16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ѕочему финские дети учатс€ лучше российских

11/07/2017

ќбразование в ‘инл€ндии Ц одно из лучших в мире. ‘инские школьники в 2016 году зан€ли п€тое место в международном рейтинге качества обучени€ PISA, а российские Ц лишь 33-е. „то в финском образовании лучше, чем у нас? Ц разбиралс€ Ђ√ород 812ї. » расспрашивал финских учителей, родителей, бизнесменов и архитекторов.

(5) комментировать

           ¬ школу  по прописке

¬ ‘инл€ндии более двух тыс€ч общеобразовательных школ, при этом население страны примерно равно населению ѕетербурга. ƒл€ сравнени€: в —ѕб около восьмисот школ.
¬се дети в ‘инл€ндии получают бесплатное среднее образование. —огласно местным законам, ребенок поступает в школу по прописке – то есть в ту, к которой прикреплен его дом. ¬ этом финска€ система похожа на российскую. ћуниципалитеты получают дотации из госбюджета, сумма напр€мую зависит от количества детей, проживающих на территории. ѕоэтому записать ребенка в другую школу практически невозможно, дл€ этого нужны очень веские причины.

Ќо финны и не пытаютс€ пристроить детей в другую школу (а в ѕетербурге только беспечные родители не мучаютс€ вопросом – как отдать ребенка в школу получше). ¬ этом финска€ система заметно отличаетс€ от российской, потому что в ‘инл€ндии попросту нет лучших и худших школ.

Ќациональное агентство образовани€ (Ќјќ) ‘инл€ндии со страшной силой боретс€ за то, чтобы все учебные заведени€ страны давали одинаковое качество обучени€. ‘инны считают это самой важной задачей образовани€.

ѕо словам  ристины ¬олмари,  руководител€ департамента статистики и аналитики ”правлени€ образовани€ Ќјќ, первый главный лозунг финской системы – «–авенство во всем». Ѕлагодар€ такому подходу финнам удалось зан€ть лидирующие позиции в международном рейтинге PISA, оценивающем  качество общего школьного образовани€.  ¬ рейтинге за 2016 год —уоми зан€ла п€тое место. Ќа первых трех строчках оказались —ингапур, япони€ и Ёстони€. –осси€ – на 33-м месте.

‘инны говор€т, что сами были удивлены результатами PISA, и увер€ют, что рейтинги – не главное.

– Ќас не очень волнуют результаты PISA. Ќо мы тревожимс€, если замечаем большие различи€ в качестве образовани€ между школами, – за€вила «√ороду 812»  ристина ¬олмари.

‘инны к такому положению дел постепенно привыкли. ћногие сегодн€ искренне считают, что сама€ лучша€ школа – та, котора€ ближе к дому. “ам учатс€ все дети, живущие в микрорайоне: и местные, и не говор€щие по-фински мигранты, и дети с инвалидностью.  ‘инское образование настолько гуманно и неспешно, что к 13 годам все в конце концов заканчивают начальную школу. Ќачальна€ школа в —уоми длитс€ до седьмого класса. Ёто нормально дл€ неторопливых финнов.

«айчики учатс€ хуже белочек

¬торой главный лозунг финской системы образовани€  – «ќтсутствие стрессов». ќб этом говорит посол ћ»ƒ ‘инл€ндии по экспорту образовани€ ћарианна ’ууско. 

– ћы ищем пути обучени€, чтобы дети не испытывали стресс, а получали удовольствие от школы. ƒл€ нас главное – как можно меньше напр€гать учеников. ѕоэтому мы сокращаем количество уроков, домашних заданий и контрольных работ.

‘инские дети начинают учебу с семи лет и затем  в течение дев€ти лет  получают об€зательное образование. «атем по желанию они могут провести дополнительный год в 10-м (необ€зательном) классе  – чтобы улучшить отметки.  ќколо 70% подростков в дес€тых классах – мигранты.

¬ начальной школе дет€м вообще  не став€т оценок, и все предметы ведет один учитель. ƒомашние задани€ младшеклассники могут не делать. ƒетей положено только хвалить. –угать запрещено. Ќазывать плохих учеников отстающими запрещено. ‘инска€ педагогика советует называть неуспевающих  какими-нибудь необидными словами – например, «белочками»  или «зайчиками». Ёто чтобы не травмировать или, как говор€т финские психологи, «не стигматизировать» детей.   онтрольных работ в школах практически не бывает, экзаменов нет совсем.  ¬ конце 9-го класса подросткам просто выдаетс€ аттестат с отметками.

Ѕольшинство школьников после 9-го класса продолжают учебу в лицее (аналог российской старшей школы, т.е. 10–11 классы) или в профучилище.  ¬ итоге они провод€т за партой 12–13 лет и  заканчивают  учебу к 19–20 годам. —овершеннолетие у них наступает  в восемнадцать, поэтому старшеклассники могут свободно женитьс€, выходить замуж и рожать.

≈динственный раз, когда финским школьникам все-таки приходитс€ сдавать экзамены,  –  это после завершени€ 12-летнего обучени€.

¬сю неделю вышивали крестиком


–усские родители, впервые столкнувшиес€ с финской школой, часто испытывают шок. —воими впечатлени€ми поделилась ≈катерина, мама первоклассника ≈гора.

≈катерина с мужем и сыном недавно переехали в ’ельсинки из ѕетербурга. ≈гор сразу пошел в первый класс ближайшей школы, хот€ ни он сам ни его родители не говор€т по-фински.

≈катерина говорит, что местные пор€дки стали дл€ нее большими испытанием.

– –асписани€ уроков в нашем понимании  нет, просто указано: «урок 1», «урок 2» и так далее. я не знала, чем ребенок занимаетс€ в школе и чем будет заниматьс€ завтра, какие будут предметы и что он будет проходить.  »ногда зан€ти€ дл€тс€ с 8 до 13 часов, иногда с 9 до 12 часов.  »з предметов есть математика, чтение, музыка, труд, физкультура и религиозные зан€ти€. Ќикаких учебников, кроме как по математике и чтению, нет. я спрашиваю сына: «„то сегодн€ делали в школе?» – «¬ышивали крестиком».  ак-то они целую неделю вышивали и пели. ј на следующей неделе, наоборот, была сплошна€ математика, – делитс€ ≈катерина.

ѕо ее словам, труднее всего было смиритьс€ с отсутствием расписани€. Ќо сын привык легко.   ее собственному удивлению, даже незнание финского не помешало ему хорошо учитьс€.

≈катерина рассказывает, как ее вместе с мужем вызвали в школу:

– ћы ожидали чего-то ужасного – родителей же просто так не вызывают! Ќо оказалось, что просто родительских собраний в финских школах не бывает. ”читель беседует с родител€ми каждого ребенка тет-а-тет. ‘иннам положено две таких беседы в год, а мигрантам вроде нас – три.

ѕо ее словам, финские родители никогда не помогают своим отпрыскам делать домашние задани€ и тем более не нанимают репетиторов. ”чител€ прос€т родителей вообще не вмешиватьс€ в учебу детей. » строго за этим след€т.

”читель из ’ельсинки “ать€на јнтилла раньше работала педагогом в ћоскве. —ейчас  она преподает русский €зык финским школьникам. “ать€на объ€сн€ет, чем финска€ школа, по ее мнению, отличаетс€ от русской.

– ¬ финских детей не впихивают такое количество знаний, как в русских. «нани€ дают порционно, последовательно,  циклически. » они достаточно простые. ÷ель финской школы – дать ребенку не знани€ предметов, а научить его учитьс€. ¬ –оссии школьна€ программа перегружена. ¬ ‘инл€ндии она, скажем так, более гуманна. Ќапример, русские дети уже во втором классе должны читать и писать так, как от финнов не требуют даже в третьем. ќсновное, чему должны научитьс€  финские дети в начальной школе (к 12–13 годам) – читать и понимать смысл прочитанного. — седьмого класса начинаетс€ более сложна€ программа, но, мне кажетс€, по математике она все равно заметно проще, чем в –оссии. Ќо в ‘инл€ндии не делают из  этого проблемы. ‘инны считают, что если ребенок хочет достичь высоких результатов по какому-то предмету, он сам будет этот предмет изучать.

‘инские школьники в целом усваивают знани€ позже российских сверстников.  Ќапример, таблицу умножени€, которую русские знают наизусть уже во втором классе, финны  учат два года: во втором классе проход€т ее только до п€ти, остальное изучают в третьем.

ѕо мнению “ать€ны јнтиллы, успех финского образовани€ складываетс€ из двух составл€ющих: интересные учебники и атмосфера в школе.

– ƒл€ моих детей, когда они учились в ‘инл€ндии, самым страшным наказанием было,  если € говорила:  «Ѕудете плохо себ€ вести – завтра в школу не пойдете!» ¬ –оссии, если учитель заболел, то – ура!

јнтилла говорит, что, несмотр€ на многолетний опыт, ее до сих пор удивл€ет отношение местных школьников к учебе.

– ƒети не шпаргал€т, не подсказывают и не списывают. ” них отсутствует коллективное чувство. ќдин мальчик как-то сделал шпаргалки, но одноклассники  сразу же его выдали. ѕотому что он должен – как все – ответственно подходить к учебе.

ѕо словам “ать€ны јнтиллы, финские школьники никогда не показывают друг другу свои отметки. ”читель никогда не называет отметки учеников публично. ƒаже спрашивать: « ак ты учишьс€?» считаетс€ неприличным. Ёто личное дело каждого.

«ачем шведам нужны финские учител€

‘инские педагоги хорошо зарабатывают. Ќапример, воспитатель в детсаду получает 2600 евро в мес€ц, учитель начальной школы – 3500, учитель-предметник – 3900, преподаватель в вузе – до 5800 евро в мес€ц. ƒл€ сравнени€: средн€€ зарплата бюджетников в —уоми – 3100 евро/мес€ц. јдвокаты зарабатывают примерно 4500, врачи – 6300, официанты – 2000, продавцы – до 2500 евро в мес€ц.

 онкурс на педагогические факультеты в вузах составл€ет 10 человек на место. Ёто  престижна€ професси€. ѕо данным √лавного управлени€ образовани€ Ќјќ, 90% финских педагогов удовлетворены своей работой и 60% чувствуют, что их професси€ ценитс€ обществом. ‘инские учител€ довольны жизнью.

”дивительно, но в соседней Ўвеции положение учителей  совсем другое. ѕедагогов там считают неудачниками. “олько 5% шведских учителей полагают, что их професси€ ценитс€ обществом. ѕоэтому преподавателей в шведских школах  остро не хватает. »х вербуют в ‘инл€ндии, но финны там не удерживаютс€ и сбегают обратно на родину.

ѕока мало кто знает, но ‘инл€нди€ хочет захватить мировое лидерство в образовательных ноу-хау. ¬ ’ельсинки создали компанию HundrED, котора€ по всему миру ищет успешные инновации в образовании. —начала компани€ собрала 100 инноваций в ‘инл€ндии, затем еще 100 в других странах. —обранными ноу-хау HundrED обещает делитьс€ бесплатно. ¬ окт€бре 2017-го компани€ запустит образовательный поисковик: с его помощью инновации можно будет искать по странам, городам, направлени€м. ƒиректор HundrED —аки “уоминен утверждает, что компани€ станет лучшим в мире экспертом в области образовательных технологий.

ѕримеры уже собранных инноваций: как превратить школьную столовую в ресторан; как организовать уроки сексуального воспитани€; как повысить самооценку детей; как обучать математике одновременно с социальными навыками.

ќдну из инноваций – в виде приложени€ дл€ смартфонов – создала HundrED совместно с финской государственной телекомпанией YLE. ѕриложение помогает учител€м проводить уроки, опира€сь на актуальные новости.  аждый вечер эксперты YLE отбирают три новости из вышедших в эфир, переписывают их пон€тным дл€ детей €зыком и формируют учебные задани€. Ќапример, к новости об избрании “рампа президентом —Ўј задание было такое: подумать, каким образом работает демократи€. Ёто задание учител€ могли использовать на уроках обществознани€. ƒл€ урока экологии подошли бы новости о лесных пожарах, загр€знении атмосферы и так далее. ƒес€ть процентов финских педагогов пользуютс€ этим приложением и начинают  уроки с обсуждени€  новостей.

ѕо словам —аки “уоминена, компании удалось собрать около 700 инноваций из 135 стран мира, из них российских – около дес€тка. √-н “уоминен сообщил, что HundrED ведет переговоры о сотрудничестве с двум€ российскими негосударственными фондами (впрочем, назвать их он отказалс€).

“арелочна€ модель

‘инны считают, что правильно учитьс€ можно только правильно пита€сь. —уоми первой в мире в 1948 году ввела бесплатные гор€чие обеды в школах. —егодн€ дети на продленке также получают бесплатные полдники. ’от€ сама продленка – платна€.

‘инских школьников не только правильно корм€т,  им объ€сн€ют про здоровое питание с детского сада.  ќбъ€сн€ют, опира€сь на «тарелочную модель».  “арелку, считают финны, надо делить на четыре части: две из них (т.е. полтарелки) должны занимать овощи, одну четверть – м€со, еще четверть – гарнир из углеводов.

Ќа основе этого принципа составл€етс€ меню ученических обедов.   орреспондент «√орода 812» пообедала в столовой финской школы. ¬ меню были салат из овощей (огурцы с редиской), протертый овощной суп, хлеб с маргарином и напитки – соки, молоко, кисель. ¬торого не полагалось, но можно было вз€ть кусочек сыра. Ќа десерт – консервированные фрукты. ¬ школе объ€снили, что сегодн€ у них вегетарианский день. ¬егетарианство, по мнению финской педагогической науки, «способствует устойчивому развитию».

—колько денег тратить на питание школьников,  каждый муниципалитет может решать самосто€тельно. ¬ среднем в ‘инл€ндии эта сумма составл€ет 2,76 евро на ученика в день. ќднако «размер тарелки»  в разных регионах может отличатьс€ довольно сильно. Ќапример, в ¬антаа на питание выдел€етс€ всего 1,67 евро на ребенка в день, а в ѕуумала – 8,28 евро в день. ¬ большинстве школ есть общественные советы по питанию, куда вход€т родители, дети, педагоги. ќни могут вли€ть на меню – но в пределах выделенной суммы.

Ёлектрический стул  без  негатива

—троительством новых школ занимаютс€ муниципалитеты.  —колько на это потратить, местные власти могут решать самосто€тельно.  “иповых проектов школьных зданий в ‘инл€ндии нет. ≈сть только общие требовани€: на каждого ребенка должно приходитьс€ не менее 10 квадратных метров учебных площадей и не менее 10  кв. метров  дворовой территории. ѕроект выбираетс€ по конкурсу, будущий директор школы может вносить свои предложени€.

 омпани€ Martela, участвовавша€ в половине всех проектов по строительству и реконструкции учебных зданий, считает, что философи€ новой школы должна соответствовать принципам открытого пространства.

– ћы уходим от коридоров и классов. ќбразовательное пространство должно побуждать к учебе, – говорит представитель Martela јрь€-Ћиса  аасинен.

ѕо ее словам, побуждать детей к учебе должны три принципа внутреннего дизайна помещений. Flexible learning – это, когда огромное помещение не имеет стен и при необходимости делитс€ на зоны занавесками. Flexible classroom – когда вс€ мебель (шкафы, столы стуль€)  дл€ учебы на колесиках и может сто€ть то тут, то там.

White board – когда используютс€ белые школьные доски (дл€ фломастеров) вместо привычных черных.

ƒети в таком образовательном пространстве во врем€ уроков могут лежать, скакать или висеть на шкафу. »х никто не заставл€ет сидеть смирно. ‘инны больше не считают, что есть правильна€ поза дл€ зан€тий. “еперь они думают, что чем больше дети двигаютс€, тем лучше.
ћногим родител€м поначалу не нравились странные новшества.

– Ќо международный рейтинг  PISA показал, что така€ система эффективна. ѕростое слушание дает запоминание 5% информации. ≈сли слушать и одновременно что-то делать, то знани€ усваиваютс€ эффективнее. ≈сть школы, где учат математике во врем€ бега трусцой, – говорит јрь€-Ћиса  аасинен.

¬ Martela придумывают мебель дл€ сидени€, помогающую телу не затекать.  ќна странно выгл€дит и не всегда удобна€, зато полезна€. ≈сть электрические стуль€, которые подают сигнал, когда пришло врем€ сменить позу. —ловосочетание «электрический стул» больше не вызывает у финнов негативных эмоций.

Ўкола без стен

Ѕольшинство общественных зданий в ‘инл€ндии стро€тс€ как многофункциональные: например, женска€ консультаци€ совмещаетс€ с библиотекой – пациенты, пришедшие на прием, ждут очереди в читальном зале. Ёта мода затронула и учебные здани€. Ўкола —ауналахти – сама€ современна€ в —уоми. ‘инны очень ею горд€тс€. ќна расположена в Ёспоо, пригороде ’ельсинки. ѕостроена в 2012 году и представл€ет собой здание «четыре в одном».  роме школы там расположены муниципальна€ библиотека, дом молодежи и детский сад.

ѕо словам архитектора ¬айно ћиккел€, участвовавшего в этом проекте,  фойе на первом этаже служит одновременно школьной столовой, актовым залом, местом дл€ пребывани€ детей на продленке и местом, куда любой житель района во второй половине дн€ может прийти, чтобы  почитать книгу или пообщатьс€.

– ¬ здании большие окна – от пола до потолка, – чтобы снаружи было видно, чем занимаютс€ внутри. ѕотому что наша школа – это витрина района. ћы хотели создать место дл€ встреч и общени€ не только дл€ школьников, – говорит ¬айно ћиккел€.

ѕлощадь здани€ – около 12 тыс€ч квадратных метров. ѕостройка обошлась в 30 млн евро. —егодн€ в школе учатс€ 600 детей, а к 2018 году их количество планируетс€ увеличить до 800.

¬ школе соблюдают принципы открытого пространства.  ѕоэтому в ней минимальное количество перегородок и стен,  а те, которые есть, стекл€нные или передвижные. “ам нет постов охраны, турникетов, дворова€ территори€ никак не огорожена. «дание в буквальном смысле открыто дл€ всех. Ќа вопрос о безопасности финны лишь пожимают плечами.

– ¬се бо€тс€ терроризма. Ќо мы не должны показывать, что боимс€, – сказал  «√ороду 812» представитель охраны (котора€ все-таки есть)  ћина ѕихла€ма.

¬ ответ на вопрос о тревожной кнопке она показала свой мобильный телефон: в случае чего охранница просто вызовет полицию.

ƒл€ сравнени€:  в ѕетербурге к безопасности школ  относ€тс€  принципиально иначе.  ак правило, дети проход€т в школу по электронным пропускам. Ќа входе – об€зательный пост охраны, есть тревожные кнопки. ƒвери школы посто€нно заперты, туда не пускают родителей (только по договоренности), не говор€ уже о «жител€х района».

 омпани€, котора€ строила школу —ауналахти,  ведет жилищное строительство и в ѕетербурге.

– ћы готовы строить такие же школы в –оссии  в рамках инвестдоговоров. ћы уже общались с представител€ми ћинистерства образовани€ –‘ и увидели  заинтересованность во внедрении финского опыта, – за€вил «√ороду 812» финский девелопер.            

≈лена –ќ“ ≈¬»„



 омментарии:

ѕотому что финский учитель получает 3000 евро, а российский - 300.

Ќаписал Bernulli - 2017-07-12 09:57:22 / ответить

’ороша€ стать€.

Ќаписал Allais - 2017-07-12 09:59:48 / ответить

«ато, говорю, мы делаем ракеты » перекрыли ≈нисей, ј также в области балета, ћы впереди, говорю, планеты всей... јвтор: ё. ». ¬избор

Ќаписал toothman - 2017-07-12 14:25:37 / ответить

“ак известно, почему. –азбирали уже это ученые специалисты. ‘инны очень многое в своей системе образовани€ перен€ли от системы образовани€ √ƒ–.  отора€, в свою очередь, опиралась на советскую систему образовани€, бывшую лучшей в мире.  огда "демократическа€" –осси€ отказалась от советской системы образовани€, то, естественно, российские дети стали учитьс€ хуже.

Ќаписал _человек просто - 2017-07-12 16:16:08 / ответить

’ороша€ стать€.

Ќаписал titikaka - 2017-07-12 16:23:34 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru