вашему вниманию.


         Об авторе. Александер Ридс-  студент Кембриджского университета, факультет Modern & Medieval Languages. Изучает русский  и испанский языки, специализация – советская история и латиноамериканская литература. Всем лингвистам в Кембридже нужно провести год за рубежом, Ридс выбрал Россию, где год проучился в СПбГУ. Здесь изучал политологию и международные отношения.

Путин – создатель путинизма

Молодое поколение не знает Россию без Владимира Владимировича Путина (он у руля с 2000 года). Несмотря на то что на Западе его считают авторитарным диктатором, в России к нему очень многие относятся почти как к богу: он имеет один из самых высоких рейтингов одобрения среди мировых лидеров, даже с поправками на «фальшивые соцопросы».

Не последнюю роль здесь играет то, что Владимир Путин не просто «захватил власть», он создал и продолжает развивать свою собственную идеологию – путинизм. Эта самодержавная по своей сути идеология позволяет ему пользоваться поддержкой подавляющего большинства русских. При рассмотрении истории России становится понятно, почему именно самодержавная власть лежит в основе русской политической культуры, и, следовательно, почему евро-американские модели оказываются для России неподходящими.

Запрос на самодержца

Некоторые историки, прежде всего Николай Карамзин, считают, что российское самодержавие зародилось под воздействием монгольской власти. Неважно, согласны вы с точкой зрения Карамзина или нет, нельзя отрицать тот факт, что самыми великими правителями в истории России считаются те, кто наиболее успешно применял террор, для того чтобы поставить страну под свой контроль: Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Сталин. А те, кто не использовал страх поданных как главный инструмент интеграции русского государства, вошли в историю как самые слабые правители. Это Николай Второй, Петр Третий и Михаил Горбачев. Уже из этого видно, что в русской истории существует запрос на самодержца, и сильная единовластная структура является залогом стабильности и могущества русского государства. Конечно, нет смысла сравнивать эпохи Петра Первого и Ивана Грозного в плане размаха государственного террора с периодом правления Путина. Но в современной русской политической системе, бесспорно, сохранились некоторые из главных особенностей, которые сформировались еще в эпоху Московского царства.

Что такое идеология путинизма

Есть три ценности, которые представляют собой суть путинской системы. Во-первых, это главная объединяющая национальная идея Путина – патриотизм. Вместе с консервативным принципом защиты традиционных ценностей «сохранение государства в его исторических границах» лежит в основе политики, проводимой Путиным.

Во-вторых, при Путине окончательно реабилитировалось после крушения СССР имперское сознание среди русских. Путин стремится вернуть влияние и даже территории, утраченные  после распада СССР. Это показали российско-грузинская война 2008 года и присоединение Крыма  в 2014 году. Концепция империи сейчас рассматривается в позитивном свете. Путин объявил о своем намерении бороться за мировое влияние. Идентификация с Европой, которая была актуальна в первый период правления Путина как президента и премьера (2000–2011), сейчас практически исчезла.

В-третьих, укрепление вертикали власти является ключом к тому, как Путин сохраняет контроль над страной. Государство играет ведущую роль во всем. Путин следует принципу этатизма, то есть доктрины, которая доказывает, что государство может всё и что общество нуждается в его непрерывной опеке.

Солженицын как идеолог путинизма

Значительная часть путинской идеологии проистекает из традиционного русского консерватизма. Путин и сам любит отсылать к идеологическому фундаменту, заложенному философом Иваном Ильиным. Влияние Ильина на путинскую систему очевидно. Например, в произведении «Наши Задачи» Ильин подчеркивает важность братского союза, объединяющего всех русских, а также духовного и национального характера русского государства.

Специфика эпохи Путина в том, что термин «консерватизм» (который был негативно окрашен как в эпоху СССР, так и в период перестройки) приобрел позитивную коннотацию. В «Манифесте просвещенного консерватизма» кинорежиссер Никита Михалков писал, что залогом процветания России является «сильное государство, осуществляющее реформы во благо своего народа».

В настоящее время на Западе националистическими называют те движения, которые делают акцент на этнонационализме. Однако в России Путин сделал ставку на национализм «в хорошем смысле слова». «Русскую идею» ввел в русское мышление Федор Достоевский, и с тех пор эта концепция продолжала развиваться в сознании русских. Опираясь на этот идейный фундамент, Путин создал свою интерпретацию «русской идеи». При этом нет оснований полагать, что Путин является ярым националистом в этническом понимании этого слова. Скорее, он – националист в том смысле, что делает отчетливый акцент на «русском». Однако он отмежевывается от самых крайних националистических проектов в России, например от лозунгов «Россия для русских» и «Хватит кормить Кавказ». Главная причина такой умеренности в том, что ультраправые группы, по сути, стремятся к демонтажу многонациональной российской империи, желая заменить ее на этнически однородную «русскую национальную демократию». Эта идеология противоречит стремлению Путина сохранить территориальную целостность России. При этом Путин убежден в том, что посредством такой национал-державной политики отстаивает интересы прежде всего русского народа, который не мыслит себя вне империи и который привык считать себя «старшим братом» по отношению к другим народам, населяющим Россию. Рассуждая таким образом, Путин готов устранить любую политическую угрозу сохранению РФ в ее нынешних границах, неважно, какая эта угроза: русско-националистическая, либерально-антиимперская или национал-сепаратистская.

Существенное влияние на идейный проект Путина оказал нобелевский лауреат Александр Солженицын. Путин в некоторой степени осуществляет солженицынскую концепцию «обустроения» России. В первую очередь он следует идее Солженицына о том, что «Земля – это Россия», поскольку так же считает русскую территорию символом державной силы. Во-вторых,  как и Солженицын, Путин делает упор на важности христианства как единственной духовной силы, необходимой для исцеления России. В-третьих, Путин стремится присоединить к России «отколовшийся» от нее в 1991 году «русский мир», что также соответствует представлениям Солженицына о том, какой должна быть постсоветская Россия.

В то же время Солженицына принято считать идеологом национал-либеральным. И в его доктрине большое внимание уделено теме свободы. Путин же, напротив, к либерализму относится в целом негативно.

Почему путинизм антилиберален
 
Либеральные реформы горбачевской и ельцинской эпох не смогли оправдать ожидания русского народа. Уже в эпоху перестройки было заметно, что в то время как Горбачев видел главной ценностью гласность (то есть свободу слова), народ в большей степени хотел не свободы, а порядка – то есть строгой дисциплины и отсутствия коррупции. Этим ожиданиям не соответствовали ни эпоха Горбачева, ни эпоха Ельцина. В итоге, после двух неудачных либеральных экспериментов русский народ с еще большим подозрением стал относиться к либеральной идеологии.

У меня сложилось впечатление, что русским вообще до сих пор стыдно за президентство Ельцина. Он считается «пьяным дураком», который продал свою политическую легитимность группе олигархов-жуликов в обмен на «консолидацию элит около власти».

Ельцин «навлек позор» на русский народ, а Путин «навел порядок». Распространено убеждение, что «демократы страну развалили, а Путин этот развал остановил». И факты как будто говорят сами за себя: ВВП России снизился с $ 517 млрд в 1991 году до $ 195 млрд в 1999 году. При Путине ситуация стала стабилизироваться.

Путин сразу, в 2000 году, пообещал улучшить качество жизни русских и создать национальную идентичность, независимую от Запада. В принципе, ему удалось достигнуть этих целей (здесь надо иметь в виду резкий взлет мировых цен на нефть, но только к этому я бы успех путинизма сводить не стал), и он направил страну в новое русло. Таким образом, русские считают Путина спасителем России, и он сам называет своим главным достижением то, что сохранил великую державу от распада. Этим он оправдывает укрепление авторитарной политической системы.

Почему либералам не одолеть путинизм

После массовых протестов 2011–2012 годов против нечестных выборов, можно было бы подумать, что для либералов возникла возможность оспорить авторитет Путина. Но русские либералы не смогли воспользоваться протестным импульсом. Главная причина в том, что не было тогда и до сих пор нет полноценного либерального проекта в России. И это неслучайно.

Дело в том, что, как показал опыт XX века (1905–1917 и 1985–1991 гг.), либерализация неизбежно несет перспективу распада «Великой России» в обмен на политическую свободу. Таким образом, Великая Россия и Либеральная Демократия несовместимы. А вот Великая Россия и путинизм – не просто совместимы, но представляют собой единое целое.

Именно поэтому, несмотря на то что либеральная идеология, предполагающая политическое равенство «верхов» и «низов», могла бы стать востребованной обществом, либералы так и не смогли мобилизовать русских на активный протест против правительства. К этому, конечно, добавилось и то, что население среднего и пожилого возраста в РФ не хочет жертвовать относительной стабильностью, обеспеченной путинской системой, ради новой революции. В итоге настоящего успешного либерального политического проекта в современной России нет, и либералы вряд ли скоро смогут его создать.

Путин vs молодежь

В ближайшем будущем путинская монополия на власть не исчезнет. Оппозиционерам сегодня очень трудно доказать обществу, что «Россия без Путина» будет еще сильнее и лучше. При этом русский народ явно не готов к новому этапу политических потрясений, которые, несомненно, пошли бы рука об руку с либеральными политическими реформами.

При этом, однако, есть два важных фактора, которые могли бы привести к финалу путинского режима.

Во-первых, Россия может вступить в  непреодолимый хозяйственный кризис. И тогда властям придется начать либеральные политические реформы, для того чтобы способствовать экономическую росту. А затем либерализация стихийно вырвется из-под авторитарного контроля, как в период перестройки.

Во-вторых, молодое поколение, наверное, в конце концов окажет воздействие на русскую политическую систему. Молодое русское поколение  более ориентировано на Запад. Оно хочет тех же самых свобод, которые есть у европейцев. Молодые русские не помнят хаоса 1990-х годов, таким образом расширяется разрыв между поколениями в политическом сознании.

Я могу с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем либерализации в России не будет. Однако сейчас, может быть, в России зреет поколение новых бунтарей.             

Александер Ридс, Великобритания, фото kremlin.ru



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru